Смекни!
smekni.com

Западноевропейская философия эпохи Возрождения (стр. 2 из 4)

Развитию географии способствовали в первую очередь Великие географические открытия. В 1492г. Х. Колумб, уроженец Генуи, открыл Америку, в 1498 г. португальский мореплаватель Васко де Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии, в 1521 г. испанские мореплаватели во главе с Ф. Магелланом совершили первое кругосветное путешествие. Эти открытия практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. В 1492 г. немецким географом и путешественником М. Вехаймом был создан первый глобус - “Земное яблоко”, отобразивший представления о поверхности Земли накануне открытия Америки. В 1569 г. голландский ученый Г. Меркатор составил карту Европы и мира, известную под названием “Атлас”.

Основы научной анатомии были заложены учеными Падуанского университета во главе с А.Везалием, в сочинении которого “О строении человеческого тела” (1543), было изложено принципиально новое понимание анатомии человека. Испанский ученый М.Сервет высказал идею о существовании малого круга кровообращения. В медицине появились новые методы лечения болезней. Немецкий врач Т.Парацельс заложил основы ятрохимии.

Ряд открытий был сделан в математике и физике. Были введены тригонометрические функции, подготовлено открытие логарифмов, начали пользоваться комплексными числами. В сочинении немецкого художника А.Дюрера “Наставление об измерении с помощью циркуля и линейки” (1525) были заложены основы начертательной геометрии. Нидерландский ученый С.Стевин в своем сочинении “Десятина”(1585) изложил методы вычислений с десятичными дробями, которые впоследствии широко распространились в европейской математике. Французский математик Ф.Виет в работе “Введение в аналитическое искусство” (1591) кратко изложил алгебраические идеи, ввел буквенные символы для численных коэффициентов. В работах Альберта Саксонского и Н.Орема (ок.1530) формировалось понятие равномерного и изменяющегося движения, впервые было представлено графическое изображение движения. Итальянский математик и физик Н.Тарталья в сочинении “Новая наука” (1537) предпринял попытку разработать теорию баллистики.

Большие достижения были сделаны в механике. Итальянский ученый Г.Убальдо опубликовал “Книгу о механике” (1575), в которой изложил теорию рычага. С.Стевин опубликовал книгу “Начала статики” (1586), содержавшую теорию рычага, равновесия тел на наклонной плоскости и гидростатику. Около 1300 года были изобретены механические часы с веретенным механизмом, которые способствовали повышению точности научных измерений.

Великие географические открытия дали огромный материал по геологии, ботанике, зоологии, этнографии. Значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела. Фрейбургский монах Б. Шварц в XIY веке изобрел порох. Немецкий ученый и врач Г Агрикола в работе “О горном деле…” в 12 книгах (1550) впервые обобщил опыт горно-металлургического производства, систематизировав его по следующим процессам: поиски и разведка месторождений полезных ископаемых; вскрытие и разработка месторождений; обогащение руд; пробирное искусство и металлургические процессы; обобщил известные к тому времени сведения о минералах, описал 20 новых минералов и установил методы определения их по внешним признакам, обобщил сведения о металлах, систематизировал их по внешним признакам; описал лечебные свойства минералов и металлов. Итальянский инженер и ученый В.Бирингуччо в работе “О пиротехнике” (1540) – технической энциклопедии того времени - обобщил сведения о горнорудном деле, металлургии, использовании пороха. В Праге на немецком языке вышло сочинение Л. Эркера (1574), в котором были подробно описаны инструменты, используемые при добыче минералов и в горных выработках.

После 1475 г. проявился разносторонний художественный, технический и научный гений Леонардо до Винчи (1452-1519). Он проводил эксперименты в области механики, оптики, изучал математику, физику, анатомию человека и животных, геологию, ботанику, астрономию. Он высказал догадку, что Земля – небесное тело – не является центром вселенной. В дошедших до нас заметках Леонардо сохранились рисунки проектируемых им летательных аппаратов - геликоптера и парашюта, гидротехнических и инженерных сооружений, ткацкого станка, плавильных печей, разнообразных машин. Его анатомические рисунки не утратили значения и в наши дни. Он говорил об однородности человека и животных, человека и природы. (Фрагменты).

