Смекни!
smekni.com

Жизнь и творчество П.А.Флоренского (стр. 2 из 4)

лазури " .

Сборник этот построен как цельная соната из библейских реми-

нисценций и символов . Традиционная фактура стиха , традиционные

размеры и рифмы чередуются в сборнике с изощренной разорванной

строфикой , сложными ритмами и ассонсами .Заслуживает внимание

стихотворение " Назорей " , в котором ветхозаветный обряд назо-

рейства , добровольного аскетического подвига , описанного в

Книге Чисел переосмысливается Флоренским в гностическом аспекте

посвящения :

Пред Тобой не поставлю свечи ,

не возжгу я лампад .

Златотканной узорной парчи

не одену наряд .

Облеченный в мерцающий лен ,

сам хочу пламенеть .

И Тобой , Свет , и Пламя , зажжен,

бледным воском сгореть . 55 0

Привычные поэтические символы , наполняются особым смыслом в

этом контексте .Свет и Пламя на языке гнозиса означает знание и

любовь .Посвящаемый входит в святая всех святых своей души , по-

беждающей смерть через посвящение и обретающей таким образом бо-

жественную свободу - рождение в новую жизнь .

В этом сборнике , в отличие от более ранних , поэтическая

символика Флоренского заметным образом " оцерковляется " . Не

случайно стихи , вошедшие в него , были предварительно напечата-


- 8 -

ны в журнале " Христианин " и прошли духовную цензуру ректора

Вифанской Духовной семинарии протоиерея А.Беляева .

В стихотворении " У окна " поэт превосходно иллюстрирует ус-

ловность и в то же время многозначительность ассоциативной сим-

волики . Традиционные значения символов перемежаются здесь с их

контрастным гностическим наполнением на противоположном семанти-

ческом фоне , в более широком контексте . Лепестки цветущих ви-

шен сменяются хлопьями снега , ветви деревьев пронзают душу как

копья , а саван оказывается подвенечным убором :

- Гляди-тко , родимый .Гляди-тко : в цвету

за окнами вишни белеют ,

и ветром весенним - смотри! - на лету

несет лепестки их и веет !

-Ах нет не ошиблась , - то ветер свистит

метельный и мертвенно-белый .

Прохожий замерзший вон видишь ? -

спешит

и дышит на ус индевелый .

- Мой Брат ! О , мой милый !пахнуло теплом .

Послушай ... гудят колокольни .

В истоме все сладкой за этим стеклом .

Пойдем же к истоме безбольной !

- Там нет лепестков так куда ж я пойду .

По савану ? в снежныя хлопья ?

Там ветви стенают в холодном бреду

и тянутся к небу как копья .

- Не саван ! Нет , это -венчальный убор .

Дрожит мое сердце : Он близко ... 5 6


- 9 -

Поэма " Белый камень " , посвященная А.Белому , написана Фло-

ренским как своего рода гностический комментарий на стихи Апока-

липсиса - " Побеждающему дам вкушать сокровенную манну , и дам

ему белый камень и на камне написанное новое имя , которого ник-

то не знает , кроме того , кто получает "

Под сокровенной манной и белым камнем , очевидно , подразуме-

ваются символы ; по традиционному толкованию , тело и кровь

Христа , которые вкушают верующие в таинстве Евхаристии и приго-

вор Божьего Суда над каждым христианином , наказание или награда

.

По другому толкованию , более близкому гностикам , белый ка-

мень - цвет радости и победы - знак принятия в Небесное Царство

; новое имя -внутреннее обновление , перерождение и посвящение ,

позволяющее вступить в это царство . Получение белого камня -

знак принадлежности к белому братству , как мистическому ордену

. Белый камень с начертанным на нем белым именем означает завер-

шение божественного усыновления в жизни вечной .

Знаменательно , что для поэзии Флоренского типичны сновиден-

ческие образы , и именно в гностическом обрамлении они получают

верное истолкование .Вот , например , фрагмент из стихотворения

" Весна . Над Москвой - рекой " :

Сладкой тоской изнывая , стою над рекой и не знаю ,

что , в эту ночь оживаю , иль в Вечную Жизнь умираю .

Странно внутри так звенит ...

Или храма то отзвук несется

плавно - широкой волною . Иль новая сила дается ?

Сердце от радости плачет ... 5 7

Нужно обратить внимание на то , что у Флоренского есть нес-


- 10 -

колько стихотворений с одинаковым названием " Сон " . В одном из

них написанном в Тифлисе в 1901 году , запечатлены следы того

удивительного состояния , когда в жаркий полдень на лесистом бе-

регу Куры Флоренский испытал состояние транса и наития и ему

вдруг открылась относительность и условность позититвизма и не-

зыблемость вечных духовных истин . " В какую-нибудь минуту , -

вспоминает Флоренский , - пышное здание научного мышления рассы-

палось в труху , как от подземного удара ... Произошел глубинный

сдвиг воли , и с этого момента смысл умственной деятельности из-

менил знак " .

