Смекни!
smekni.com

Артур Шопенгауэр и восточная философия (стр. 3 из 4)


Китайская Философия

Зарождение китайской философии относят к середине I-го тысячелетия и связано с именем Конфуция (551-479 гг до н. э. ). Основные направления китайской философии сложились в VI-III веке до н. э., этот период отмечен «соперничеством ста школ». Не смотря на такое количество такого количества школ, лидерами являлись всего шесть: конфуцианства, даосизма, моизма, темного и светлого (натуралисты), имен (диалектики-софисты) и законников (легизма). Впоследствии философской борьбы за истину укрепились лишь два направления – конфуцианство и даосизм. Признание в Китае буддизма (VI-VII веке до н. э.), как третье направление, они находят в нем сильного оппонента.

Первые китайские философы стремились в своих размышлениях учесть содержание древнейших письменных свидетельств истории и воззрений их народа. Это относится книге стихов «Ши цзине», к канону документальных писаний «Шу цзине». Наибольшее влияние на процесс созревания китайской философии оказала влияние знаменитая древняя книга «Книга перемен» («И-Цзин»), созданная при Чжоуской династии, то есть ранее VII века до н. э.

Главная идея «Книги перемен» состоит в том, что мир постоянно изменяется в силу взаимодействия двух начал: светлого – янь и темного – инь. По сути, содержимое этой книги – описание динамики любой ситуации, касается ли это природы, общества или отдельного человека. Описание означается той или иной триграммой, либо гексаграммой. Светлое, например, небо означалось тремя короткими непрерывными линиями, земля тремя прерывными. В данной книге такие обозначения можно найти и для грома, и для ветра, и гор, и озер и просто воды, то есть для многих явлений. Самобытность китайской философии, возможно, определяется как раз этим первоначальным способом понимания действительности, который представлен в данной книге. Их инь- и ян-символы – это не идеи, не понятия, а образования, весьма напоминающие привычные западному человеку концепты ценностей. Из сочетании инь и янь образовалось пять стихий: вода, огонь, дерево, металл и земля. Инь и янь содержат оценочный момент: янь как светлое положительно, инь как темное негативно. В своих истоках вся китайская культура пронизана прагматичностью. Китайские мыслители, будучи выразителями традиций своей нации, развивали философию по прагматическим ориентирам. В качестве бога обычно понимается небо, как максимальная концентрация янь-символов. Все разговоры о богах, в конечном счете, переводятся в символьно-прагматическое русло.

Все же в китайская философия по количеству направлений (систем) уступает индийской. Основные – конфуцианство, даосизм, буддизм.

Конфуцианство. Является главным направлением китайской философии, которое насчитывает около 2,5 тысяч лет. Кун Фу-цзы, он же учитель Кун – самая легендарная личность среди китайских философов. Ему приписывают такие слова – «В пятнадцать лет я ощутил стремление учиться, в тридцатилетнем возрасте я утвердился; достигнув сорока, освободился от сомнений; в пятьдесят познал веление Неба; в шестьдесят лет мой слух обрел проникновенность; с семидесяти лет я следую желаниям сердца, не нарушая меры», «Кому приятна человечность, того не превзойти».[5]

История данного направления делится на четыре периода. Первый – становление изначального конфуцианства, а так же выход в лидеры из ста действующих школ (VI-III вв. до н. э.). Второй период – конфуцианцы борются за право быть носителем официально принятой в Китае идеологии. В этой борьбе Циньский император (Хань Фэй-Цзы) поддержал легистов, которые считали, что управление странной должно осуществляться законом правителя, не допускающего расплывчатые конфуцианские моральные нормы. Дело дошло до сожжения книг и закапывания конфуцианцев (примерно III век до н. э.). Параллельно выдерживают борьбу с даосами. После крушения династии Цинь конфуцианство признается династией Хань официальной идеологией страны. Славу Конфуция этой эпохи приобрел Дун Чжуншу. Третий период – неоконфуцианство, борьба за философское и идеологическое влияние с буддистами. Наиболее знаменитым и ярким философом признается Чжоу Дуньи (X-XIX вв.). Четвертый период – новое конфуцианство (XX век), представляет собой попытку проведения китайской идеологи в жизнь в современных условиях. Наиболее ярким философом считается Фэн Юлань (1895-1990 гг.).

Конфуцианство, по сути, социально-этическая концепция, в которой просматривается стремление к человечности. К ней всегда есть путь, главное, найти способ увидеть его. Этому способствует образованность. Гуманность не приходит к человеку с его рождением, а приобретается в процессе жизни. Люди часто ошибаются, но существуют два пути, чтобы избежать их: первый – верить и любить древность, а второй – следовать тому, сто справедливо. Сам человек рассматривается, как участник социальной жизни. Согласно Дун Чжуншу верховной силой мира является Небо, от него исходит путь к справедливому управлению государством. О воле Неба можно судить по изменениям, которые происходят с светлым и темным началом и пятью стихиями – деревом, огнем, землей, металлом и водой. Мир пронизан темным и светлым, к примеру ели человек злой, значит в нем присутствует больше темного, соответственно, если добрый преобладает светлое. Неоконфуцианство – модернизация предыдущей философии, которая начала осуществляться с расцветом буддизма и даосизма. В итоге, в конфуцианство было включены элементы даосизма и буддизма. Например, представление о Великом Пределе, которому предшествует Предел небытия (даосизм). Речь идет о смене движения и покоя, последний же является более высокой степенью, так как он тождественен спокойствию человека. Высшее состояние души человека является – спокойствие. Просматривается идея очищения сердца (буддизм), она преобразовывается в задачу, но используются не буддистские методы, а избирается свой старый – посредством образования. Основные вопросы, решаемые конфуцианством: «Как необходимо управлять людьми?», «Как вести себя в обществе?». Представители данной школы обрисовали модель решения подобных вопросов: в качестве примера приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам, как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным, как отца к сыновьям. Мне понравилось «золотое правило» конфуцианства – «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Учение Конфуция сыграло огромную роль в объединении китайского общества.

Даосизм. В отличие от кофуцианства считается наиболее ярким философским выражением самобытности и своеобразия китайской цивилизации и культуры. Возраст даосской философии насчитывает 26 веков (VI век до н. э. –XXв.), за которые, конечно, даосизм терпел взлеты и падения. Даосы всегда пытались объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем считается Лао Цзы (IV-V вв. до н. э.). Основными понятиями даосизма является «дао» (путь) и «дэ» (добродетель, имеется в виду, человека). Началом всего – дао. По даосской философии человек следует законам земли. Земля следует законам неба, а небо следует законам дао. Дао следует самому себе.[6] Дао имеет два значения: путь по которому в своем развитии должны идти человек и природа; субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало, которое представляло собой энергоемкую пустоту. Дэ – благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало дао преобразовалось в окружающий мир.

Философия даосизма выражает идеи о том, что:

· в мире все взаимосвязано, нет ни единой вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами или явлениями;

· материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе (например: все, что происходит из земли и уходит в землю, более подробно – если человек вчера был воплощен в виде иных форм, существующих во вселенной – камня, дерева, частей животных, то после смерти он перевоплотится в «строительный материал» для иных форм жизни или явлений природы);

· мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние («у-вэй»);

· особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; через личность императора на Китай и все человечество сходит «Дэ» - животворящая сила и благодать; чем ближе человек к императору, тем больше «Дэ» перейдет от императора к нему;