Смекни!
smekni.com

Системные противоречия всемирного исторического процесса. (стр. 5 из 5)

Следовательно, общественные формации определяются не уровнем одного лишь производства материального, а также и родового, и социального - с разным уровнем влияния в зависимости от момента истории. Смысл существования общества у Маркса сводился к производству материальных благ, вся история – к их развитию. Все, кроме хорошо знакомого пролетариям производства, - досадный нарост-надстройка, причиняющий им неприятности. В словечке "надстройка" не случайно есть нечто лишнее, паразитическое, временное. Несуразность этой схемы и ее несоответствие фактической Истории объясняется только интересами политического момента появления учения, призванного обосновать закономерность пролетарской революции. Маркс принял кризис капитализма в его переходе к империалистической стадии за поворотный пункт Истории; активную роль промышленных рабочих в кризисе - за аналогичную роль буржуазии в феодальной революции; значение материального производства, проявившееся после промышленной революции, - за изначальный стержень исторического процесса; вторичность сознания пролетариата, формируемого этим производством – за вторичность Сознания перед Материей вообще. Ради этого даже руки обезьяны были по значению подняты выше головы.

Логически бесконечное одномерное развитие производительных сил, ковыляющие за ними производственные отношения и плетущееся последним, определяемое ими обоими Сознание, - таков унылый и однобокий взгляд марксизма на исторический процесс, не заметившего ни роли производства человека, ни социального производства распределения (доминанты эпохи цивилизации!), ни первостепенного значения Сознания (вершины биологической эволюции) в создании общества.

Между тем есть у Маркса и такое утверждение: "... Согласно материалистическому пониманию истории, в историческом процессе определяющим моментом, в конечном счете, является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если кто-нибудь это положение извратит в том смысле, что будто экономический момент является единственно определяющим моментом, тогда утверждение это превращается в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу".

Итак, мы должны признать, что:

1. Движущей силой истории является противоречие материального самосохранения Сознания общества, а не интересов классов.

2. Противоречие материального самосохранения заставляет Сознание осуществлять все "производство и воспроизводство действительной жизни" человеческого общества в целом, а не узко добычи материальных средств существования.

3. Воспроизводство общества включает три вида производства (а не одно): производство человека, организации (распределения) и всеобщей структуры производства системы, приоритетное значение которых исторически поэтапно сменяется: Успехи первого вида производства приводят к необходимости развития следующего и далее.

4. Социальная структура, входящая у Маркса в понятие надстройки, есть особое производство распределения материальных продуктов в обществе. Ее эпоха доминирования совпадает с этапом государственного устройства общества, в заключительном периоде которого мы нынче и пребываем.

Список литературы

Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. "Теория и история" М., 1981.

Ковалёв А.М. "Диалектика способа воспроизводства общественной жизни" М., 1982.

"История первобытного общества" ЛГУ М., 1974.

Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения

Анучин В.А. "Географический фактор в развитии общества" М., 1982.

Булыко А.Н. "Современный словарь иностранных слов"

Ковалев Ю.А. "Автоэволюция"

Тойнби А.ДЖ. "Цивилизация перед судом истории".

Литература

Современный философский словарь, ред. Кемерова М04

Философская энциклопедия, ред. Константинова М70

Философский энциклопедический словарь, ред. Ильичёва М83

Философский словарь, ред. Розенталя М72

История диалектики, ред. Ойзермана М78

История древнего мира, ред. Дьяконова М82

История первобытного общества, ред. Бромлея М86

История первобытного общества, ЛГУ М74

Хрестоматия по истории зарубежного государства и права.

Общественно-исторические формации, проблемы теории М78

Аверьянов А.Н. Категория система в диалектическом материализме М74

Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения

Свидерский В.И. О диалектике отношений Л83

Уёмов А.И. Системный подход и общая теория систем М78

Югай Г.А. Общая теория жизни М85

Алексеев В.П. Становление человечества М84

Анучин В.А. Географический фактор в развитии общества М82

Богомолов А.С. Античная философия М85

Бунак В.В. Род Номо, его возникновение и последующая эволюция М80

Бутенко А.П. Социализм как мировая система М84

Ильичёв Л.Ф. Исторический материализм. Проблемы методологии. М83

Капустин Н.С. Особенности эволюции религии М84

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление М83

Ковалёв А.М. Диалектика способа воспроизводства общественной жизни М82

Колесницкий Н.Ф. Феодальное государство.

Лосев А.Ф. Античная мифология в её развитии М57

Семёнов Ю.И. Философия истории. М 04

Серегейчик Е.М. Философия истории. С-П 02

Репина Л.П. и др. История исторического знания М04

Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история М81

Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История древнего мира М85

Чанышев А.И. Курс лекций по древней философии М82

Черниловский З.М. История зарубежного государства и права М83

Штаерман Е.И. Кризис античной культуры.