Смекни!
smekni.com

Судьба и философия Н.А. Бердяева (стр. 3 из 3)

Искание смысла жизни.

"В моём детстве отсутствовала православная религиозная среда, которая бы меня питала. Я вижу два первых двигателя в своей внутренней жизни: искание смысла и искание вечности. Искание смысла было первичнее искания Бога, искание вечности первичнее искания спасения. Однажды, на пороге отрочества и юности, я был потрясён мыслью: пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже даёт смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла. Это был настоящий внутренний переворот, изменивший всю мою жизнь. <…> Это и было моё настоящее обращение, самое сильное в моей жизни, обращение к исканию Истины, которое тем самым было верой в существование Истины. Искание Истины и Смысла я противоположил обыденности, бессмысленной действительности. Но мой поворот не был обращён в какую-либо конфессию. <…> Это был поворот к Духу и обращение к духовности. Я навеки сохранил убеждение, что нет религии выше Истины. <…> У меня образовался как основа моего существа коренной для меня спиритуализм[6]. <…> Я в глубине души, в более глубоком слое, чем умственные теории, поверил в первичную реальность духа и лишь во вторичную, отражённую, символически-знаковую реальность внешнего <…> мира, природного и исторического" [1, 90 - 95].

Также в работе "Самопознание" автор рассуждает о мире философского познания, о русском культурном ренессансе начала XX века, о мире творчества, смысле его, рассказывает о своих взглядах на марксизм, русскую революцию и коммунистический мир, на христианство вообще и религию в частности, делает "заключение о себе". Но мы не будем вести об этом речь в своей работе.

Заключение

Философ, всегда открытый всем, говорит только для отдельного человека. Он размышляет совсем не о тоталитаризме коммунизма (хотя и об этом), не о крахе гуманизма (а в этом - весь Бердяев), не о Боге (а у него Бог - начало и конец мира, нет Бога - нет ничего), а о себе, об индивидуальном, неповторимом, уникальном человеческом духе, который здесь, в нашем земном бытии, носит имя Бердяев.

Литература

1. Н.А. Бердяев. Самопознание, Л.: Лениздат, 1991.

2. А.А. Ермичев. Долгий путь к идеалу, Л.: Лениздат, 1994.


[1]Экзистенциализм – философское направление XX в., исходящее из первичности способа бытия отдельной личности, определяющее структуру всего существующего.

[2]Персонализм – философское учение, исходящее из признания личности высшей духовной ценностью и первичной реальностью, первоэлементом бытия.

[3] Бердяев Н. А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском. СПб. 1901. С. 62 – 63.

[4]Теодицея – богооправдание, религиозно-философское учение, цель которого примирить существование в мире бога и царящего в мире зла.

Тупик теодицеи - имеется ввиду: или принимать Бога – Творца и Промыслителя и признавать справедливость зла, или, отрицая зло, отрицать Бога, его конечный источник.

[5] Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж. 1952. С. 19.

[6]Спиритуализм – учение, признающее сущностью мира духовное первоначало.