Смекни!
smekni.com

Индийская философия (стр. 6 из 7)

Система йога принимает теорию познания и метафизику санкхьи с её 25 началами, но к тому же признаёт бытие бога. Особый интерес эта система представляет ввиду своеобразного характера практики йоги — средства достижения вивека-джняна, то есть разграничивающего познания, которое (как это признаётся и системой санкхья) должно быть существенно важным условием освобождения. Существует два вида йоги - сампраджнята и асампраджнята. В первом случае йога проявляется в виде полной сосредоточенности ума на объекте размышления и приводящей поэтому к ясному пониманию данного объекта; во втором наблюдается полное прекращение всех умственных модификаций и, следовательно, полное отсутствие познания, в том числе и знания объекта размышления.

В практике йоги имеется восемь ступеней: яма (обуздание), нияма (культура этики), асана (положение), пранаяма (контроль над дыханием), пратьяхара (отдаление чувств), дхарана (внимание), дхьяна (созерцание) и самадхи (сосредоточенность). Обуздание состоит в воздержании от нанесения вреда чьей-либо жизни, от лжи, воровства, прелюбодеянии и жадности. Культура этики заключается в воспитании хороших привычек, таких, как очищение, удовлетворённость, аскетизм, изучение вед и размышление о боге. Асана - это выработка устойчивого и удобного положения. Контроль над дыханием состоит в регулировании процессов дыхания. Контроль над чувствами заключается в отдалении чувств от их объектов. Категория внимания обозначает сосредоточение внимания на внутриорганических или внеорганических объектах, как, например, на кончике носа, луне и так далее; созерцание представляет собой неуклонное и непрерывное размышление об объекте. Сосредоточенность есть такое состояние, при котором созерцающее сознание теряется в созерцаемом объекте и перестаёт сознавать самого себя.

Философия йога считает бога одним из объектов размышления для обретения сосредоточенности и самопознания [17, стр.96]. Бог — совершенное существо, вечное, всепроницающее, всеведущее и совершенно свободное от всех недостатков. Йога приводит следующие аргументы в пользу бытия бога: всё, что имеет степени, должно иметь и некоторый максимум. Раз существуют разные степени познания, значит, должно быть и совершенное знание, всеведение. Тот, кто обладает всеведением, есть бог. Соединение пуруши с пракрити закладывает основу в дальнейшей эволюции мира, а прекращение этого соединения приводит к его распаду. Ни соединение, ни разъединение не присущи самим пракрити и пуруше. Поэтому должно быть такое верховное существо, которое было бы в состоянии устанавливать отношения между пракрити и пурушей в соответствии с моральными достоинствами индивидуальных душ.

Для брахманистской философии йога и ее результаты наряду с Ведами играли роль своего рода ultima ratio: когда оппоненты опровергали аргументы вайшешики в пользу реальности атомов, то ее последователи утверждали, что атомы доступны восприятию йогов.


СИСТЕМА МИМАНСА

Миманса, или пурва-миманса (ранняя миманса) была основана мифическим мудрецом Джаймини, которому приписывается «Миманса-сутра», датируемая примерно I вв. н. э.

Первоначально миманса занималась герменевтикой, толкуя Веды. Предмет Веды - дхарма, то есть то, что является действиями, которые приводят к благу. Утверждается, что источником знаний о таких действиях является Веда. Поскольку она дает безусловное истинное знание о дхарме и ее результатах, то объявляется, что Веда не имеет автора и безначальна. Веда существует вечно в звуковой форме (поэтому мимансаки отстаивали вечность звука), однако здесь под звуком понимается нечто иное, нежели «обычный» звук, доступный восприятию каждого — тот является лишь его проявлением. По мимансе звук есть субстанция [18, p.V (preface)]. В связи с дхармой возникает проблема ее познания — какая прамана дает нам ее знание? Шабара, первый комментатор на «Миманса-сутру» признает три праманы — восприятие, вывод и авторитетное свидетельство, но нетрудно догадаться, что единственным средством познания дхармы объявляется авторитетное свидетельство, то есть Веда.

Веда, в свою очередь делится на четыре части: предписания (видхи), разъяснения (артхавада), мантры и имена (намадхея). Каждая из них, в свою очередь, делится на множество типов и подтипов. Все это разнообразие необходимо, чтобы из запутанного набора ведийских высказываний, которые зачастую противоречат друг другу, образовать стройную систему взаимосогласованных утверждений. Именно подобной герменевтической деятельностью обусловлено принятие такой праманы как постулирование (артхапатти) (см. ниже). Оно позволяет нам, услышав в автобусе фразу «Пробейте», дополнить мысленно этот эллипсис словом «талон».

