Смекни!
smekni.com

Жизнь и творчество П.А.Флоренского (стр. 3 из 4)

ности всем без исключения . Вовлекая своих граждан в политику ,

представительное государство способствует ее вырождению , ее

превращению в политиканство . Борьба за политическую свободу

оборачивается исключительно опасным обманом и самообманом народа

, так как возникающее в итоге государственное устройство , " не

давая удовлетворения никому в частности, вместе с тем расслабля-

ет целое " . Ни одно правительство , если оно не желает себе

краха , заключает мыслитель , не должно опираться на решения

большинства .

Будущее Нашего общества Флоренский связывал с провозглашением

децентрализации и индивидуализации . В союзном устройстве должна

быть проведена большая индивидуализация отдельных республик во

всем , что не затрагивает целостность государства . В целом же

экономический порядок в стране может быть охарактеризован как

государственный капитализм , когда орудия производства принадле-

жат непосредственно государству .

Будущее экономической жизни страны Флоренский видит в своеоб-

разной изоляции ее от мирового рынка , продиктованной в первую

очередь экспансионистским устремлением Запада . Слепо копировать

западные образцы нельзя . То , что за границей естественно , для

нас будет искусственно . " Чутко прислушиваясь к заграничному

опыту , - подчеркивает ученый , - мы должны решать свои задачи и

своими средствами . " 5 4 0

" Мнимости в геометрии " - важный труд Павла Флоренского , За

который он испил в полной мере чашу мученичества в Соловках и

расстрела в 1937 году .

Нельзя отказать в проницательности палачам и самозваным судь-


- 14 -

ям . Они правильно истолковали смысл книги . Это был несомненный

удар по материализму , считающему материю главной реальностью

мироздания . Как раз эта реальность при световых скоростях ока-

зывается нулевой , мнимой , а мнимости потустороннего мира , об-

ретают истинную реальность .

Священник и богослов Павел Флоренский умышленно отказался

здесь от любимых богословских и канонических рассуждений . Цен-

ность труда в том и заключается , что , оставаясь в пределах фи-

зики , геометрии и космологии , автор фактически полностью подт-

верждает и даже доказывает подлинность мистического христианско-

го опыта . Это настоящее " опытное богопознание " , известное с

древних времен . Суть такого пути - в свободном следовании за

истиной , которая сама ведет к Богу .

В доносых рецензиях и прямых доносах на " Мнимости в геомет-

рии " справедливо указывалось , что этот труд возвращает нас к

средневековым христианским представлениям о Земле , как центре и

цели всего небесного мира . Правильнее сказать , что здесь подт-

верждается реальность библейского откровения о сотворении земно-

го мира из света : " И сказал Бог - да будет свет , и стал свет

" .

Авторы доносов обрушивались и на теорию относительности ,

вольно или невольно подтвердившую это библейское откровение пос-

тулатом об изначальной скорости света и моделью мгновенного воз-

никновения нашего мироздания из светового сгустка величиной

меньше булавочной головки .

Однако Флоренский пошел в этом направлении намного дальше

Эйнштейна . Там , где для создания теории относительности закан-

чивается реальность , для автора " Мнимостей в геометрии " она


- 15 -

только начинается . Флоренский считает , что скорость света

300000 километров в секунду - не предел , а только граница между

миром земным и миром небесным . Одна секунда бега светового луча

очерчивает все пределы земного мира . По звездному времени это

сутки , а в пространстве граница между землей и небом пролегает

между Ураном и Нептуном , как и считал Птолемей .

Становится ясно , что сотворив свет , а именно с него начина-

ется сотворение мира , Бог одновременно создал вечные и неруши-

мые сущности вещей . Смерть и разрушения возникают на границе

между нашей и " мнимой " , а правильнее сказать - вечной реаль-

ностью .

Здесь необходимо вспомнить " Иконостас " Флоренского и его

учение об обратной перспективе в иконописной традиции . Обратная

перспектива возникает на сферически изогнутой поверхности , как

бы охватывающей зрителя .Плоскость иконы - это реальность . "

Мнимость " - сферическая вогнутость , создаваемая взором и

кистью художником . Согласно его учению , мистическое пространс-

тво иконы - не изображение рая , а его вместилище . " Мнимости "

- зримый рай .

Учение Флоренского о мнимостях и обратной перспективе до сих

пор понимают немногие .

