Смекни!
smekni.com

Артур Шопенгауэр и восточная философия (стр. 2 из 4)

III Глава. Восточная философии

Восточную философию представляют индийская и китайская философии. Начну писать, пожалуй, с индийской. В Индии первые философские системы появились в период IV –V вв. до н.э.

Истоком возникновения индийской философии является ведическая литература, особенно Упанишады (буквально «сидящие около», т.е. слушающие наставления учителя). Упанишады – это еще не философия, а некая часть Вед. Вершиной протофилософской индийской мысли являются представления о Брахмане и Атмане.[3] Проще говоря, речь идет о поиске первоосновы всего сущего. Этот поиск ведется с двух сторон – как от человека (проблематика Атмана), так и мира объективных вещей (проблематика Брахмана). Под Атманом первоначально понимали просто тело человека, затем его дыхание (так сказать, им заканчивается жизнь, и, следовательно, оно есть первооснова человека), позднее душу человека, которую истолковывали в психологических терминах, и, наконец, всеобщую душу, абсолютное сознание. Брахман вначале понимался как субстанция отдельных групп однородных предметов, затем как субстанция всего сущего, как абсолютное сознание и даже как Бог. Два подхода, «от субъекта, я» и «от мира вещей», смыкаются в знаменитой формуле «Этот Атман есть Брахман». Главный путь Брахмана проходит через субъект. Атман, а, следовательно, и Брахман постигается путем медитации, благодаря которой достигается духовность, благо, освобождение от неподлинности.

В индийской философии существовало исключительное многообразие систем. Лишь к III в., выявились основные философские лидеры: чарвака Брихаспати, джайнизм Махавиры, буддизм Гаутамы, ньяя Готамы, вайшешика Канады, санкхья Капилы, йога Патанджали, миманса Джаймини, веданта Бадараяны.

Чарвака – краткое обозначение материализма. Основателем системы чарвака считается легендарный мудрец Брихаспати (к сожалению, годы его жизни не известны). Философия такой системы, берет свое начало из убеждения, которое предполагает, что все существующее состоит из четырех элементов: земли, воды, огня и воздуха. Впоследствии соединения этих элементов образуются жизнь и сознание. Чувственное восприятие и логические выводы – те инструменты, которые должен использовать человек в познании мира.

Джайнизм – характеризуется целью – освобождение души от кармы (имеются ввиду страсть и зависимость от телесного и материального), а также делением субстанции на живые и не живые субстанции. Живые субстанции от мельчайших организмов до человека представляют собой душу. Сущность души – сознание. Души обладают различными видами сознания. Они обременены негативными тенденциями прошлой жизни. Заключаются они в том, что такие пагубные страсти, как гнев, гордость, жадность, притягивают к душе липкие частицы, карму-материю. Решающее значение в освобождении души является правильное поведение. Опишу рамки такого поведения:

· воздерживаться от нанесения живому существу какого-либо вреда;

· не лгать, можно лишь высказывать добрую истину, не воровать;

· не осуществлять действия, которые исходят из собственных слабостей;

· избегать привязанности к чувственным объектам;

· добиваться душевной чистоты и побеждать силой духа все страдания, лишения.

· практиковать прощение, смирение, честность, чистоту воздержание, строгость к себе, жертвенность, безбрачие, непривязанность к внешнему миру;

Просматривается своеобразный проект добродетельного поведения. Кроме того, более не философское направление, исходя из таких рамок, а отдельную религию.

Буддизм – религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V века до н. э.), Юго-Восточной Азии, Китае (после III века до н. э), а так же других регионах. Основателем буддизма считается Сиддтхартха Гаутама (563 – 483 гг. до н.э.), прозванный Буддой (просветленным), предложивший новую этическую систему. В такой системе отсутствует метафизика и логика, так как этика формируется человеком, который сам намечает путь своего поведения. Будда выступал против гедонизма (стремление к наслаждению) и аскетизма (умертвление плоти), так как эти направления бесполезны и не позволяют достичь нирваны, то есть умиротворения и просветленности.[4] Четыре истины Будды гласят:

· страдание существует как привязанность к осуществлению;

· причинами страданий являются жажда наслаждений, существования, гибели;

· уничтожением страдания выступает освобождение от этой жажды;

· к уничтожению страдания ведет восьмеричный путь: правильное видение, мысль, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание и сосредоточение.

Правильное видение – понимание четырех истин. Правильная мысль – отказ от земного и вражды к людям. Правильная речь – воздержание от лжи и жестоких слов. Правильное поведение не допускает уничтожение живого и воровства. Правильный образ жизни – отказ от недозволенного. Правильное усилие – стремление поддерживать свое моральное совершенствование. Правильное внимание – акцент на бренности веществ, тела, ума, чувства. Правильное сосредоточение реализуется посредством четырех стадий:

· порождения отрешенности и чистого мышления;

· невозмутимого размышления;

· полной невозмутимости и освобождения от ощущения телесности;

· безразличия и самообладания, отсутствия всяких страданий, то есть достижения нирваны.

Главная идея буддизма – образно говоря – «Средний путь» жизни между двумя крайними: «путем удовольствия» (развлечений, праздности и т.д.) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий и т.д.).

