Смекни!
smekni.com

Предмет философии, ее место и роль в культуре (стр. 5 из 21)

Идеалом становится не религиозное, а светское знание, знание, опирающееся на конкретные факты, опыт и разум. Ошибочно было бы утверждать, однако, что Ренессанс - время безбожия или безразличия к религии.

Просто религиозные вопросы перестали быть центральными в научно-поисковой деятельности философов, а авторитет античных мудрецов стал явно перевешивать авторитет Священного писания. От Бога нередко оставалась только божественная красота, наполнявшая многообразный и чувственно воспринимаемый мир.


2. Человек – творец, художник.

Философское мышление эпохи Возрождения антропоцентрично. Оно устремлено не к Богу, а к человеку. Человек - ведущее звено всей цепи бытия. Созданный Богом, он, обладая свободой воли, может стать творцом и скульптором самого себя. Идея самоконституирования человека, вера в то, что человек может стать тем, кем хочет, - характерная идея Возрождения. Ренессанс открыл индивидуальность, уникальность и самоценность человеческой личности. Формируется новый тип личности - «ренессансный человек». Он отличается титанизмом (совершает за свою жизнь столько, что не под силу многим) и универсализмом (реализует себя сразу в нескольких областях).

Ренессансная концепция человека содержала и опасную по своим последствиям мысль - обожествление человека. Человек стал рассматриваться как всемогущее существо, ничем не детерминированное. Девиз эпохи Возрождения - «Могу!». В нем выражена вера в безграничные возможности человека. На смену идее Богочеловека шла идея человекобожества.

Обычно эпоха Возрождения запоминается по великим произведениям ее гениев. Но на массовом уровне Ренессанс дал неожиданный моральный обвал, связанный с реваншем язычества (ведь речь шла о «возвращении» к античности) над христианской аскезой. Нравственно ослабевший человек Ренессанса оказался уже не способным выносить те тяготы существования, которые христианизированный человек средневековья выносил с достоинством. В итоге возник заказ на новую машинную технику, которой предназначалась та же самая роль, что рабам в античности: на нее перекладывалось бремя физического труда.

3. Гуманизм.

Идеологией Возрождения являлся гуманизм. В узком смысле этим термином обозначалась светская (и заметим, классическая, греко-латинская) образованность в отличие от образованности богословско-схоластической. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености. В широком же смысле возрожденческий гуманизм - это духовное движение, направленное на освобождение человека от средневековой корпоративной морали, от власти религиозных догм и церковных авторитетов, на утверждение ценностей земной, реальной жизни (культ человеческой чувственности и светской жизни), величия разума и творческих способностей человека, на возвышение его индивидуальности, чувства собственного достоинства, личностных качеств и начал.

Мыслители и художники эпохи Возрождения противопоставляли эпоху света, в которую они жили, средневековью как периоду темноты и невежества. В свете, разгоняющем тьму невежества и обмана, они видели свою историческую миссию.

Интеллектуальная элита Ренессанса отвергала схоластические споры о категориях и их дефинициях (определениях), она стремилась знать сами явления природы и общества, жизнь как она есть.

4. Философия Кузанского.

Николай Кузанский (1404-1464) был видным деятелем римско-католической церкви. Его учение не выходило за пределы религиозного мышления, но его понимание мира и человека было устремлено в будущее.

Его основные работы: «Об ученом незнании», «О предпосылках», «Об охоте за мудростью».

Николай Кузанский создает оригинальный метод познания, который называет «ученым незнанием». В основном, когда устанавливается истина относительно различных вещей, - неопределенное сравнивается с определенным, неизвестное с известным, поэтому, когда исследование ведется в рамках вещей конечных, познавательное суждение вынести нетрудно, либо очень трудно, если речь идет о сложных вещах. Но в любом случае оно возможно. Истина может быть в точности измерена самой же истиной. Наш разум не является истинным и, следовательно, не может постичь истину точно. Но мы можем приблизиться к истине (самой по себе недостижимой), сосредоточиваясь на мысли, что в бесконечности имеет место совпадение противоположностей.

Всякое существо включает в себя универсум и Бога. Человек - микрокосмос на двух уровнях: общеонтологическом (так же, как микрокосмосом является любая вещь) и на специально онтологическом уровне, поскольку он обладает разумом и сознанием. Основой познания должна быть противоположность обыденного, конечного знания, чему-то абсолютному, безусловному. А безусловное знание мы можем достичь лишь символически. Абсолютное слияние божественного и человеческого произошло только в Христе. Человек - тоже Бог. Такое понимание человека и мира приводит к пантеизму, согласно которому Бог отдельно от природы не существует и разлит в ней. Познание развернутого мира, есть дело разума, а не веры. Вера постигает Бога в свернутой форме.