То, что веды предписывают выполнять, - правильно. То, что они запрещают, - неправильно. Долгом каждого человека является исполнение того, что правильно, и воздержание от того, что запрещено. Долг следует исполнять во имя долга. Ритуалы, предписанные ведами, должны выполняться не с расчётом на получение какой - либо награды за это, но именно потому, что они предписаны. Бескорыстное исполнение обязательных обрядов, которое возможно только при знании и самоконтроле, постепенно уничтожает кармы и делает возможным осуществление освобождения после смерти. Состояние освобождения понималось ранней мимансой как одно из состояний ничем не омрачённого небесного блаженства (сварга). Однако позднее миманса стала представлять себе освобождение, как прекращение рождения, а потому и всех страданий.

В ходе теоретического обоснования ритуала, его действенности миманса приняла сторону реалистических школ, то есть ньяя-вайшешики, заимствовав их онтологию с небольшими изменениями. Самое существенное изменение заключается в дополнении списка субстанций двумя субстанциями, звуком и темнотой. Реальность безусловно не есть проекция сознания и существует независимо и помимо нашего сознания. Если это было бы не так, то все ритуалы оказываются бессмысленными [18, р.119-120].

Душа рассматривается как бессмертная, вечная субстанция, ибо если бы душа гибла со смертью тела, то достижение блаженства на небесах становилось бы бессмысленным. Однако сознание не считается чем-то внутренне присущим душе. Сознание возникает в душе только тогда, когда она соединяется с телом и когда какой-нибудь объект находиться перед органами познания (пятью внешними органами чувств и внутренним органом, называемым манасом). Освобождённая и покинувшая телесную оболочку душа обладает не фактически существующим сознанием, а лишь его потенциальной возможностью.

Душа, находящаяся в теле, обладает различными видами знания. Школа миманса, основанная Прабхакарой, допускает пять различных источников познания: восприятие (пратьякша), вывод (анумана), уподобление (упамана), авторитетное свидетельство (шабда) и постулирование (артхапатти). Первые четыре источника допускаются также и системой ньяя. Знание посредством постулирования возникает тогда, когда мы допускаем что-нибудь как единственное объяснение явного противоречия. Когда мы видим, например, что данный человек ничего не ест днём, но всё же прибавляет в весе, мы допускаем, что он, может быть ест ночью.

Другая школа миманса, основанная Кумарилой Бхатта, допускает ещё один источник достоверного познания. Этот шестой источник познания называется невосприятием (анупалабдхи). Он показывает, что, если, войдя в комнату и осмотревшись, мы говорим: «В этой комнате нет вентилятора», - это ещё не значит, что о несуществовании вентилятора мы узнали посредством восприятия. Восприятие объекта возникает тогда, когда наши чувства возбуждаются данным объектом, но чувства не могут возбуждаться несуществованием, которое в данном случае является объектом познания. Подобное знание о несуществовании получается посредством невосприятия.

Мимансаки верят в существование души, но они не признают существование верховной души, бога, сотворившего мир. Объекты мира образовались из материи в соответствии с кармами душ. Закон кармы представляет собой спонтанный моральный закон, который правит миром. Философы школы миманса считают также, что когда какой-нибудь человек выполняет какой - либо ритуал, в его душе возникает некая потенция (апурва), которая в будущем в благоприятный момент принесёт свои плоды. Этими плодами можно будет наслаждаться в будущей жизни.

Боги же являются своего рода физическими силами, которые, если ритуал совершен правильно, обязаны доставить соответствующий результат. Поздние мимансаки открыто говорят, что божество есть то, чье имя склоняется в дательном падеже [12, том II, стр.380].

СИСТЕМА ВЕДАНТА

Эта система выросла из упанишад, которые представляют собой вершину ведических спекуляций, и поэтому она называется ведантой, или завершением вед. Веданта собрала воедино все философские мысли, рассеянные в упанишадах. Её основные положения изложены в «Веданта-сутре» Бадараяны. Из всех индийских систем веданта - особенно в изложении Шанкары - оказала наибольшее влияние на индийскую жизнь и все еще продолжает существовать в той или иной форме в различных частях Индии.