Смекни!
smekni.com

Понимание материи и сознания (стр. 2 из 19)

даленной перспективой интересы и цели, так или иначе решает вопро-

сы, касающиеся проблемы смысла жизни.

Философское познание мира начинается с фиксации категорией "бы-

тие" 1существования 0 человека и окружающих его объектов. "Категория

бытия,- отмечается в учебнике 52 0,- выступая предельно общей абстрак-

цией, объединяет по признаку существования самые различные явления,

предметы и процессы: природные объекты, их свойства, связи и отно-

шения, человеческие коллективы и отдельных людей, социальные инсти-

туты, состояния человеческого сознания и так далее. Все существую-

щее - это и есть мир, к которому мы принадлежим". Велика ли роль

данной категории в философском понимании действительности?

Очевидно, нет. Ведь в качестве 1предельно 0 общей абстракции она по

существу является полностью бессодержательной. Еще Аристотель обра-

щал внимание на то, что между объемом и содержанием (информативнос-

тью) понятия существует обратная зависимость:

объем содержание

_____________ .

_животное .

_осел .

. _____________

Ясно, что мы получаем больше информации, узнав, что "там осел", не-

жели в случае, когда нам сообщили, что "там животное"... Ведь 1суже-

1ние 0объема понятия 1 0при переходе (в нашем примере) от "животного" к

"ослу" 1достигается 0 посредством указания отличительных признаков, то

есть 1 посредством введения дополнительной информации 53 0.

В качестве 1 исходной 0 ступени осмысления мира категория "бытие",

ш1.0

когда природные объекты и человек, человеческие действия и помыслы

-------------

52 0 "Учебником" мы называем "Введение в философию" (Ч. II). М., 1989.

53 0 Если мы знаем, что осел - это животное с такими-то признаками, то

мы знаем, следовательно, что такое "животное" и, 1 кроме того 0, чем

это животное отличается от всех прочих.

.

ш1.49

7

рассматриваются 1 только 0 как существующие, необходима. В 1 конечном 0 же

счете бытие должно быть понято как 1 единство разнообразного 0, включа-

ющее определяющее и определяемое, существенное и несущественное,

необходимое и случайное (и так далее), как бытие природное и чело-

веческое, материальное и духовное.

Категория бытия в том виде, как она охарактеризована выше, не

позволяет даже поставить основной вопрос философии, поскольку мате-

риальное и идеальное фиксируются в ней 1только 0 в качестве 1одинаково

существующих. Здесь мы имеем дело с тем, что Гегель называл абст-

рактным, чистым бытием. "Рассудок,- отмечал он,- изолирует бытие и

небытие как истинные и значимые; разум, напротив, познает одно в

другом, познает, что в одном содержится его другое. Если мы отре-

шимся от представлении о бытии как о наполненном сущем, то чистое

бытие есть та простая мысль, в которой все определенное подвергает-

ся отрицанию... Но ничто есть то же самое..." 54 0. Это, как нетрудно

понять, верная и глубокая мысль. В самом деле, если мы говорим:

"что-то 1существует 0", то в сущности 1ничего 0 не утверждаем, как и в

случае, если речь идет о том, что "что-то 1не существует 0"...

Таким образом, "чистое" бытие при попытке его мыслить превраща-

ется в свою противоположность. (Это же происходит, как справедливо

обращал внимание Гегель, и с "чистым" небытием: "И в самом деле,

ничто превращается в нечто, когда его мыслят или высказывают; мы

что-то говорим, что-то мыслим, когда желаем мыслить и выразить нич-

то" 55 0). Поэтому первой содержательной, конкретной категорией ( 1конк-

1ретное 0, в отличие от абстрактного,- это нечто в единстве всех своих

различных сторон) у Гегеля выступало становление как единство бытия

и небытия. Результат становления - 1наличное бытие 0 (нечто и иное),-

бытие 1определенное 0, обладающее качеством и количеством.

Вот эта категория наличного бытия и заслуживает внимания в инте-

ресующем нас отношении. "Нечто и иное"... Здесь мы имеем дело с

многообразием качественно и количественно определенных, взаимосвя-

занных объектов, образующих поле деятельности человека. Философский

анализ универсальных сторон этой деятельности и их взаимоотношения

ш1.0

(соответствующее решение основного вопроса философии) с необходи-

-------------

54 1 Гегель Г 0. Лекции по истории философии. Кн. I. СПб., 1993. С. 290.

1Различение рассудка 0 1и разума 0 очень важно для философии. 1Рассудок

- это недиалектическое мышление, 1разум 0 - диалектическое. Разум, в

частности, понимает, что всякое качество существует в 1определен-

1ных 0 количественных рамках, что нечто, доведенное до крайности,

переходит в противоположность, что во всем есть некая 1 мера 0...

55 1 Гегель Г. 0 Цит. соч. С. 264.

.

