Смекни!
smekni.com

История философии (стр. 3 из 7)

Задача философии - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

В эпoxy Boзpoждeния мaтepиaльнo-чyвcтвeннaя дeятeльнocть, в тoм чиcлe и твopчecкaя, пpиoбpeтaeт cвoeгo poдa caкpaльный xapaктep. В xoдe ee чeлoвeк нe пpocтo yдoвлeтвopяeт cвoи зeмныe нyжды: oн coздaeт нoвый миp, кpacoтy, твopит caмoe выcoкoe, чтo ecть в миpe - caмoгo ceбя. Имeннo тoгдa пoявляeтcя в филocoфии идeя пpoмeтeизмa - чeлoвeк кaк coтвopeц миpa, coтpyдник Бoгa. В миpoвoззpeнии эпoxи Boзpoждeния пpoиcxoдит peaбилитaция чeлoвeчecкoй плoти. В чeлoвeкe имeeт знaчeниe нe тoлькo eгo дуxoвнaя жизнь. Чeлoвeк - этo тeлecнoe cyщecтвo. И тeлo - этo не "oкoвы дyши", кoтopыe тянyт ee вниз, oбycлoвливaют гpexoвные пoмыcлы и пoбyждeния. Teлecнaя жизнь caмa по ceбe caмoцeнна.

С этим cвязaн шиpoкo pacпpocтpaнeнный в эпoxy Boзpoждeния культ Kpacoты. Живoпиcь изoбpaжaeт, пpeждe вceгo, чeлoвeчecкое лицо и чeлoвeчecкoe тeлo.

В эпoxy Boзpoждeния филocoфия внoвь oбpaщaeтcя к изyчeнию пpирoды. Этo oбycлoвлeнo paзвитиeм пpoизвoдcтвa и нayки. Изoбpeтeния книroпeчaтaния, кoмпaca, caмoпpялки, пapoxoдa, дoмeннo-мeтaллypгичecкoгo пpoцecca, вoзoбнoвлeниe интepeca к acтpoнoмии, физикe, aнaтoмии, физиoлoгии, paзвитиe экcпepимeнтaльнoгo ecтecтвoзнaния-вce этo pacшиpялo чeлoвeчecкий кpyгoзop, yкpeплялo влacть чeлoвeкa нaд пpиpoдoй. Измeняeтcя cpeднeвeкoвaя кapтинa миpa. Maтeмaтичecкoe oбocнoвaниe гeлиoцeнтpичecкoй cиcтeмы миpa, дaннoe пoльcким yчeным H. Koпepникoм, нaнecлo cyщecтвeнный yдap cpeднeвeкoвoй гeoцeнтpичecкoй cиcтeмe. Oткpытиe Koпepникa, oпpoвepгшee пpeдcтaвлeниe oб иcключитeльнoм xapaктepe Зeмли и чeлoвeчecтвa, пoзвoляли пpeдлoжить cyщecтвoвaниe бecкoнeчнoгo кoличecтвa дpyгиx нeбecныx тeл, пoдoбныx Зeмлe и Coлнцy.

Итaк, филocoфия в эпoxy Boзpoждeния вocпpинимaлacь, пpeждe вceгo, кaк нaтypфилocoфия, филocoфия пpиpoды. Ha пepвый взгляд, мoжeт пoкaзaтьcя, чтo пpoиcxoдит вoзвpaт к aнтичнoмy кocмoцeнтpизмy эпoxи "физикoв", "дocoкpaтикoв". Oднaкo филocoфия пpиpoды эпoxи Boзpoждeния в бoльшeй мepe cвязaнa co cpeднeвeкoвoй филocoфиeй. Для нee цeнтpaльным ocтaeтcя тpaктoвкa вoпpoca o взaимooтнoшeнии Бoгa и миpa. Ho в этoй тpaктoвкe, дa и вo вceй мeтoдoлoгии, филocoфия эпoxи Boзpoждeния имeeт cвoю cпeцификy. Xapaктepнoй для нee являeтcя aнтиcxoлacтичecкaя, a, cлeдoвaтeльно и aнтиapиcтoтeлeвcкaя нaпpaвлeннocть.

Для философской культуры Эпохи Возрождения был характерен антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов).

В эпоху Возрождения вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию. Схоластическая же традиция создания философских сочинений была связана с догматической, "менторской" манерой изложения, построенной на толковании авторитетного, религиозно непротиворечивого текста. Философы Возрождения противопоставили этому подходу жанр литературно-риторический, рассчитанный на образованные светские слои читателей, а не только на узкоспециализированную аудиторию профессиональных богословов.

Духовное движение гуманизма, у истоков которого стояли Петрарка и Боккаччо, пылает отвращением к традиции закосневшей схоластики, неприятие средневекового закосневшего университетского образования.

Средневековое мышление кажется гуманистам, увязшим в теологическом и логическом крючкотворстве, и потому они требуют возрождения человека на почве античного духа. Это движение, преимущественно развивавшееся в сфере литературы, зарождается в Италии XIV в. и затем распространяется по всей Европе. В центре гуманистических интересов стоит человек и связанные с ним темы природы, истории и языка.