С XIY века научные сочинения, прежде всего учебники и практические справочники, начали выходить на национальных языках, заменивших латынь как язык науки. На этой основе получает развитие национальная специальная и научная терминология. Первые успехи в развитии естественных наук и их философское истолкование подготовили становление экспериментально-математической науки и механистического материализма XYII - XYIII веков.

3. Основные направления развития западноевропейской философии в эпоху Возрождения

К основным направлениям философии эпохи Возрождения относятся следующие направления: гуманистическое, натурфилософское и социально-политическое.

Гуманистическое направление. Ренессансный гуманизм - это идейное движение, содержанием которого было восстановление, изучение и распространение античных языков, литературы, искусства, науки и философии. В античном наследии гуманисты открывали родственные им жизнерадостность, языческий интерес ко всему земному, новые нормы нравственности и красоты. Но это было не простым возвращением к античности, а ее развитием, интерпретацией, соответствующей изменившимся историческим условиям.

Гуманизм носил антропоцентрический (от греч anthropos – человек) характер. Центром мироздания был объявлен человек как часть природы, как наиболее совершенное ее творение. Человек, его переживания, его внутренний мир, его земная жизнь стали главными темами литературы и искусства. В противовес феодально-церковному аскетизму и проповеди пассивности, было провозглашено право человека на реализацию естественных (данных природой) потребностей и право на творческую активность.

Формировался идеал гармонической, свободной личности. Гуманизму в целом присущи жизнерадостный оптимизм, представление о безграничных возможностях человека, гармоничность и цельность мироощущения.

Гуманистическое движение в Италии (Южное Возрождение)

Гуманизм в Италии возникло на этапе Проторенессанса, в его главном центре – во Флоренции. Здесь родился и провел многие годы своей жизни поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321). Свое мировоззрение он изложил в произведениях – “Комедия”, “О монархии” «Новая жизнь».

“Комедия” (более известная как “Божественная комедия”) - это энциклопедия теоцентрического мировоззрения средневековья, в которой одновременно отразился кризис христианства. Данте показал единство божественного и человеческого: жизнь человека обусловлена и богом, и природой. Судьба “благородного человека” не предопределена, а строится на неустанном стремлении к “доблести и знанию”. Ценность имеет земная жизнь. В “Монархии” Данте высказал мысль о том, что церковь должна заниматься вопросами вечности, земные же дела – это удел людей, стремящихся к созданию общественного устройства, основанного на счастье и мире.

Если Данте – это вдохновитель итальянских гуманистов, то родоначальник этого движения – поэт и философ Ф.Петрарка (1304-1374). В стихах, посвященных возлюбленной - сонетах «На жизнь мадонны Лауры», «На смерть мадонны Лауры», поэт выразил чувственно окрашенное восхищение земной красотой женщины, которое противоречило аскетическому восприятию жизни; описал сложность внутреннего мира ренессансного человека. (Сонет). Он отверг схоластическую ученость средневековья как бесполезную для человека в новых условиях.

Л. Валла (1407-1457). Основные философские сочинения: “О наслаждении” (1431), его новую редакцию автор назвал “Об истинном и ложном благе“, “О свободе воли”, “Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина” (1440).

Валла разоблачил ложь о том, что император Константин посредством грамоты ставил римского папу главой вселенской церкви. Это разоблачение препятствовало притязаниям папы на светскую власть во всех католических странах Европы. Валла доказывал бессмысленность аскетизма. Он относился враждебно к схоластической метафизике и логике. Этические идеи Валлы были близки к эпикуреизму.

Флорентийские платоники. Гуманизм в значительной степени был связан с переводом, изучением, интерпретацией и использованием философии Платона. Плифон (1360-1425) переехал во Флоренцию из Константинополя, проповедовал платонизм и критиковал ортодоксальное христианство. Он учил о том, что мир имеет божественный характер, зависит от бога, но не был сотворен им, существует вечно. Идея о творении не имеет смысла. Не только вселенная, но и сам бог подчиняются необходимости. Мир в своей гармонии прекрасен. Человек тоже прекрасен и божественен, поскольку он - звено в гармоническом единстве мира. Время расцвета платонизма связано с платоновской Академией, основанной в 1459 г. во Флоренции Козимо Медичи. Эта академия объединяла видных философов, поэтов, художников, дипломатов и политиков того времени.

М.Фичино (1422-1495), основатель платоновской академии, перевел на латынь сочинения Платона и неоплатоников и сделал к ним комментарии. Основное философское сочинение: “Платоновская теология о бессмертии души”.