5. Философия Джордано Бруно. Пантеизм.

Джордано Бруно исповедовал натуралистический пантеизм: «Бог есть бесконечное в бесконечном, он находится во всём и повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего». Природа приобретает полную самостоятельность, а Бог мыслится как синоним её единства. Материя – «божественное бытие в вещах», отрицание самостоятельности формы, материя «всё производит из собственного лона».

По мнению Джордано Бруно «Все вещи находятся во вселенной и вселенная во всех вещах; мы – в ней, она – в нас». Мир одушевлён вместе со всеми его членами, душа – ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная каждой вещи. Мировая душа – всеобъемлющая духовная субстанция, в диалоге “О причине, начале и едином” она подменяет понятие самого Бога. В поиске наиболее глубокого начала мы обнаруживаем двойную субстанцию – одну духовную, другую телесную, но в последнем счёте и та и другая сводятся к одному бытию и одному корн”.

Если центр универсума находится повсюду, а окружности нет нигде, то нет необходимости объявлять центром универсума Солнце (как Коперник), а вместе с Аристотелем (и Коперником) видеть в сфере неподвижных звёзд границу космоса. Звёзды – солнцы других удалённых миров. Звезды тоже имеют свои планеты. Земля, вода, воздух и огонь образуют все планеты и звёзды. Эфир распространён по всему пространству. Джордано Бруно преодолевает аристотелевский дуализм земного и небесного. Мировая душа проникает во все светила и планеты и является причиной их движения. Чувство по Джордано Бруно не видит бесконечности «... ибо бесконечное не может быть объектом чувств». Ум, дух (интуиция) вносит высшее единство в познавательную деятельность человека.

Тема 5. Европейская философия XVII в.

1. Философия Бэкона.

Френсис Бекон (1561-1626 гг.) разработал доктрину философии, основанную на опытном знании и сформулировал идею универсальной реформы человеческого знания на базе утверждения опытного метода исследований и открытий.

Френсис Бекон считал, что все проблемы общества можно разрешить на основе научно-технического прогресса. Критиковал схоластику, призывал анализировать вещи. Его основные произведения: «Новый органон наук» (старый «Органон» был написан Аристотелем), «Новая Атлантида».

Обосновал индуктивную концепцию научного познания, в основе которой лежит опыт и эксперимент, а также определенная методика их анализа и обобщения. Научное знание, по Бекону, проистекает из целенаправленно организованного опыта.

Френсис Бекон выделяет 2 типа опытов:

1. Плодоносные (приносят непосредственную пользу человеку),

2. Светоносные (приводят к новому знанию).

Учение о индукции - научно-теоретическом обобщении знаний.

Индукция должна производить в опыте разделение и отбор путем необходимых исключений и формулировать выводы. Индукция - логический путь движения мысли, характеризующий переход знания от частного положения к более общему. Дедукция - наоборот - от общих положений к частному.

Средства индукции, по Бекону, предназначаются для выявления «форм и простых свойств» или «природ», на которые разлагаются все физические тела. Индукция должна следовать строго определенным правилам, по алгоритму. Бекон недооценил роль гипотез и возможности гипотетико-дедуктивного метода в науке. Так как опыт, которому не предшествует какая-либо теоретическая идея - не существует.

Истина по Бекону - это точное отображение предметов и явлений природы. Заблуждение - искажение зеркального отображения действительности.

Истину искажают «идолы» (ложные представления, предрассудки):

1. Идолы «рода» обусловлены человеческими чувствами и разумом. Чувственное познание несовершенно.

2. Идолы «пещеры» - у каждого человека есть своя «пещера», которые и вводят его в заблуждение (индивидуальные особенности характера, воспитания, психики человека). Человек может неадекватно воспринимать объективную действительность. Исправить это может коллективный опыт.

3. Идолы «площади» - неправильное употребление слов (особенно на рынках и площадях). Вместе с языком мы бессознательно усваиваем предрассудки прошлых поколений и оказываемся в плену заблуждений.

4. Идолы «театра» - многие заблуждения коренятся в некритическом усвоении чужих мыслей, т.е. человек часто подвержен влиянию авторитетов.

Все эти идолы могут быть преодолены на основе построения новой науки и внедрения индуктивного метода. Учение Бэкона о «идолах» - попытка очистить сознание исследователя от схоластики и способствовать распространению знаний.

2. Философия Декарта (картезианство).

Рене Декарт (1596-1650 гг.) - французский философ, математик, физик, физиолог. Является родоначальником рационализма - рационалистической методологии в теории познания. Средством познания сделал метод универсального сомнения, основанный на разумном скептицизме. «Сомнение есть прием для нахождения безусловно достоверного знания».