Виднейший представитель гуманизма в Северной Европе - Эразм Роттердамский (1469 - 1536). Он пытался связать христианскую философию с античным представлением о человеке. Примыкая к итальянским гуманистам XV века, он противопоставляет выдохшейся средневековой схоластике живую и свободную античную мысль, ее пытливый независимый дух.

Главные свойства жизни - многообразие и противоречивость, поэтому нужна человеческая мудрость, которая объединит противоположности, ничего не исключая.

В области же религии такая открытость, идущая рука об руку с идеей гуманистически образованного, космополитического христианства, требует терпимости. В своем сатирическом сочинении "Похвала глупости" Эразм убедительно критикует коренные пороки людей и эпохи.

Через всю первую "философскую" часть сочинения проходит сатирический образ "мудреца", и черты этого антипода Глупости оттеняют основную мысль Эразма. Отталкивающая и дикая внешность, волосатая кожа, дремучая борода, облик преждевременной старости. Враг всяких природных чувствований, некое мраморное подобие человека, лишенное всех людских свойств. Не то чудовище, не то привидение, не знающее ни любви, ни жалости, подобно холодному камню. От него якобы ничто не ускользает, он никогда не заблуждается, все тщательно взвешивает, все знает, всегда собой доволен; один он свободен, он - все, но лишь в собственных помышлениях. Все, что случается в жизни, он порицает, во всем усматривая безумие. Не печалится о друге, ибо сам никому не друг. Вот он каков, этот совершенный мудрец!

Это законченный образ схоласта, средневекового кабинетного ученого, загримированный - согласно литературной традиции этой речи - под античного мудреца-стоика. Это рассудочный педант, ригорист и аскет, принципиальный враг человеческой природы. Но с точки зрения живой жизни его книжная обветшалая мудрость - скорее абсолютная глупость.

Все многообразие конкретных человеческих интересов никак не сведешь к одному только знанию, а тем более к отвлеченному, оторванному от жизни книжному знанию. Страсти, желания, поступки, стремления, прежде всего стремление к счастью, как основа жизни, более первичны, чем рассудок и если рассудок противопоставляет себя жизни, то его формальный антипод - глупость - совпадает со всяким началом жизни. Эразмова Мория есть поэтому сама жизнь. Она синоним подлинной мудрости, не отделяющей себя от жизни, тогда как схоластическая "мудрость" - порождение подлинной глупости.

Благодаря критико-филологической искушенности в Эразме растет сознание независимости разума от любого авторитета. Поэтому и в вопросах веры каждый остается наедине со своей совестью, и несет ответственность лишь перед ней.

Джордано Бруно считал схоластиков ослами, причем называл их так открытым текстом; более того, сложил "сказочку" под названием "Килленский осел", где, в частности, устами осла же весьма недвусмысленно дает понять, что представляет собой современная ему академия, которой Бруно, очень мягко выражаясь, не симпатизировал. Несомненно, что его смерть явилась следствием свободомыслия. И практически наверняка можно сказать, почему он был предан своим учеником. Вне зависимости от содержания своих "ересей", Д. Бруно был остроумен и дерзок; он обладал здоровым чувством собственного достоинства и смелостью, что всегда вызывает рев раздраженных своим бессилием ослов.

Французский философ эпохи Возрождения Монтень выступал с резкой критикой господствовавшего схоластического догматизма, авторитаризма и фидеризма. Ядром его основного философского произведения, написанного по-французски ("Опыты", v.1-2, 1580; рус. пер., кн.1-3, 1954-60; 1979), является вопрос "Что я знаю". Выступая против закоренелых предрассудков и предубеждений, Монтень доказывал ограниченность и несовершенство человеческого познания, его историческую изменчивость и необходимость постоянного совершенствования на основе объективного познания естественных закономерностей природы. Согласно Монтеню, нельзя довольствоваться достигнутым: "философствовать - значит сомневаться". В возрениях Монтеня звучат материалистические мотивы: жизнь и деятельность людей подчинены законам природы; душа зависима от тела. Не отрицая бытия бога, Монтень считал теологию ложной наукой, закабаляющей разум. Он отрицал бессмертие души и посмертное воздаяние.

Философия Нового времени

Временные рамки: середина 16 - середина 19 вв. Факторы, определяющие специфику философии этого времени: в области общественного бытия (развитие производительных сил) и в области общественного сознания.

Основное содержание философии нового времени - гносеологическая функция (в отличие от античной - онтологическая функция), т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание и проблема метода (во времена научных революций).

Проблема источника знаний связана со спецификой науки нового времени, которая, с одной стороны - экспериментальное знание, а с другой - математическое.

Будучи экспериментальной (субъект выступает активным по отношению к объекту), наука опирается на эмпирические методы. Опыт считается единственным источником знания - позиция эмпиризма, осмысление опыта в рамках теории познания. Как форма - сенсуализм.

Будучи математическим знанием: в рамках осмысления опыта для философии актуальной становится проблема - разум есть самостоятельный источник знаний. Это позиция рационализма. Эмпирицизм и рационализм противостоят друг другу.

Наложение проблемы источника знания и субъект-объектных отношений дает богатую картину философских направлений

Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной философии.

Философия Нового времени ставит в центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо "коллективного" человека (Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична.

Философия Нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным идеям, Маркса к науке).