Смекни!
smekni.com

Категории количества, качества и меры в философии Канта и Гегеля (стр. 4 из 6)

Далее Гегель анализирует заключенное в качественной границе противоречие. С одной стороны, граница есть бытие нечто, его реальность. Нечто ограничивает в границе свое иное и, в свою очередь, также оказывается ограниченным. И только благодаря границе нечто является качественно определенным (“есть то, что оно есть”), только лишь отрицая свое иное оно выступает как данное нечто (качество). Следовательно, нечто имеет границу “прежде всего как границу в отношении иного; она небытие иного, а не самого нечто”[36].

С другой стороны, граница есть небытие этого нечто, есть реальность иного. Ибо иное само есть нечто, и, следовательно, та же граница первого нечто как своего иного. Таким образом, она есть реальность “иного как нечто", его бытие и, соответственно, небытие первого нечто, его качественное отрицание. Граница является, следовательно, бытием как нечто, так и иного и в то же время небытием каждого из них.

Таким образом, нечто представляет собой противоречие в своей границе и поэтому изменяется, переходя в другое. Противоречие “заставляет" его выходить за свои пределы, обуславливает его конечность. Конечность же не сводится только лишь к ограниченности нечто, а проявляется главным образом в переходе через эту границу, в выходе за пределы нечто. Нечто оказывается не только качественно определенным и ограниченным (“его качество есть граница”), но и, благодаря противоречивости своей качественной границы, изменчивым и конечным. “Нечто становится неким другим, но другое само есть некое нечто; оно, следовательно, само в свою очередь также становится неким другим и т.д. до бесконечности[37].

Гегель называет бесконечный прогресс, представляющий собой лишь “повторяющуюся одинаковость", вечное чередование конечного и бесконечного, дурной бесконечностью. Но поскольку нечто и иное определены одинаковым образом (каждое есть нечто и в то же время иное своего иного), то нечто, переходя в иное, лишь приходит тем самым к самому себе, т.е. “в своем переходе в другое нечто лишь сливается с самим собою, и это соотношение с самим собою в переходе и в другом есть истинная бесконечность[38]. Следовательно, истинная бесконечность отличается от дурной бесконечности тем, что здесь достигается бесконечное соотношение с самим собой, “возвращенность-в-себя” как конечного, так и бесконечного, в результате процесс движения как бы замыкается.

Выступая как возвращение в себя конечного и бесконечного, как снятие того и другого, истинная бесконечность “есть соотношение с самим собой, бытие. Так как в этом бытии есть отрицание, то оно наличное бытие, но так как, далее, это отрицание есть по своему существу отрицание отрицания, соотносящееся с собой отрицание, то оно есть то наличное бытие, которое именуется для-себя-бытием[39]. Поскольку же для-себя-бытие есть бесконечное возвращение в себя самого, то оно превращается в “одно". Иное исчезает, отрицается, снимается в для-себя-бытии, в “одном". Однако для-себя-сущее “одно" “отталкивает себя от самого себя” и полагает себя как многое. При этом каждое из многих есть “одно" и все они имеют одинаковые определения. “Отрицательное отношение “одних” друг к другу есть, следовательно, лишь некое слияние-с-собой... Это полагание-себя-в-“одно” многих “одних” есть притяжение[40].

Поскольку в процессе отталкивания и притяжения “одно", полагая себя как многое и вновь возвращаясь в себя, “продолжает себя в ином", то оно “определено как вышедшее за свои пределы и как единство; тем самым “одно", совершенно определенная граница, положена как граница, которая не есть граница, - как граница, которая есть в бытии, но безразлична ему”[41], т.е. как количественная граница. Таким образом, в для-себя-бытии качество достигает своей “кульминационной точки" и переходит в количество.

2.3 Количество как ставшее безразличным качество

Количество есть такая “определенность, которая больше не едина с бытием, а уже отлична от него, она снятое, ставшее безразличным качество. Она включает в себя изменчивость бытия, не изменяя самой вещи, бытия, определением которого она служит”[42].

Основными ступенями развития качества - бытию, наличному бытию и для-себя-бытию - соответствуют, по Гегелю, основные ступени развития количества: чистое количество, определенное количество и количественное отношение.