Как поэт Флоренский эволюционировал от гностической символики

к символике церковно литургической . Направление этой эволюции

заметно уже на страницах сборника " В вечной лазури " . Влияние

на гностические мотивы в поэзии Флоренского оказали , как это не

парадоксально на первый взгляд , оказали народные частушки . "

Частушка - это народное декаденство , народный индивидуализм ,

народный импрессионизм " , - пишет Флоренский .

" Все дороги ведут в Рим " . А дороги , как известно , состо-

ят из разных " стадий " . Гностическая " стадия " на пути отца

Павла открыла ему высокие духовные озарения , и не следует ее

умалять ни ревнителям ортодоксальной церковности , ни привержен-

цам точного знания .

Можно с полным правом говорить о своеобразных социально - по-

литических воззрениях П.А.Флоренского , раскрывающих его предс-

тавления об общественном идеале . Мы находим их в таких работах

,как : "Около Хомякова" , "Философия культа" , "Обратная перс-

пектива" , "Итоги" , "Троице-Сергиевая Лавра и Россия" , "Пред-

полагаемое государственное устройство в будущем" и др .


- 11 -

Проблема общественного идеала не может быть понята без обра-

щения к культурологической концепции П.А.Флоренского , сущность

которой связана с интерпретацией понятия " культура ". Культура

рассматривается философом как специфический вид деятельности ,

направленной на раскрытие безусловных ценностей .Само этимологи-

ческое происхождение слова считает он , свидетельствует о том ,

что культура есть порождение , " прорастания культа , побеги его

, боковые ветви его " 51 0. Поэтому он называл свое понятие культу-

ры сокральным , т.е. исходящим из признания священнодействия ,

таинства в жизни человека и общества . Он писал : " Вера опреде-

ляет культ , а культ миропонимание , из которого следует культу-

ра " . 5 2 0

Идеалом общественного устройства , соответствующим сакрально-

му пониманию культуры , П.А.Флоренский считает теократическое

государство с монархической формой правления , ,далеким прототи-

пом которого является Византия . Именно в теократии происходит

освящение власти . Строение теократии строго иерархично : вос-

хождение к миру горнему имеет ступени . Являясь отражением мира

Божественного , теократия воспроизводит его иерархию . " Граж-

данское устройство , - пишет Флоренский , - мыслится как отобра-

жение небесной иерархии , Христом возглавляемой " .

Идеалом общественного устройства , соответствующим рациона-

листическому миропониманию , является , с точки зрения философа

, идеал , обожествляющий " искусственную революционную государс-

твенность " , утверждающий преимущество представительской формы

правления перед христианской монархической властью . Это привело

к духовному опустошению мира государственного и личностного .

Общество утратило свою целостность . Отказ от феургического де-


- 12 -

лания в государственной сфере повлек за собой взаимоотчуждение

людей и распад духовной жизни личности .

Важной вехой в исследовании П.А.Флоренским проблемы общест-

венного идеала является его работа " Предполагаемое государс-

твенное устройство в будущем " . В ней П.А.Флоренский , во-пер-

вых , формулирует общие положения любого государственного уст-

ройства , претендующего на статус разумности ; во-вторых , раск-

рывает сущность современного ему этапа культурного развития че-

ловечества , оценивает представительную демократию и монархию

как формы правления ; в-третьих , дает развернутую характеристи-

ку сложившегося к началу 30-х годов советского общества , в-чет-

вертых , представляет конкретный социально-политический идеал ,

при воплощении которого в СССР возможно преодоление возникшей в

обществе кризисной ситуации и оздоровление общества .

По-мнению Флоренского , для функционирования государства нуж-

на прежде всего разумность государственного строя .Она зависит

от " ясного понимания основных положений , к которым должна

приспособиться машина управления " 53 0, т.е. идеей метафизического

плана , из которых исходит государственный деятель . Государство

не может быть разумным , если несется без руля и ветрил , не

имея прочных идеальных основ своей деятельности . " Мудрость го-

сударственного управления , - пишет Флоренский , - не в истреб-

лении тех или иных данностей ... а в их умелом направлении ."

Существующие представительские формы правления , по мнению

Флоренского , не в состоянии решить главную задачу государства :

сочетать свободу проявления людей с необходимостью направлять

политическое целое к решению его собственных задач . Прочность

представительской формы правления проявляется прежде всего в


- 13 -

легкомысленном отношении к политике , в убеждении в ее доступ-