Смекни!
smekni.com

Предмет философии, ее место и роль в культуре (стр. 16 из 21)

Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер, т. е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены. Поэтому эстетические ценности имеют зыбкие границы и их содержание всегда является социально-историческим. Исходя из разработанной эстетической наукой классификации эстетических ценностей, основным ее видом является прекрасное, которое в свою очередь выступает во множестве конкретных вариаций (как изящное, грация, миловидность, великолепие и т. д.); другой вид эстетической ценности - возвышенное - также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т. п.). Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносятся с соответствующими отрицательными ценностями, «антиценностями», - с безобразным (уродливым) и низменным.

Особую группу эстетических ценностей составляют трагическое и комическое, характеризующие ценностные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека и общества и образно моделируемых в искусстве.

7. Философия практики.

В структуре деятельности выделяется практическое и теоретическое отношение человека к миру. С позиции философского материализма практика характеризуется как первичное, исходное отношение человека к миру. Теоретическое, абстрагирующее отношение к природному и социальному миру возникло позднее, на основе развития практики, вследствие отделения умственного труда от труда физического.

Практика является сознательной, целенаправленной деятельностью человека. Здесь проявляется одно из важных отличий человеческой деятельности от действий других живых организмов и работы механических устройств. Но из этого вовсе не следует, что практика вторична по отношению к сознанию, им (сознанием) обусловлена и определена.

Отсутствие в природе и обществе в готовом виде предметов и явлений, необходимых для существования людей, обусловливает наличие разнообразных человеческих потребностей. Они осознаются людьми (в первую очередь, материальные, объективные, общественные потребности) и проявляются в форме интересов, сочетающих в себе субъективный и объективный моменты. На их основе формулируются цели и идеалы, которые реализуются (полностью или частично) в ходе практической деятельности. Полученные результаты могут удовлетворять первоначальные потребности только временно (или частично), а также порождают новые потребности, и схема человеческой жизнедеятельности повторяется, но уже в несколько изменившихся условиях и проявлениях. Таким образом, результаты деятельности оказываются одновременно и предпосылками для последующей практической деятельности.

В структуре практики выделяют формы (в зависимости от того, на что она направлена) и виды (в зависимости от того, кто осуществляет практическую деятельность). Исходной формой общественной практики была и остается материально-производственная деятельность. В связи с ней и на ее основе возникали и развивались другие формы практики. К ним относятся: а) социально-политическая практика (представляющая воздействие на политическую сферу общества и ее институты - формирование и развитие государственности и общественных организаций, классовая борьба и т. д.); б) научная практика (опытно-экспериментаторская деятельность ученых, осуществляемая с целью сбора фактического материала и для проверки истинности научных теорий); в) семейно-бытовая практика (связанная с воспроизводством человеческого рода и осуществлением непроизводственной деятельности - ведение домашнего хозяйства, занятия спортом и т. д.); г) врачебно-медицинская практика (направленная на обеспечение нормальной жизнедеятельности человеческого организма). По видам практика делится на индивидуальную, практику малых и больших социальных групп, а также практику конкретных обществ и государств.

8. Добро. Три этики. Личность, проблема свободы и ответственности.

Слово «этика» происходит от греческого ethos (этос) - нрав, обычай, характер, привычка. В философию данный термин ввел Аристотель. «Этическими добродетелями» он назвал особый класс качеств, указывающих на свойства человеческого характера (мужество, умеренность, справедливость, щедрость). Науку об этических добродетелях Аристотель назвал этикой.

Термин «мораль» пришел в европейские языки из латинского. Цицерон использовал термин moralis для перевода аристотелевского понятия этического, а моральной философией этот древнеримский мыслитель называл ту же область знания, которую Аристотель именовал этикой. Слово moralis на русский язык можно перевести как «характер», «темперамент», «нрав». Как видно, первоначально оно означало то же, что и слово «этика». С течением времени в национальных языках также появляются собственные слова, например, русское «нравственность», являющиеся синонимами терминов «этика», «мораль».