Чистое количество, являясь “ближайшим результатом для-себя-бытия", содержит в себе в снятом виде его противоположные моменты (единство и множество) и процессы (притяжение и отталкивание), что и обусловливает противоречивую природу количества: “Количество, взятое в его непосредственном соотношении с собой, или, иными словами, в определении положенного притяжением равенства с самим собой, есть непрерывная величина, а взятое в другом, содержащемся в нем определении одного, оно - дискретная величина”[43]. Гегель показал не только неразрывное единство непрерывности и дискретности как противоположных сторон, необходимо присущих “одному и тому же понятию", т.е. количеству, но и их опосредствование и взаимопроникновение, их переходы друг в друга: непрерывность выступает всегда как “непрерывность многого", как единство “для-себя-сущих одних", а дискретность - поскольку каждое из многих есть то же самое, что и другое, - как их тождественность, неразличенное равенство, одинаковость, т.е. как непрерывность. Примерами чистого количества являются, по Гегелю, пространство и время, материя, по отношению к которой форма выступает как безразличная и внешняя, свет, “Я".

Выявление “чистого количества", т.е. абстрагирование пространственно-временных свойств вещей, которое позволяет рассматривать все вещи как качественно тождественные, однородные и позволяет исследовать их преимущественно в аспекте количества, является необходимой предпосылкой познания “определенного количества", т.е. исследования собственно количественной определенности. “Реальное дискретное количество есть... некоторое количество или, иначе говоря, определенное количество - количество как наличное бытие и нечто”[44].

Определенное количество может выступать, по Гегелю, в виде экстенсивной и интенсивной величин, которые следует отличать от величин непрерывной и дискретной. Первые суть “определенности самой количественной границы". Вторые - “определения величины в себе, т.е. количества, как такового, поскольку, имея дело с определенным количеством, отвлекаются от границы”[45].

Экстенсивная величина характеризуется тем, что имеет численность, т.е. множественность, внешность в самой себе, внутри себя соотносится с иным. В определении же своей границы определенное количество есть интенсивная величина, или градус (степень). Так, десять, двадцать и т.п. есть некоторая численность, т.е. экстенсивная величина; тогда как десятый, двадцатый и т.п. - “простая определенность", т.е. интенсивная величина, или градус. В отличие от экстенсивной величины градус “уже не имеет этого внешнего инобытия внутри себя, имеет его вовне себя и соотносится с ним как со своей определенностью”[46]. Однако Гегель рассматривает не только различие этих величин, но и их нераздельное единство, тождество, их взаимные переходы. “Так, масса как вес есть экстенсивная величина, поскольку она составляет некоторую численность фунтов, центнеров и т.д., и она же интенсивная величина, поскольку оказывает некоторое давление. Величина давления есть нечто простое, степень, имеющая свою определенность в шкале степеней давления. ” Или, например, определенная степень теплоты, которая “есть некоторое простое ощущение, нечто субъективное” (интенсивная величина), “существует и как экстенсивная величина, как расширение некоторой жидкости, например ртути в термометре, воздуха или глины и т.д. ”[47]

Своей качественной определенности количество достигает не в интенсивной величине как таковой, в ее отличии от экстенсивной, а только вместе с тождеством этих величин. “Вместе с этим тождеством появляется качественное нечто, ибо это тождество есть единица, соотносящаяся с собой через отрицание своих различий, а эти различия составляют налично сущую определенность величины”[48]. Искомое качество определенное количество приобретает, когда снимается не только конечное, но и его потустороннее - дурная бесконечность, и они становятся лишь моментами одного единства. Это единство представляет собой истинную бесконечность. В ней “определенное количество возвращено к качеству, определено отныне качественно”[49]. Определенное количество “соотнесенное, таким образом, в своей внешности с собой как безразличная граница и, следовательно, положенное качественно, есть количественное соотношение[50].

Гегель рассматривает три отношения:

1) прямое отношение, в котором “качественное еще не выступает наружу, как таковое, само по себе. Оно положено здесь пока что только в виде определенного количества, положено имеющим свою определенность в самой своей внешности”;

2) непрямое отношение, в котором “полагается отрицание одного определенного количества, как таковое, также при изменении другого и изменчивость самого прямого отношения”;