Смекни!
smekni.com

Интегральные онтологические модели. Русская софиология (стр. 3 из 3)

Таким образом, действительность Софии — Мировой Души принципиально слоиста и иерархична, начиная от самых грубых и плотных ее материально-энергийных проявлений, где эйдетические компоненты скрыты за хаотическим множеством развернутых на их основе конкретных форм жизни, а светящаяся первоматерия обнаруживается лишь в физическом виде, и кончая высшими слоями ее бытия, где почти невозможно развести идеально-сущие и материально-несущие ее составляющие и где можно непосредственно созерцать высшие эидосы мира (монадно-энтелехиальные, имеющие Живой Лик и предметно-структурные). На их основе и с их помощью развитые субстанциальные деятели способны творить из видимой там и пластичной первоматерии новые предметные формы-эйдосы для новых живых существ, планетных систем и целых Вселенных. Низшие слои Мировой Души — это уровни Тварной, а высшие — уровни Божественной Софии.

Общая же схема мирового космологического процесса по учению русской софиологии состоит в том, что Божественная София в соответствии со своими идеями-эталонами свободно и ответственно изнутри себя рождает видимый материальный мир (Софию Тварную), т.е. актуализирует свои меонально-материальные потенции для воплощения эйдетических структур. По другой версии она в бессознательном акте своеволия как бы отпадает от исходного божественного единства в тварную множественность, хаотичность и временность физического Космоса. В ходе естественного развития Космоса каждая вновь появляющаяся космическая форма (каждая реализовавшаяся в материи богософийная идея-энтелехия) создает несущие основы для воплощения более высокой эволюционной формы-энтелехии, пока на вершине природной эволюции не появляется человек. Подобную модель эволюции Н.О. Лосский назвал супранатуралистической теорией эволюции. В соответствии с ней именно высшее детерминирует и направляет низшее, хотя и нуждается в последнем для своего непосредственного материального осуществления. Таким образом, налицо направленный характер эволюции во Вселенной от неразумных к разумным формам живого. Абсолютно туже мысль проводит П. Тейяр де Шарден, у которого мировое бытие направлено к появлению и дальнейшему развитию разума (ноогенез в его терминологии). Шри Ауробиндо Гхош также постулирует направленное развитие Космоса по линии: разум — сверхразум (overmind) — суперразум (supermind). Весьма близки все указанные концепции и в понимании назначения человека — всестороннее творческое совершенствование. По учению русской софиологии это означает деятельное и сознательное проявление человеком своего потенциального софийного богоподобия через свободное сотворчество с Великой Матерью в деле собирания и одухотворения Вселенной.

Если оставить в стороне религиозную интерпретацию сущности и назначения человека в Космосе, то онтологические взгляды на процессы развития в целом (направленный характер, особая роль целевой детерминации, особая роль хаоса в системе, природная укорененность основ морали и ее эволюционные функции) окажутся в этих концепциях на удивление хорошо согласующимися с современными научными результатами из области синергетики, космологии, современных физических и биологических исследований.


Литература

1. Булгаков С.П Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1995.

2. Гартман И. Познание в свете онтологии // Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург, 1997.

3. Гартман П. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. М., 1988.

4. Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Т 1. Наука логики. М., 1974.

5. ГуссерльЭ. Парижские доклады//Логос, 1991. № 2.

6. Диалектика материального мира. Онтологическая функция материалистической диалектики. Л., 1981.

7. Доброхотов АЛ. Онтология // Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

8. Кедров Б.М. Энгельс и диалектика естествознания. М., 1970.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20.

10. Плотников 10.К. О социальной форме движения. М., 1971.

11. СартрЖ.П. Воображение//Логос. 1992. № 3. Терьяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.