ш1.49

8

мостью подводит к вопросу о 1первооснове 0мира, его субстанции. Пос-

кольку анализ универсальных сторон деятельности человека выявляет в

ней как объективные, так и субъективные моменты, постольку сущест-

венно важным является категориальное различение существования объ-

ективного, независимого, первичного и существования вторичного,

производного, не обладающего субстанциальным характером. Для фикса-

ции этого различения и нужна категория материи.

Современное понимание материи возможно лишь на основе анализа

ключевых этапов процесса ее познания 56 0. Сколько-нибудь содержатель-

ное рассмотрение этих вопросов неосуществимо в небольшом пособии 57 0.

Поэтому очень кратко отметим в этой связи лишь следующее.

Понятие "материя" формировалось прежде всего в ходе развития ма-

териализма. Еще философы милетской школы поняли, что первооснова

вещей не может быть ни чем-то 1 одно 0качественным, ни чем-то 1 бес 0ка-

чественным: в обоих случаях она рано или поздно пришла бы в равно-

весное состояние, т.е. оказалась бы 1всюду одинаковой 0, 1однородной 0и

потому - не способной 1порождать многообразие 0 изменяющихся вещей.

( 1Где нет различия, 0обратим внимание, 1не может быть 0и 1движения 0). По-

этому 1субстанция 0( 1перво 0основа вещей) должна быть 1многокачественной

и 1многокомпонентной 0. Последнее мы и находим у Демокрита, например.

Но мыслить материю (субстанциальную основу вещей) как совокуп-

ность электронов, протонов, нейтронов, квантов каких-либо полей (и

тому подобного) не следует: в этом случае она окажется чем-то 1конк-

1ретно-определенным 0, что рано или поздно придет в равновесное состо-

яние... Поскольку в качестве 1 перво 0основы всего существующего она

должна обладать способностью 1 само 0движения, постольку разумно такое

определение: "...Материя есть объективная реальность, данная нам в

ощущении" 58 0; "Материя есть философская категория для обозначения

объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, ко-

торая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями,

ш1.0

существуя независимо от них" 59 0. (В первом случае речь идет о материи

-------------

56 0 Даже, например, первый закон Ньютона невозможно 1 непосредственно

проверить на опыте. (А ведь это,- по современным меркам,- элемен-

тарная познавательная ситуация). Поэтому, как подчеркивал Гегель,

единственный способ обоснования истинности теоретических принци-

пов - это доказательство того, что они являются необходимым ито-

гом всего процесса познания.

57 0 Знакомство с соответствующим материалом предусмотрено историко-

-философским разделом программы курса философии. Наряду с учебни-

ком см. "Основы философских учений" (Ч. I). М., МИИТ, 1996.

58 0 1Ленин В.И. 0 Полн. собр. соч. Т. 18. С. 149.

59 0 1Там же. 0 С. 131.

.

ш1.49

9

как категории 1бытия 0, 1онтологической категории 0, во втором - о фикси-

рующем ее 1понятии, категории 0 1гносеологической 0) 510 0.

В определении материи, обратим внимание, слова "данная нам в

ощущении" не следует понимать 1 только 0 буквально. Эти слова обознача-

ют 1 атрибут действия 0: всякий материальный объект находится в движе-

нии (подробнее об этом - в разделе 3.1), действуя на другие матери-

альные объекты ( 1в частности 0 - на органы чувств человека) и испыты-

вая их действие. Соответственно 1 материальный 0 объект - это объект,

существующий объективно и обладающий атрибутом действия, который

поэтому обнаруживает свое существование посредством взаимодействия

с другими материальными объектами и который, следовательно, рано

или поздно может быть зафиксирован человеком либо непосредственно

(через ощущение), либо опосредовано (через приборы).

Ясно, что быть данным в ощущении может быть лишь 1наличное бытие 0,

но никак не бытие "чистое"... Иначе говоря, соотношение исходных

категорий материалистической диалектики можно представить так:

_. Р Е А Л Ь Н О С Т Ь ( 1чистое 0 1бытие 0) .

_. ОБЪЕКТИВНАЯ : СУБЪЕКТИВНАЯ .

ДАННАЯ В ОЩУЩЕНИИ : НЕ ДАННАЯ В ОЩУЩЕНИИ :

( 1материя 0) : ( 1отношения 0 - закон, вре- : 1 сознание

: мя и пространство, ...) :

Это означает, что нередко встречающееся отождествление категорий

"материя" и "объективная реальность" неправомерно: материя - это не

всякая объективная реальность, а лишь 1 обладающая 0 1атрибутом дейст-

1вия. 0 Например, несостоятельна трактовка пространства и времени как

"видов материи", хотя они и объективны (на этом мы остановимся в

разделе 4). Не различать категории "объективная реальность" и "ма-

терия" допустимо лишь в рамках решения некоторых вопросов гносеоло-

гии, когда не имеет существенного значения различение чувственного

и рационального, эмпирического и теоретического, например.

Так для чего же требуется столь широкое понятие, как "материя"?

Ведь от того, что разнообразнейшие вещи мы объединим в одном поня-

тии, различий между ними не станет меньше... Для ответа на данный