Смекни!
smekni.com

Георгий Конисский -- Философ (стр. 2 из 4)

Не следует думать, что Конисский в своей критике окружающих порядков зашел слишком далеко. Разумеется, и в киевский период своего творчества, и в период белорусский, критикуя произвол крупных феодалов, разоблачая злоупотребления в судах, осуждая пороки служителей культа, Конисский не был противником ни феодально-крепостнического строя, ни религии в целом. Он требует лишь смягчения феодальной эксплуатации, сглаживания наиболее острых противоречий, утверждения в современном ему государстве и обществе элементарного правопорядка и законности в интересах самих помещиков. Его идеалом является "просвещённый" и "добрый" царь, справедливый судья, нежестокий помещик, послушный крестьянин, покорно исполняющий свои феодальные повинности. Он мечтает о классовом мире, о гармонии классовых интересов. Он не требует существенных, коренных изменений социального строя, а поддерживает устремления той оппозиционно настроенной части господствующего класса, которая считала необходимым совершить в Белоруссии реформы, проведённые Петром I в Российском государстве. Конисский был идеологом средних слоёв господствующего класса современного ему общества, в частности православного дворянства.

Конисский -- страстный поборник просвещения. Биограф XIX века называет его "одним из лучших представителей старинного образования нашего". Отстаивая право на образование всех слоёв населения, в том числе и простого народа, Конисский открывает в Могилеве училище (1757) по образцу Киевской академии и ставит целью сделать его оплотом просвещения для всех православных белорусов, не имеющих доступа к наукам и знаниям в условиях шляхетской Польши. Связывая общественный прогресс с развитием науки, с распространением образования на все слои населения, Конисский открывает школы, семинарию, пишет и издаёт научные труды и художественные произведения, учебные пособия.

Умер Георгий Конисский в 1795 году в Могилеве. На могильной плите в соборе можно прочитать эпитафию, сочинённую им самим незадолго до смерти :

Колыбель -- Нежин, Киев мой учитель;

Я в тридцать восемь лет назван: Святитель.

Семьнадцать лет боролся я с волками,

А двадцать два, как Пастырь отдохнул с овцами.

За претерпенные труды и непогоду

Архиепископом и членом стал Синоду.

Георгий именем, я из Конисских дому,

Коню подобен был я почтовому.

Тут трупа моего зарыты кости

В год семисотый девяностый.

II. ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГЕОРГИЯ КОНИССКОГО.

А). ДЕИЗМ КОНИССКОГО.

В первой половине XVIII века, которому предшествовала эпоха бурного развития естественных наук, интерес к практическому знанию выступает на первое место. Новые времена выдвинули требование обязательной связи мысли и опыта. В отечественной философии тяготение к опытному знанию отразилось в расширении разделов натурфилософии в ущерб метафизике, во введении в натурфилософию разделов прикладных наук - арифметики и геометрии. Под влиянием успехов естествознания наблюдается постепеный отход от канонов аристотелизма и переход на позиции рационализма науки Нового времени. Философия Декарта, Спинозы, Лейбница проникла в академии ещё в начале XVIII века, но она встречала порой сильное сопротивление со стороны консервативных деятелей.

Мир у Конисского - не что иное, как "совокупность многих и различных видов физических объектов", конечных вещей, каждая из которых обладает собственной ценностью, целью, как часть целого, без которой невозможно гармоническое единство мира. "Мир,-- пишет Конисский,-- это соединение, состоящее из неба и Земли, и из той природы, которая в них содержится". Конисский согласен с Декартом в вопросе о материальной однородности мира: "Небеса, как и другие тела, состоят из материи и формы, и вероятно, что их материя по виду не отличается от материи подлунных (т.е. земных) вещей". Он признаёт бесконечную делимость материи. Под влиянием картезианской философии определённые ограничения накладывает Конисский на бога-творца: он как бы "отодвинул" бога за пределы материальной природы, сведя к минимуму его роль во Вселенной.

