Смекни!
smekni.com

Специфика философских наук (стр. 8 из 8)

Оно вбирает в себя и становится кристаллизацией (теоретическим образом) таких отправных идей социально-философской теории марксизма, как положение о практическом характере общественной жизни, предмет но-деятельной природе человека, а также целостного характера общественной деятельности людей. В этом плане понятие общественного производства приобретает значение основополагающего принципа, конституирующего весь исторический процесс в качестве определенной целостности, где все моменты и факторы находятся в диалектическом единстве. Процесс производства осуществляется ради продукта, а продукт производится для возобновления и поддержания процесса производства. Системная структура общественного производства 1. Производство результатов; 2. Распределение результатов; 3. Обмен результатов; 4. Потребление предпосылок.

.

38.революция: коренной и быстрый переворот в государственном и общественном строе страны, обыкновенно сопровождаемый вооруженной борьбой, государственный переворот, имеющий целью захват власти одним или несколькими лицами и направленный против участия народных масс в управлении государством, назыв. дворцовыми. Наряду с относительно спокойными периодами развития общества есть и такие, которые отмечены бурно протекающими историческими событиями и процессами, вносящими глубокие изменения в ход истории. Эти события и процессы объединяются понятием социальная революция. Социальная революция включает в себя в большинстве случаев и революцию политическую, переход власти от одних классов и социальных групп к другим. Необходимость политической революции обусловлена тем, что для изменения экономических отношений надо преодолеть сопротивление социальных групп, которые являются носителями старых производственных отношений. Они держат в своих руках политическую власть, используют государственную машину для продления своего руководящего положения в обществе и сохранения старых производственных отношений. В социальной революции важнейший вопрос - вопрос о насилии и цене революции. Марксизм-ленинизм допускал гражданскую войну ради установления диктатуры пролетариата. На современном этапе очевидна неправомерность данного подхода. Условия для перехода к новым производственным отношениям согласно диалектике должны созреть в недрах старого общества, а революция должна действительно играть в каждом таком случае перехода к новому лишь роль "повивальной бабки", т.е. только способствовать рождению новых обществ, новых производственных отношений. Всякие попытки силового решения социально-экономических проблем в современный период, а призывы к подобным методам любому виду экстремизму следует рассматривать как преступление перед народом.

39. При делении общества на классы марксизм незначительное внимание уделял непроизводственным признакам классов. Гораздо больший вклад в этом отношении внес Макс Вебер, поставивший во главу анализа социальной структуры власть. Под властью он понимал возможность одного человека или группы людей реализовать свою волю в совместном действии, даже вопреки сопротивлению других людей, участвующих в указанном действии. При этом Вебер делает акцент на наличии "экономически обусловленной" власти, которая не идентична власти как таковой. Напротив, считает он, проявление экономической власти может быть лишь следствием власти, ибо "человек может и не стремиться к ней с единственной целью обогатить себя экономически. Зачастую люди пытаются захватить власть из-за тех социальных "почестей", которые она влечет за собой. Именно социальные почести или престиж могут служить базисом политической или экономической власти, считает Вебер.Можно выделить следующие типы классов по Веберу: класс собственников - в нем классовый статус членов зависит прежде всего от размеров их владений; стяжательный класс - " под ним Вебер понимает такой класс, в котором приоритеты отдаются возможностям индивидов эксплуатировать услуги на рынке; социальный класс, т.е. класс, состоящий из разнообразного множества классовых статусов. В чем заключаются специфические особенности социально-классовой структуры общества современного периода? Во-первых, в ее эклектизме. В этой структуре сочетаются компоненты, характерные как для классического советского общества, так и для социумов с развитой рыночной экономикой. Во-вторых, в интенсивном изменении как элементов данной структуры, так и самих социальных отношений. Причины социально-структурных изменений в любом обществе видятся разными представителями различных научных школ по-разному. Одни ученые переносят источник социальных изменений вовне общества (абсолютная идея в объективно-идеалистической философии Гегеля; природно-географическая среда в географическом направлении в социологии Монтескье, Бокль, Мечников и др.), а иные видят его в самом обществе. Наиболее четкий и развернутый ответ на вопрос об источнике социальных изменений содержит конфликтологическое направление в социологии, которое исходит из признания решающей роли социального конфликта в развитии общества. К этому направлению, как известно, относится и марксистская социология, хотя собственно "теория социального конфликта" в современной социологии выделилась лишь в 50-х гг. нашего столетия (Л. Козер, Р. Дарендорф, Д. Белл и др.). В науке немало и таких концепций, которые исходят из иных взглядов (нежели парадигма конфликтологии) при решении вопроса о причинах социальных изменений. Правда, внимания этому вопросу здесь уделяется значительно меньше. Так, структурный функционализм, видя в обществе самоорганизующуюся и саморазвивающуюся систему, именно стабильность системы, консенсус в области ценностных ориентации, считает естественным состоянием общественной жизни. Для нее, полагает Т. Парсонс, более характерны взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение. Функционалисты источник социально-структурных изменений видят ,прежде всего, во внутреннем взаимодействии тесно связанных элементов социальной системы, а также во взаимодействии разных систем. Существуют и другие точки зрения.

40. Структура политической системы. Политическая система – это совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействия между ними, посредством которой осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием политической власти. Политическая система состоит из следующих подсистем: 1. институциональная – государство, партии, группы давления, средства массовой информации, церковь и т.д.2. нормативная – политические, правовые, моральные нормы, обычаи, традиции, символы. 3. коммуникативная – формы взаимодействия власти, общества и индивида. 4. культурная – система ценностей, религия, ментальность. 5. функциональная – средства и способы реализации власти. Политическая система имеет ряд функций: функция политической социализации, функция адаптации, дистрибутивная функция (распределение ценностей и ресурсов), экстракционная функция (извлечение ресурсов из внешней среды), функция реагирования, функция регуляции (контроль и регулирование).

Французский политолог Ж.Блондель различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет 5 их основных разновидностей:

1) либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности.

2) коммунистические системы, или авторитарно-радикальные, ориентирующиеся на ценности равенства, социальной справедливости.

3) традиционные политические системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов.

4) популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ.

5) авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

42. Философская концепция человека. Для различных философских систем проблема человека является центральной и традиционной. Раздел философии, в котором изучается данная проблематика называется философской антропологией. Важно подчеркнуть, что философия в отличие от других наук о человеке (психология, медицина и т. д.) стремится постичь человека как целостное существо. Философия рассматривает человека, взятого в единстве его разнообразных проявлений, как существо многомерное и универсальное. Сущность проблемы антропосоциогенеза состоит в том, что человек представляет собой биосоциальную целостность, т. е. неразрывную совокупность природного (биологического) и социального (общественного) факторов, имеющих длительную эволюцию, ключевым звеном которой является деятельность человека, главным образом — трудовая деятельность. Во-первых, человеческая деятельность есть сложный процесс выделения своих сущностных творческих возможностей и соединение их с веществом природы, т. е. опредмечивание их. В результате бесконечного множества опредмсчивающих себя поколений людей возникает и развивается искусственно окружающий мир, т. е. культура. Во-вторых, человеческая деятельность выступает как распредмечивание окружающего мира, т. с. усвоение всего богатства содержания этого мира. В результате этого взаимообогащаемого процесса возможности человека становятся более универсальными, а искусственно окружающий мир (вторая природа) становится все богаче своим содержанием.