Смекни!
smekni.com

Проблема познаваемости мира (стр. 3 из 3)

В диалектическом материализме поставлен вопрос о " диалектике абсолютной и относительной истин". Согласно В. И. Ленину, из суммы относительных истин складывается абсолютная истина. Но о какой абсолютной истине (исчерпывающем знании) можно говорить, если познаваемая объективная реальность находится в непрерывном развитии, бесконечна в своих свойствах и проявлениях, познавательный опыт и практика незаконченны.

Конкретность истины говорит о соразмерности знаний конкретному объекту, о привязанности истины к месту, времени и конкретным обстоятельствам познания. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. "Змеиный яд полезен". Это суждение истинно, если мы знаем, о каких дозах яда и каких случаях идет речь. Закон сохранения массы истинен для макромира и не приложим к микромиру. Распространение истины за пределы конкретной области ее применения приводит к заблуждению и абсурду.

Истина — это и исторически обусловленный взгляд на мир . Историчность истины предполагает учет времени и конкретно- исторических обстоятельств ее создания или открытия. К. И. Ленин говорил, что учение Маркса объективная истина. Но он явно ошибался. Марксистские " истины — это набор догм и положений своего времени (19 века), да и то применительно к Западной Европе.

Истина добывается конкретными людьми, она продукт человеческих усилий, бесчисленных актов познания. Истину нельзя взять , как готовую монету. К истине идут, истина — это процесс. Отсюда и процессуальность истины.

Когда речь идет об истинности теорий, то учитываются и такие свойства истины как целостность, системность (истина — это целое и система, не отдельные разрозненные положения) и логическая непротиворечивость ( логически противоречивые суждения и теории отвергаются как неистинные ).

Истина многомерна; есть множество форм истины. Величайшее заблуждение нашего времени — убеждение в существовании одной-единственной истины, а именно, научной. Литература, искусство, религия и даже обыденный опыт могут стать "органоном" истины. В действительности можно говорить о нескольких формах истины:

1)научной истине как объективном знании о " части" реальности,

2) социальной истине как социальных константах и законах общественной жизни, точно фиксированных социальных фактах и событиях,

3) философской истине как универсальных канонах осмысленности, разумности мира, всеобщих законах бытия,

4) религиозной истине или истине веры , связанной с принятием верховных начал мира и человеческой жизни,

5) этической истине как моральной правде, законах добра и зла,

6) художественной истине как художественной правде как наиболее полном духовно-эмоциональном отражении человеческого мира и т. д.

В качестве форм истины нами взята сфера познавательной деятельности (естественнонаучная, социальная, философская и др., постигаемый слой бытия).

Существуют "пласты", " уровни" человеческого сознания, которые воспроизводят социальное и нравственное бытие человека, ценности и смыслы человеческой жизни. Эти истины и методология познания этих истин утеряны позитивизмом, эмпиризмом, рационализмом, научной философией. Эти истины соприкасаются с особой смысловой онтологией, духовной гносеологией, герменевтическими ресурсами человеческого познания.

Вопрос о природе истины по существу сливается с вопросом о критерии истины, т, е. с вопросом о мериле, с помощью которого можно было бы установить соответствие наших знаний действительности. Но можно ли найти всеобщий и безотказный критерий истины? В Диалектическом материализме в качестве единственного и окончательного критерия истины предлагается практика. Практика — совокупная деятельность людей по преобразованию природы и общества. Предполагается, если на основе знаний практика ведет к эффективным и убедительным результатам, то такое знание истинно; если же нет — то ложно. Конечно, практика — мощный критерий истины. Но для того, чтобы он " заработал", надо решить проблему однопорядковости, соразмерности знания и практики (придать практике форму знания, соразмерную с проверяемым знанием). Но практический критерий истине относителен (практика как всегда незакончена) и не универсален ( практика в основном работает " задним числом", а нам надо проверить на истину сегодняшние, актуальные знания). Нельзя выдвигать практику и в качестве абсолютного критерия истины. По-видимому, абсолютного критерия истины нет. В разнообразной познавательной деятельности лучше всего пользоваться совокупным критерием истины или многими критериями сразу. В качестве таковых, помимо практического критерия, могут выступать философско-методологические критерии истины (перечисленные ранее свойства истины), логические критерии (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего), аксиологические (ценностно-смысловые) критерии. Познающий человек стремиться проверить истинность своих знаний различными путями. Нельзя забывать и о проверке экзистенциальных истин. Их критерием служит общественная практика, духовный опыт человечества, исторически выработанные представления об обществе и человеке.

Абсолютизация научной истины и ее критериев (эксперимент, научный опыт) неизбежно приводит к отрицанию всех других концепций истины, основанных на достижениях социального или духовного опыта. Часто религиозная и этическая истина причисляются к разряду субъективных суждений и не подлежащих проверке. Но все это говорит о неполноте современной теории истины, ее отстраненности от предметов социально-гуманитарного познания. Истина как атрибут живого человеческого познания всегда есть понимание, духовный процесс постижения ее. Научная истина всецело зависит от философской истины, канонов осмысленности мироздания в целом.


Заключение

Философ Люк де Вовенарг как-то сказал: "Если мы живем не постигая истину, то какая бездна открывается у нас под ногами". Чтобы не оказаться у бездны социальных и экологических катастроф, наше управление, наши институты, наша экономика должны работать в режиме истины или истин. Чтобы нормально думать и жить, человек должен питаться истинами, а не ложью и заблуждениями.


Список использованной литературы

1. Алексеев П. В., Панин А. В. Теория познания и диалекта. – М., 1991г.

2. Введение в философию: учебн. пособие для вузов/ Авт. кол. И. Г. Фролов и др., 3-е изд. – М.: Республика, 2003г.

3. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. – М., 1980г.

4. Мир философии: Книга для чтения/ в 2-х частях. – М., 1991г. – ч.1.

5. Нарский И. С. Современные проблемы теории познания. – М., 1989г.

6. Агапов В. И. Проблемы философии: Проблемо-герменевтическое изложение основ философии. Монография. Рязань, 1998 г.