Согласно разработанной в средние века теории, субстанции (у Конисского, субстанция -- то, что "существует само собой, не требуя субъекта, к которому бы принадлежало") делились на сотворённые, материальные и несотворённые, духовные. Существенный признак субстанции -- бытие. Так вот Конисский считает, что истинным бытием обладает лишь сотворённая, материальная, субстанция, а несотворённая, или духовная, лишена бытия. Профессор убеждён, что такие категории, как "сущее", "бытие", "субстанция", неприменимы к характеристике бога. Среди профессоров Киево-Могилянской академии, своих предшественников, Конисский ближе всех подошёл к разграничению науки и религии, философии и теологии. Отодвинув вслед за Декартом бога за пределы материальной природы, он тем самым возвысил роль природы, "которая является внутренним принципом действия материального тела, поскольку она соответствует действиям и операциям этого тела, и даже определяется соответствующими принципами присутствия тела, именующимися определёнными принципами бытия". При этом природе приписывается могущество, напоминающее могущество бога, ибо само собой разумеется, что совершеннейший творец может творить лишь совершенные вещи: "Бог действовал кратчайшим путём и решил не создавать природу, требующую чужого труда, а такую, которая сама себя удовлетворяет". В этом смысле природа отождествляется с материей как основой всего сущего: "Здесь будем говорить о природе, которая является внутренним принципом действия и будто домом для вещей, а именно: она обусловливает внутренние процессы в вещах и есть не что иное, как материя и форма". Конисский склоняется к мысли, что природа-материя не пассивное творение, она сама выступает как творец, возбуждая в телах различные процессы и являясь их причиной: "Природа является принципом движения и покоя. Это значит: если вещи движутся, их движение обусловливает природа; если покоятся, их покой опять-таки обусловливает природа". Однако такие активные свойства приписывает он не всей природе а лишь той, которая отождествляется с оформленной материей. Понятие активности Конисский безоговорочно применяет лишь для характеритики мира материальных вещей, мира в целом, как реальности материальной субстанции.

Определение первоматерии, данное Аристотелем, Конисский считает малопонятным, и потому более приемлемым ему кажется определение перипатетиков: "Материя есть первый субъект каждой вещи, из которого всё с необходимостью возникает как свойство, и в него переходит последнее проявление вещи, когда она гибнет". Материя в этом определении -- пассивное начало, из которого выводится всё разнообразие мира. Конисский об этом прямо говорит: "Разнообразие природы достигается не разнообразием материи, а разнообразием формы, что хорошо известно всякому достаточно образованному человеку". Благодаря форме материя детерминируется в отдельные предметы и вещи. Лишь благодаря материи мир может мыслиться как нечто целостное, единое, только материя может быть основой единства мира. Одним из самых сложных для Конисского является вопрос, откуда берутся формы? "Я не могу придумать ничего правдоподобного о происхождении форм, и это признание следует считать выводом".

Итак, Конисский говорит о материи как первооснове мира, обладающей различными свойствами. Самое важное свойство -- сохранение материи в процессе изменений. В постоянном изменении вещей материя сохраняется неизменной как основа всех процессов. Из наблюдений над естественными процессами (горение дерева, бумаги, гниение продуктов и вещей) Конисский делает вывод о непорождаемости и неуничтожимости материи: "О материи установлено точно, что она такая же самая, какой была в старой, переходит в новую вещь, а не рождается и не уничтожается". "Вообще во всех вещах даётся какой-то общий субъект, даже если мы и не постигаем его ощущениями" -- этот "общий" субъект он и называет "началом", "первоосновой". "Материя никогда не может быть ни порождена , ни уничтожена, она сотворена богом в начале мира, и какая, и в каком количестве сотворена, такая и в таком количестве по сей день остаётся и будет оставаться в будущем".

Конисский утверждает также, что материи присуща собственная сущность и собственное существование, правда обусловленное всемогуществом бога. Самое материю мы не ощущаем, однако ощущаем вещи -- проявление и воплощение материи. Из всемогущества бога для Конисского вытекает также возможность существования других подобных миров, то есть наш материальный мир неодинок во Вселенной: "Те авторы пусть знают, когда стремятся доказать единичность мира, что они отрицают всемогущество бога". Все эти выводы очень близко подводят Конисского к признанию вечности материи.

Соглашаясь, что материя-природа является пассивным принципом всех происходящих в ней изменений, Конисский вынужден искать и активное начало этих изменений, в первую очередь источник и причину движения (причем ищет в самих телах): "Можно сказать, что наиболее вероятной причиной движения в лёгких и тяжёлых телах является лёгкость и тяжесть тел". Причины вызывающие то или иное явление, только частичные причины изменений в природе, универсальная же причина -- бог. Под влиянием новых физических теорий Конисский делает вывод, что вещи различаются между собой лишь степенью плотности, являющейся причиной их тяготения вниз или вверх.

В чём же заключена эта главная жизнь Вселенной? Что такое движение? Конисский характеризует движение как "переход из одного состояния в другое", "посредством его достигается всё разнообразие природы", оно "нечто последовательное и непрерывное, все его части существуют не вместе, а сменяют друг друга". Движение -- всякое изменение, оно универсально. Движение, по его словам, -- главное свойство материальной природы, один из четырёх атрибутов материальной вещи, каковыми он считает также количество, пространство и время. Конисский вообще все характеристики естественных вещей ставит в зависимость от движения. Таким образом, Конисский склоняется к мысли, что движение -- это, на современном языке, способ существования материального мира. Особо выделял он движение живых тел и утверждал, что такое движение обусловлено душой, сотворённой богом.