Смекни!
smekni.com

Проблема познаваемости мира (стр. 2 из 3)


Объект и субъект познания

В структуре познанияобычно выделяют объект и субъект познания, цель и результат познания, средства и уровни познания, критерий истины и, естественно, сам процесс познания, т. е. взаимодействие объекта и субъекта, уровней и других элементов познания. Следует не забывать, что всему познанию свойственна диалектика .

Объектом познания может стать любая реальность - природная и социальная, материальная и духовная, любой " фрагмент" той или иной реальности. Мир частиц и мир живых организмов, общество и человек, Бог и совесть человека — все может быть познавательным объектом. Без объекта нет познания. Наши мысли — не только " наши", а касаются объективно существующих свойств и законов реального мира.

Субъект познания — целесообразно действующий агент (человек, коллектив, общество, человечество) познания, носитель познавательных способностей. В науке, например, субъектом познания является социально зрелый и воспитанный в определенной культуре субъект (ученый, научный коллектив), способный действовать по правилам научного метода и методологии.

Субъект и объект познания находятся в процессе диалектического взаимодействия . В процесс познания мира объект так или иначе субъективизируется,присваивается субъектом в виде распредмеченных знаний об объекте. Человек, отправляясь в путь познания, отталкивается от добытых знаний, наличных смыслов и интерпретаций мира. В процессе познания происходит и объективация субъекта; последний откладывает, кристаллизует в объекте добытые новые знания, по-новому интерпретирует мир. Без субъекта нет объекта познания, как субъект познания не существует без объекта. Взаимодействие субъекта и объекта познания, как правило, весьма противоречиво. Конфликтуют не только идеи, теории с фактами, но сами теории, методы и методологии. Между целями и средствами познания редко достигается соответствие. В качестве средств познания могут выступать язык, категориальный аппарат, эталоны познания и такие исследовательские средства как телескоп, микроскоп, ЭВМ, ускоритель частиц и др.

Результат познания — это знания, т. е. языковые, знаковые построения, отражающие реальные характеристики вещей, законы реальности. Знания бывают объектные , то есть те, которые раскрывают структуру объекта, природных вещей, и экзистенциальные — знания, отвечающие на вопросы и проблемы человеческого существования ( например, о полноценности и ущербности человеческого бытия, о смысле жизни и др. ). Знания — это познавательные результаты, удостоверенные долгим опытом познания, разумом и практикой.

Общую структуру, (а за одним и диалектику) познания можно выразить известной ленинской формулой: " От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины , познания объективной реальности" (В. И. Ленин. ПСС. Т. 28. С. 152-153).

" Живое созерцание" — уровень чувственного познания ( синтез ощущений, восприятий, представлений); " абстрактное мышление"— уровень выдвижения гипотез, открытия законов, построения теорий; " практика" — это область проверки, уточнения, ограничения, проблематизации наших знаний, сфера, дающая новое знание и новые предметы познания. В процессе познания взаимосвязаны указанные уровни познания, повторяются циклы познания. В ленинской формуле познания указан и конечный смысл познания — истина.

В ходе познания мира необходимо учитывать диалектику (взаимосвязь) различных уровней познания: чувственного и рационального, эмпирического (опытного, фактологического) и теоретического.

Рационализм и сенсуализм об источниках истины

Философы-сенсуалисты и философы-рационалисты разрывали единую ткань человеческого познания. В действительности, наши чувства нагружены и усилены рациональными (понятийными, языковыми) элементами, а рациональный уровень насыщен чувственным, эмоциональным содержанием, и вообще чувства и разум пронизывают друг друга в познании. Нельзя без волнения чувств воспринимать такие понятия как " березка", " школа", " Россия". Даже физические понятия характеризуются определенным эмоциональным отношением. Физики называют свои частицы " странными" и " экзотическими". Что касается взаимосвязи эмпирического и рационального уровней, то отметим следующее. Чистых фактов в "природе" не бывает, они всегда даны в рамках той или иной теории, это всегда интерпретированные факты, эмпирия всегда теоретически нагружена. В тоже время теория должна и часто опирается на факты, эмпирические данные, эксперименты и научные опыты.

