Смекни!
smekni.com

Понимание материи и сознания (стр. 13 из 19)

во)? Современное естествознание отрицательно отвечает на этот воп-

рос. В пользу этого имеются и философские соображения.

Еще Аристотель указывал, что в пустоте не может быть различий -

она, следовательно, бесструктурна и потому не может обладать протя-

женностью, т.е. быть пространством. Это означает, что пространство

не обладает самостоятельным бытием, не существует без материальных

объектов, вещей. Но, вместе с тем, пространство - это не вещь.

В связи с этим утверждением рассмотрим одно из рассуждений Зено-

на Элейского. Допустим, предлагал он, что тезис "все существующее

существует (находится) в пространстве" истинен. Тогда пространство,

как нечто существующее, должно существовать (находиться) в некоем

1ином 0пространстве. Последнее, коль скоро оно существует, должно, в

свою очередь, существовать (находиться) уже в третьем пространстве,

и т.д. до бесконечности... Мысль Зенона можно представить (обозна-

чив существующий объект как О и пространство как П) так:

_О <-- П . (= _О) <-- П . 41 0 (= _О) <-- П . 42 0 (= О) <-- ...

Это означает, что пространство либо вовсе не существует, либо, если

оно и существует, то непознаваемо...

Аристотель указал: исходный тезис Зенона ложен, ибо отнюдь 1не

1все существующее 0существует (находится) в пространстве. Где, в са-

мом деле, существует (находится) кентавр, например, и много ли мес-

та он там занимает?! - В пространстве существуют (находятся) мате-

риальные вещи, но не, в частности, понятия. Истинен тезис "все 1вещи

существуют (находятся) в пространстве". И "дурная" бесконечность

возникает лишь тогда, когда пространство рассматривается как 1вещь 0.

Эту ситуацию можно представить (обозначив вещь как В) так:

_В <-- П . (= _В) <-- П . 41 0 (= _В) <-- П . 42 0 (= В) <-- ...

Но трудность, обнаруженная Зеноном, исчезает, если 1не рассматривать

1пространство как вещь 0, 1не рассматривать 0 его как существующее 1в том

1же смысле 0, что вещи. Иначе говоря, Зенон доказал "лишь" неприемле-

мость демокритовского (субстанциального) понимания пространства.

Итак, пространство - это 1не пустота 0и 1не вещь 0. Поэтому Аристо-

тель сделал вывод: пространство - это некие 1отношения 0материальных

вещей, начав разработку Р-концепции пространства (и времени). Позд-

.

ш1.47

46

нее выдающийся вклад в ее развитие внес Г.Лейбниц. Именно она явля-

ется основой понимания пространства и времени в фундаментальных те-

ориях современного естествознания (далее мы на этом остановимся).

Наконец, обратим внимание: при диалектико-материалистическом по-

нимании материи как 1неисчерпаемой 0излишне понятие абсолютной пусто-

ты, пустого пространства (см. с. 25), и нет необходимости рассмат-

ривать последнее как существующее в 1том же 0смысле, что и материаль-

ные объекты. Таким образом, есть все основания для отказа от С-кон-

цепции, абсолютизирующей известную самостоятельность пространства и

времени 586 0и, соответственно, для утверждения: пространство и время

- это 1всеобщие 0стороны, моменты движения материи (Р-концепция).

Поскольку пространство и время не обладают самостоятельным быти-

ем, как таковые они не могут быть даны в ощущении,- в ощущении даны

1объекты 0 (обладающие атрибутом действия), имеющие пространственно-

-временные свойства. Поэтому объективность пространства и времени

не означает их материальности в точном смысле последнего слова.

Из единства пространства, времени и движения материи следует не-

допустимость как (1) отрыва пространства и времени от движения ма-

терии (при этом материю станет невозможно рассматривать как 1систем-

1но организованную 0и способную к 1само 0движению, а пространству и вре-

мени будет приписано 1субстанциальное 0бытие), так и (2) отождествле-

ния пространства и времени с движущейся материей.

Эти крайности на деле (что характерно) тождественны. Ведь в слу-

чае (2) пространство и время рассматриваются как некие "виды мате-

рии" (рядом исследователей отстаивалась эта точка зрения), т.е. как

обладающие 1предметным 0бытием (С-концепция). При этом (вспомним Зе-

нона) придется искать некие 1иные 0пространство и время как формы су-

ществования "исходных", уходя в "дурную" бесконечность...

_4.3. Основные свойства пространства и времени.

При анализе этих вопросов необходимо учитывать не только то, что

пространство и время неразрывно связаны с движением материи, но и

наличие субординации между ними: "Движение есть сущность времени и

пространства" 587 0. Приведем два соображения в пользу этого тезиса.

ш1.0

Во-первых, пространство и время - это стороны движения материи.

-------------

586 0То, что свойства пространства (и времени) в определенных преде-

лах не зависят от 1отдельных 0объектов (явлений) еще не означает,

подчеркнем, что эти свойства вообще не зависят от материи.

