Смекни!
smekni.com

Георгий Конисский -- Философ (стр. 3 из 4)

У Конисского понятие пространства тесно связано с телом, он признаёт реальность пространства только в неразрывной связи с размещённым в нем телом. Причину отсутствия в природе пустоты Конисский объясняет тяжестью и силой упругости воздуха. Пустоту можно образовать лишь искусственно, в природе её нет. Там, где как нам кажется, нет никакого тела, есть воздух, имеющий вес, плотность, занимающий определённое место, как всякое материальное тело. Интересно, как бы Конисский объяснил космическое пространство (т.е. вакуум), живи он сейчас.

Время, по мнению Конисского, -- это мера движения, но оно безотносительно к самим вещам : это сама последовательность движения частиц, мера непрерывной последовательности движения частиц. Оно также отличается от движения, как число вещей отличается от самих вещей. Если время тесно связано с движением, а движение непрерывно, то и время непрерывно. Поскольку Конисский признаёт, что для всякой материальной вещи сущнствовать -- значит пребывать в непрерывном движении, то время есть число этого движения, мера этого существования. Он различает естественное время -- настоящее, прошедшее и будущее и искусственное -- часы, дни, недели, месяцы и т.д. Эталон времени -- движение небесных тел.

Интересно у Конисского понимание вечности как бесконечной временности, не ограниченной ни началом, ни концом, она вся постоянно существует, но для лучшего понимания мы делим её на дни и годы (так как бесконечное мы воспринимаем и понимаем только через посредство конечного). А поскольку бесконечное во времени не начинается и не кончается, его смысл заключается в неизменности, то ни одна материальная вещь не бесконечна, ибо движение, изменение -- её непременное свойство. В нерасторжимой связи с бесконечным рассматривает профессор и непрерывное. Последнее он понимает как огромное количество тесно соединённых между собой частиц.

В). НАУКА И РЕЛИГИЯ.

Конисский не только выступает против основного тезиса религии -- подчинение разума вере, науки -- религии, но и смело признаёт доводы науки выше догм Священного писания : упование на всемогущество бога уже не удовлетворяет профессора. Конисский также выводит, что бог существует не только в человеческой голове как самое высокое совершенство, но и обладает реальным бытием. Григорий Конисский углубляет в своём философском курсе тенденцию рационалистического истолкования Библии, на основании данных опытной науки вскрывает противоречия Священного писания, утверждая, что оно не имеет ничего общего с научным знанием и потому не может претендовать на доверие. Единственное препятствие для широкого признания учения Коперника и Галилея, которому Конисский симпатизировал, он видит в догмах Священного писания. Положение Конисского - профессора академии - обязывало и его считаться со Священным писанием (тем более, что в времена Елизаветы Петровны началось открытое гонение на прогрессивную науку). Поэтому изучение гелиоцентрической системы мира он вынужден объявить лишь изучением с познавательной целью.

Своим отношением к идеям Коперника и Галилея профессор подчёркивает, что он ценит объективную научную истину вопреки предвзятым убеждениям, осуждает теологические догмы, отрицает их вовсе, если речь идёт о вещах и явлениях, исследованных наукой. Итак, Конисский-учёный всецело на стороне науки. Но как духовное лицо он был обязан защищать и пропагандировать догматы религии, и вот каким образом учит он подходить к Священному писанию : "Данные же Священного писания не нужно воспринимать в их прямом значении, как кажется многим; ...имеется в виду, что это сказано в соответствии с мыслью простолюдинов, ...многое другое передаём так, как оно нам кажется, хотя и знаем, что в действительности всё по-иному. Однако я должен сказать, что можно и нужно таким способом объяснять многие места Священного писания, если к этому нас побуждает великая наука". Это и подобные ему высказывания профессора говорят об осознании им своего положения подневольного монаха. Решая вопрос, может ли тело одновременно находиться в двух местах, Конисский прямо заявляет об этом : "Я бы охотно присоединился к отрицательному решению, если бы не отдал свой разум в плен вере".

Конисский, повествуя слушателям о движении, природе и форме планет, об их свечении пользовался данными новейших в то время исследований астрономов. Все планеты в его представлении круглые и сферические. Солнце состоит из твёрдой материи типа асбеста, которая, будучи зажжена, никогда не угасает. Пятна на Солнце он объясняет наличием там инородной огненной материи. В постоянном горении материя Солнца не уничтожается, как не уничтожается Земля в своих постоянных изменениях. Пятна, которые мы видим на Луне, наблюдая её в телескоп, -- это горы. Также выглядела бы Земля, если взглянуть на неё в телескоп с Луны. Объясняя различные изменения в материальном мире, процессы и явления в природе, Конисский пытается обойтись без вмешательства потусторонних сил, причины этих процессов и явлений видит он в самой природе. В его натурфилософии нет места таинственным явлениям, чудесам -- всё имеет свою естественную причину. Землетрясения, приливы и отливы, происхождение рек, озёр, морей, различные атмосферные явления и процессы -- во всём этом нет тайны, в природе всё происходит с необходимостью и всё можно познать, а также объяснить путём естественных причин.