Философия вайшешика. Последователи вайшешики считали, что мироздание образуется из обладающими различными особенностями субстанций. Школа вайшешика ставит своей целью освобождение человека от страданий. В связи с этим развивается оригинальная система онтологии, предшествующая этическим представлениям. Основателем философии вайшешика является мудрец Канада (около I век до н. э.). В данной системе рассматривается семь категорий: субстанция, качество, действие, общность, особенность, присущность и небытие. Категории возглавляются как реальности, то есть в конечном счете все является субстанцией, даже небытие существует как отрицательный факт. Здесь наблюдается множество субстанций, а именно: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа и ум. Причем, первые четыре воспринимаются чувствами, а другие пять, существование которых, доказывается умозаключениями. Все недостатки и достоинства людей накапливаются в эфире, времени, душе, пространстве и уме. В случае накопления моральных недостатков мир разрушается верховным создателем, богом.

Философия ньяя. Основателем является Готама, живший предположительно в I век до н. э. В этой философии речь идет о правилах рассуждений (ньяя от санскр. – означает метод, правило). Ее назначением признавалось освобождение человека от страданий. Здесь просматривается сходство со школой вайшешика, их разница заключается в средствах познания. В данном случае освобождение достигается логикой и теорией познания. Так же найяики выделяют 16 категорий познания: 1) средства познания, 2) объекты правильного познания, 3) сомнение, 4) мотив, 5) пример, 6) положение, 7) части силлогизма, 8) предположение, 9) уверенность, 10) дискуссия, 11) спор, 12) придирчивость, 13) логичный вывод, 14) извращение, 15) выражение не по существу, 16) решающий вывод (опровержение логики противника). Первые десять из них позволяют достичь правильного знания, остальные – приемы непродуктивной риторики, которая останавливается решающим доводом. Так же существуют четыре рода средств познания: восприятие, вывод, сравнение и свидетельство. Восприятие не посредственно, а потому истинно, к тому же проверяется практикой. Объектами правильного познания являются – душа, тело, объекты чувств, сами чувства и удовольствие. Решающее значение философии ньяя имеет размышление, соблюдение принципов йоги и чтение священного писания – Вед.

Философия санкхья. Основателем системы санкхья (от санскр. – число, перечисление) считается Капила (VII век до н. э.). Для санкхья характерна дуалистическая метофизика. Признается реальность двух начал: первоматерии (пракрити) и духа (паруша). Первоматерия состоит из трех формирующих сил: разумности, активности и косности. Контакт духа с материей нарушает ее равновесие, начинается сложный процесс эволюции, в последствии чего возникают сознание (имеется ввиду интеллект), самосознание, ум, а так же пять органов познания, пять органов действия, пять тонких элементов (сущности звука, осязания, цвета, вкуса и обоняния), пять физических элементов (эфир, воздух, огонь, вода и земля). То есть мир материи представляет собой – 24 начала, а 25-м началом является дух, Я. В философии санкхья если Я осознает свою свободу от материи, то оно достигает полного своего освобождения. Некоторые пути освобождения, например, от ума и тела идентичны путям школы Йога.

Философия йога. Основателем системы йога (от санскр. – соединение, глубокое созерцание) является Патаджали. Значение системы йога определяется в основном ее теорией медитации. Прослеживается связь с санкхья, то есть признается метафизика санкхья, но к 25-ти началам добавляется еще одно – Бог, верховного Я. Во время медитации используются особые позы (асана). Для йоги важно выполнять контроль над дыханием, концентрироваться на объекте и осуществлять глубокое сосредоточение. Характерно для йоги, созерцание и пятеричное самообуздание – ненасилие, правдивость, непринятие даров, воздержание, так же следование пяти предписаниям: чистоте, удовлетворение, самообучение, подвижничество и упование на бога Ишвару. Соблюдение вышесказанного – ключ избавления от страданий, вызванных кармой.

Философия мимансы. Основателем школы миманса (от санскр. – размышление) считается Джаймини (около 200 лет до н. э.). Мимансаки, считают Веды неприкасаемым источником знаний, а средством к освобождению являются ритуалы, прописанные в ведах. Миманса, по сути – этическая теория долженствования, защита традиционализма, отсутствие критики Вед, отрицание реальности, как таковой, не признания авторитета Бога. Так же есть и еще одна особенность – шесть источников достоверного познания: восприятие, словесное свидетельство, умозаключение, аналогия, выдвижение гипотез и не восприятие, того чего нет. Что еще раз подчеркивает отсутствие реальности в данном «размышлении».Философия веданты. Основателем этой философии (от санскр. веданта – конец Вед) считается Бадараяна (примерно V век до н. э.). Характерно убеждение в высшем авторитете Вед, которые являются источником истинных знаний. Последователи данной философии размышляют о Атмане и Брахмане, они должны стремиться в своих мыслях к их тождеству, в следствии чего, человек достигает своего подлинного бытия, становится всезнающим, вездесущим и бессмертным. Так исчезает различие между добром и злом и достигается святость. Брахман – абсолютное духовное начало мира, высшая объективная реальность, по сути бог, создавший все миры и существующий вне времени и пространства. Атман же – космическое начало Я, душа, как субъективная реальность. Такое отождествление (слияние Атмана и Брахмана), есть начало мира, его творец и его завершение. Веданта схожа с религиозно-философским учением, возможно, есть религиозная система, усовершенствованная средствами философии.