Термины «мораль» и «нравственность» обычно употребляются как синонимы. Однако существуют и попытки их разведения. Самая влиятельная из них восходит к Гегелю. Отталкиваясь от его размышлений, философы под нравственностью понимают объективную, общечеловеческую совокупность идеальных норм поведения, общения и взаимоотношений, а под моралью - исторически изменчивое, несовершенное воплощение нравственных норм во времени и пространстве. Некоторые философы, наоборот, под моралью понимают общечеловеческие нормы и образцы поведения, а под нравственностью (нравами) - принятые в обществе способы поведения и принципы оценок.

Разведение понятий морали и нравственности связано с особенностями бытия человека. Одна из них заключается в том, что человек - это существо деятельное. Как существа, наделенные разумом, мы вынуждены действовать, принимать в процессе своей жизни различные решения. Однако нам, как правило, трудно, порой невозможно найти верное решение, просчитать возможные результаты наших поступков, доказать правильность какой-либо стратегии поведения. В этом, в частности, причина того, почему различные люди и культуры выработали и вырабатывают отличающиеся друг от друга кодексы морали.

Сам факт многообразия моральных норм показывает, что мы не запрограммированы природой, обществом, силами духовного мира на совершение определенных поступков. Как существа разумные, мы можем обладать определенной степенью свободы. Этика исходит из признания за человеком возможности совершать действия, ориентируясь не только на биологические и материальные потребности, не только на конкретно-исторические традиции и моральные установления, но и на требования нравственного закона. И. Кант в предисловии к «Критике практического разума» писал: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Понимание того, что есть начала, превышающие человеческое бытие, человеческие учреждения, высвобождает нас от духовного трепета перед природными и социальными силами этого мира. Поэтому этика, изучающая нравственность, важна в становлении свободного человека, так как указывает нам на автономность, независимость нашей духовной сферы.

Нравственная свобода, о которой мы говорим, возможна на основе разумного, осознанного поведения. Человек, обреченный, по словам философов-экзистенциалистов, на свободу, на совершение поступков, вынужден иметь ценностные ориентиры. С их помощью мы оцениваем мотивы и результаты деятельности в категориях добра и зла. Как нравственность, так и мораль ориентируют человека поступать согласно добру и запрещают следовать злу. К важнейшим задачам этики относятся поиск того, что является добром, истинным благом и какие существуют пути для его достижения.

9. Смысл человеческого бытия.

Чтобы жить и активно действовать, человек должен иметь представление о смысле жизни, должен верить в смысл своих поступков и действий; должен иметь свою более или менее ясную жизненную задачу.

Существует три подхода к решению этой проблемы:

1. Изначально присущий жизни в ее глубинных основаниях.

Жизнь прекрасна сама по себе. Уже сознание этого наполняет нашу жизнь смыслом. Радость, надежда, любовь, совесть, мужество, добро, верность в дружбе, уважение к старшим, способность бороться с собственными недостатками и пороками... Все эти духовные ценности наполняют нашу жизнь смыслом, выступая в совокупности. Отдельно взятые, они могут исказить, объединить смысл жизни. Устремленность лишь к радости и наслаждению может обернуться эгоизмом; Героизм, мужество могут породить жесткость... Жизнь состоит из противоречий. Умением преодолевать - вот что наполняет ее глубоким смыслом.

2. За пределами жизни.

Характер религиозного миросозерцания приводит к вопросу о какой жизни мы должны в первую очередь думать и заботиться; о вечной жизни или о том кратком миге, который зовется земной жизнью. Сократ видел смысл земной жизни в подготовке к вечной потусторонней жизни. Теоцентризм обесценивает и даже признает греховными естественные радости земного существования. Аскетизм, умерщвление плоти и т.п. считались вышей добродетелью в средневековье. Эпоха Возрождения - смысл человеческой жизни здесь достижение счастья и блаженства на основе рационального познания земного мира.

3. Созидается самим субъектом - нет однажды заданного смысла.

Надо дорожить жизнью, любить ее и постараться сделать ее лучше для других и тем самым для себя. Смысл жизни заключается во всестороннем развитии способностей человека, в наиболее полной отдаче своих сил на то дело, которое приносит пользу максимально большему числу людей.