Хотя сотворение человека богом является для профессора неоспоримым фактом, однако сотворение других живых существ для него сомнительно, как вообще сомнительно "творение из ничего" - выводы, основанные на достижениях биологии и физиологии.

Исследования учёных-естествоиспытателей, на которых базируется освобождение науки от религиозно-идеалистических и мистически-метафизических концепций, способствуют утверждению в философском учении Конисского доверия к науке. Вера в могущество науки была одной из основ его мировосприятия, и именно она способствует переходу от позиций здравого смысла к научно обоснованным, рационалистическим, рационально доказанным утверждениям. Только то считает Конисский неопровержимой истиной, что подтверждается научным экспериментом, доказательством в практике. Голословное "так хочет бог" он заменяет доказательным "такова закономерность природы". Лишь в случае, когда в науке того времени невозможно было найти достаточно рационально обоснованного довода, Конисский прибегает к откровению : "Вообще, к богу прибегают тогда, когда причины явлений неизвестны..."

С). ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.

Каким же путём идёт наука, как приобретаются человеком знания? Профессор подробно характеризует оба метода познания -- индуктивный и дедуктивный (называет их соответсвенно синтетическим и аналитическим). Конисский считал, что оба метода имеют общие черты, ибо в каждом из них от универсального (цели) к частичному. Таким образом, он не видит в методах большого отличия и в конце концов сводит их к одному -- индуктивному.

Положив в основу философского знания раскрытие причин вещей и явлений природы, Конисский отстаивает позиции естественного происхождения человеческого знания, убеждает, что познание начинается не с раскрытия каких-то врождённых идей, а с ощущений. Только чувственные восприятия и наблюдения являются источником человеческих знаний -- из этого делаем вывод о присутствии сенсуализма в теории познания Конисского : в разуме нет ничего, чего бы не было в ощущениях. Главная, активная силав процессе познания -- человек, его творческий разум. Источник знаний -- природа, и правильные представления о самых простых явлениях человек приобретает путём наблюдений. Только в процессе жизненных наблюдений у человека появляются сначала простые, потом более сложные представления, на основании которых в процессе обучения, то есть деятельности разума, складываются научные понятия : "То, что мы знаем, было известно нам раньше..., однако не до того, как мы родились, как представляет Платон, а прежде, чем мы пришли к научному знанию; однако оно было не выразительно и научно, а неясно".

Согласно Конисскому, в познании следует различать три ступени :

1). чувственное восприятие, возбуждаемое в человеке

внешними предметами.

2). выработка интеллектом понятия о воспринятом предмете.

3). суждение.

Опыт, практика у Конисского выступают основой познания мира. Ощущение, чувственное восприятие являются основой для выработки истинных понятий, суждений и научных теорий. Деятельность интеллекта невозможна без чувственного восприятия. Ощущение считает Конисский главным свойством чувственной души. Ощущения вызываются определёнными материальными объектами в соответствующих, специально приспособленных органах. Профессор делит ощущения на внешние и внутренние. Внешнее имеет 5 видов : зрение, обоняние, слух, вкус и осязание; каждому виду соответствует свой орган. Ощущение рассматривается как результат влияния окружающего мира на органы чувств. Такое влияние вызывает определённые изменения -- "модификацию" органов чувств, передающуюся нервами в мозг. Итак, мозг и нервы есть материальный субстрат ощущений. Взаимодействие между объектом и органом чувств осуществляется по нервам при помощи "духов особой природы", что весьма туманно осветил Конисский.

По мнению Конисского, мы ощущаем одинаково чётко и первичные, и вторичные качества вещей : "Кроме первичных качеств ощущением воспринимаются и другие, которые называются вторичными, а именно : твёрдость, мягкость, сухость, клейкость, тяжесть. Два последних не воспринимаются сами по себе, а посредством производимого ими давления, ибо, касаясь камня на земле, вес его мы не ощущаем". Конисский не отрицает, что ощущения могут и обманывать человека, например, отдалённые тела кажутся меньше, чем они есть на самом деле, на расстоянии изменяется цвет и другое : "Существуют три помехи ощущению, а именно : большая отдалённость объекта, несоответсвие среды и органов [чувств]". Практика, чувственный опыт -- вот где подтверждается и проверяется, по мнению Конисского, истинность.