587 1Ленин В.И. 0 Полн. собр. соч. Т. 29. С. 231. Это положение - ре-

зультат анализа проблематики, выдвинутой апориями Зенона, диа-

лектико-материалистического переосмысления соответствующих сто-

рон наследия Г.Лейбница, "докритического" И.Канта и Г.Гегеля.

.

ш1.49

47

Во-вторых, если бы частицы вещества, образующие тело, обладали

1только 0притяжением или 1только 0отталкиванием, тело не могло бы иметь

1конечной 0протяженности (в одном случае имея нулевые размеры, в дру-

гом - бесконечные) 588 0. Таким образом, протяженность (основной момент

пространства) обусловлена характером движения, 1взаимодействия 0 час-

тиц материи, именно - единством присущих им отталкивания и притяже-

ния 589 0. Ситуация с временем аналогична.

Поскольку сущность пространства и времени - это движение, пос-

тольку (а) наиболее существенные свойства пространства и времени -

это проявление свойств движущейся материи;

(в) понимание пространства и времени в главном определяется

пониманием движения, взаимодействия.

К всеобщим свойствам пространства и времени как 1атрибутов мате-

1рии 0прежде всего относятся: объективность, абсолютность (как уни-

версальных форм бытия материи), необходимая связь друг с другом и с

движением материи, неисчерпаемость, единство прерывного и непрерыв-

ного в структуре (на двух последних моментах далее мы остановимся).

Кратко рассмотрим, иллюстрируя тезис (а), проблему 1размерности

пространства и времени.

1Одномерность 0времени вытекает из его необратимости: преобразова-

ние симметрии в n-мерном пространстве эквивалентно преобразованию

поворота в n+1-мерном пространстве, поэтому обратимое время было бы

двумерным. Что касается необратимости времени, то она 1связана 0с

несимметричным характером взаимодействий и необратимостью причинно-

-следственных связей. Утверждать, как это иногда делается в учебной

(и не только) литературе, что необратимость времени 1обусловлена 0не-

обратимостью причинно-следственных связей, нельзя: само различение

причины и следствия включает в качестве необходимого признака 1пред-

1шествование 0причины следствию 1во времени 0, т.е. предположение о не-

обратимости времени. Здесь важно учитывать, что в обратимом времени

было бы невозможно существование познающего субъекта. Дело в том,

что последний имеет общественную сущность, но общение как ее основа

в обратимом времени невозможно: сообщение, адресованное некоторому

субъекту, воспринималось бы им как направленное от него.

ш1.0

1Трехмерность 0макроскопического пространства обусловлена 590 0 куло-

-------------

588 0 На это указал И.Кант в "докритический" период своего творчества.

589 0Это еще раз подтверждает правильность положения, согласно кото-

рому ни один объект не может рассматриваться как носитель лишь

какого-либо одного вида движения, взаимодействия.

590 0 Это было выяснено "докритическим" И.Кантом.

.

ш1.49

48

новым характером господствующего в нем взаимодействия. Действитель-

но, пусть мы имеем материальную точку (заряд) m 41 0,

порождающую центрально-симметричное силовое поле, m 42

в котором находится материальная точка (заряд) m 42 0. R

Очевидно ( 1при 0 1допущении 0 1однородности 0 1и изотропнос 0-

1ти пространства 0), что F 4 0- , где F - сила взаимо- m 41 0 S

действия частиц, а S - величина геометрического места точек, равно-

удаленных с m 42 0от m 41 0- центра поля. В двумерном, например, прост-

ранстве, поскольку S = 2 R, мы имели бы F - . Но по закону Кулона

F --. Этому соответствует S R 52 0, что имеет место только в трехмер-

ном пространстве. Отметим, что только в последнем, как показано

современной теоретической физикой, возможно устойчивое существова-

ние атомов и планетных систем.

Поскольку размерность пространства определяется 1конкретным 0ха-

рактером взаимодействия материальных объектов, нет оснований счи-

тать трехмерность пространства его 1универсальным 0свойством. В усло-

виях, где доминируют взаимодействия, отличные от кулоновых (микро-

и мегамир), должна отличаться от трех и размерность пространства.

Очень важна и для философии, и для частнонаучного знания пробле-

ма пространственной бесконечности и вечности материального мира 591 0.

Эта проблема очень сложна. Так, рассмотрение на современном уровне

бесконечности пространства требует выделения его метрических и то-

пологических свойств, анализа их обусловленности и так далее. Поэ-

тому совсем кратко выделим следующее. Поскольку абсолютно изолиро-

ванных объектов не существует (существовать - значит взаимодейство-

вать), постольку всякий материальный объект - это 1элемент 0некоторой

материальной 1системы 0. Но 1наряду 0с материей как единой и единствен-

ной субстанциальной основой мира вещей не существует ничего, что в