Самой важной заслугой Флоренского перед наукой XX века явля-

ется , введение и систематическое использование им - для точной

, математической экспликации своих , ныне революционизировавших

естествознание идей новых - топологических структур современной

математики . Он успешно продолжил здесь линию по выявлению со-

вершенно новой , чисто математической " онтологии " мира , нача-

тую еще Галилеем , Ньютоном , Максвеллом , Эйнштейном и многими


- 16 -

другими и философски осмысленную только поздним Гуссерлем .

Новые существенно важные компоненты самых современных теоре-

тических концепций естествознания опираются , оказывается , на

главные , наиболее глубокие понятия фундаментального , основопо-

лагающего раздела современной математики - топологии как наибо-

лее общего , современного учения о пространстве - о том , как

конкретно любые объекты научного познания " выстроены " в преде-

ле из своих " частей " - любого рода их подобъектов . Топологи-

ческие структуры - структуры предельного " прилегания " , пре-

дельной " составленности " целого из любых своих " частей " -

наряду с алгебраическими структурами - являются наиболее фунда-

ментальными для всей современной теоретичесой механики , а зна-

чит , и для современного научного знания в целом .

Флоренский предложил еще в 20-е годы нашего века то решение

вопроса , к которому теоретическая физика подходит только в наши

дни : " Геометрия учит , что каково бы ни было расстояние между

двумя точками в пространстве по кратчайшей между ними , - кроме

того , всегда может быть осуществлен путь , по которому расстоя-

ние их равно нулю ... Устанавливая такое сообщение между точками

..., мы непосредственно соприкасаем друг с другом любые две точ-

ки . Так словопроизнесение можно сравнить с таким прикасанием

познающего и познаваемого ... хотя и оставаясь разделенными

пространственно , они оказываются совмещенными друг с другом .

Слово есть онтологическая изотропа " . 58 0 Это первое серьезное ,

концептуальное применение новой научной дисциплины XX века - то-

пологии к решению действительно серьезнейшей научной проблемы .

Во времена Флоренского , конечно , общая топология еще только

начинала складываться - и именно он был первым в мировой науке


- 17 -

XX века , кто начал применять ее новые , более глубокие общест-

венно - пространственные понятия к решению действительно серьез-

ных научных , философских проблем , в частности , прежде всего

для более основательного осмысления того , как надо понимать в

наше время единство научного знания и сам процесс исторического

развития .Надо отдать должное врагам ученого : интуитивно они

совершенно правильно оценили очень важное для всего научного со-

общества значение теоретических идей и интересов П.А.Флоренского

- иначе как понять объявленное ими не более и не менее как " на-

учным вредительством " публикацию в 1937 году в русском переводе

первой в мире систематической монографии по теории множеств -

известной книги Хаусдорфа " Теория множеств " , конечно же , со-

вершенно " безвредной " для тогдашнего официального марксизма в

идеологическом плане ? Очень жаль , что в результате наветов

отец Павел был слишком рано лишен возможности участвовать в этом

очень результативном , эффективном движении философской мысли XX

века , одним из основоположников которого он , собственно говоря

, и являлся в России , в постепенном обобщении и теоретическом

углублении конкретных и точных понятий нового раздела математики

- топологии - до статуса основополагающих , лежащих у самых ис-

токов человеческого познания философских категорий - категорий "

Гегнет" . Это смог сделать только другой великий философ XX века

- Мартин Хайдеггер . Другая главная , огромная и великая заслуга

П.А.Флоренского перед философской наукой XX века - выявление на-

иболее существенных компонентов совершенно новой концепции исто-

рического развития , разумное и вполне удовлетворяющее нас ныне

построение подлинно научной , современной историософии . Он на-

чинает с еще очень непростой классификации основных типов чело-


- 18 -

веческих культур , известных документальной истории , выделяя в

ней два главных , наиболее важных подразделения : культуру тра-

диционные и культуры , в его терминологии , " Возрожденческого

типа " , которые в наиболее полном и развернутом виде воплотила

начиная с Ренессанса , Европа Нового Времени , а в зачаточном ,

еще недостаточно развитом - классическая Греция античности . 5 9 0

Еще один большой круг гносеологических проблем , очень инте-

ресовавших П.А.Флоренского во время его жизни и получивших пос-

ледующее - весьма интересное и основательное - развитие в фило-

софской науке XX века , связан с конкретными особенностями фор-

мирования наиболее глубоких , самых общих и фундаментальных по-

нятий тех научных теорий , которые определяют ныне само наше "