Каждый человек вправе задать, как и Понтий Пилат 2 тыс. лет назад, вопрос: " Что такое истина?". Но ответ на этот вопрос должен прозвучать в терминах современной философии с учетом всей сложности познания окружающего мира. Трудность освещения этого вопроса состоит еще и в том, что не только объективный мир, но и сам человек является определенным масштабом и оценщиком истины. Нет знаний и таких истин, которые были бы независимы от теории истины.

Некоторые методологи XX века, столкнувшись со сложностью познания в современном мире, высказали радикальные сомнения в решении проблемы истины. К. Попперсчитает, что мы не знаем, обладаем ли истиной, мы можем только предполагать; мы – «искатели истины». Американский теоретик познания и методолог П. Фейерабендрекомендует изъять истину и идеал истины из научных установок ученого и вообще познающего, руководствоваться принципов " всё дозволено". Но вряд ли следует сомневаться в великом предназначении понятия истины. Истина, скажем вслед за Гегелем, — великое слово и великое дело. Истина служит основой нашему мировоззрению, руководящим началом в познавательной, практической и духовной деятельности. Истина олицетворяет торжество человеческого разума над хаосом и беспорядком. Только на твердых истинах достигается разумная и эффективная организация общества. Истина — конечная цель, смысл всякого познания.

Традиционно именно философия была той формой размышлений, в рамках которой решался вопрос об истине. В " проблеме истины" следует различать несколько аспектов:

1) в чем суть понятия истины и чем отличается истина от заблуждения и лжи? 2) достижима ли истин, другими словами, способен ли человек познать её?

3) какие формы истин существуют?

4) есть критерии проверки истинности знаний.

Истина — это верное, правильное отражение действительности в сознании человека, в наших понятиях, суждениях, умозаключениях и теориях.

Истина — это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Законы Ньютона, законы наследственности, суждение " Земля шар" относятся к разряду истинных знаний.

Философское определение истины подчеркивает объективный, предметный источник истины, каким является реальный мир ( природный и социальный). Если наши идеи и теории истинны, то они не иллюзия, не правдоподобная выдумка, а осознание того, что есть в самой сущей действительности, того, что существует само по себе.

Ложь — это несоответствие знаний или суждений действительности, намеренное искажение знаний о действительности, дезинформация, умышленно неверно сформулированные суждения или теории (о людях, об обществе, о мире и т. д.). Например, большевики, придя к власти в России, создали целую систему организованной лжи, чтобы скрыть истинный смысл революции, гражданской войны, социализма. Немало лжи мы услышали в период так называемой " перестройки" и слышим сейчас в период предвыборных политических компаний.

Заблуждение — это такое несоответствие знаний действительности, о котором мы не знаем или не догадываемся. Это несоответствие возникает исторически и, как правило, связано с ограниченным характером познания и практики (" атом неделим"- твердили ученые XIX века).

Философская теория истины наделяет истину рядом принципиальных свойств, по которым во многих случаях можно отличить истины от заблуждения и лжи: объективность, абсолютность, относительность, конкретность, процессуальность, системность, непротиворечивость, историчность.

Объективность истины — это такое содержание наших знаний, которое соответствует предмету, сущему и не зависит от человека и человечества. Пример " объективности истины" — закон сохранения и превращения энергии. То, что не имеет объективного источника, соответствующего прообраза в самосущей действительности, то неистинно, призрачно, ошибочно, субъективно.

Абсолютность истины (как ее свойство) говорит:

1) полноте, исчерпанности знаний об объекте (такого знания нет, и это свойство истины выступает как идеал, цель познания);

2) о неизменном, непреходящем моменте в познании мира ( " птицы имеют клюв", " человек смертен" — абсолютные истины; но таких истин немного, они внеситуативны, вневременны, их нельзя опровергнуть в будущем).

Относительность истины заключается в неполноте, условности, приблизительности и незавершенности знаний о мире. Наше познание недр Земли, законов Вселенной, знания о человеке и его психике, знаний законов общества носит относительный характер. Научные истины, как правило, относительные истины. Относительность истины связана с ограниченным уровнем развития общества, науки, философии, культуры, средств ("техники") познания. Физические теории " теплорода", " флогистона", "эфира" свидетельствовали об относительности физического познания.