Смекни!
smekni.com

Философия (стр. 5 из 6)

Для того чтобы реально изучать природу, надо, согласно Бэкону, руководствоваться индуктивным методом и идти от частного к общему. Поскольку тонкостей у природы, как было отмечено, гораздо больше, чем тонкостей в рассуждениях, то познание не должно пытаться предвосхищать природу, ограничиваясь познанием скрытых причин и их объяснением. В процессе объяснения надо идти постепенно от частных фактов к более общим положениям, которые Бэкон называет средними аксиомами. Справедливо указывая на значимость средних аксиом в достижении истины, Бэкон отметил опасности, которые связаны с переходом от непосредственно наблюдаемых фактов к обобщениям. Согласно Бэкону, «вся польза и практическая действенность заключается в средних аксиомах», которые необходимы для последующих обобщений («генеральных аксиом»). Заслуга Бэкона состоит в том, что он отстаивал самоценность научного и философского методов, ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией.


Ноосферная концепция Владимира Вернадского.

Понятие ноосфера (дословно - «сфера разума») вошел в научный лексикон в начале ХХ века и связан, прежде всего, с именами П.Тейяра де Шардена и В.Вернадского. И если авторство самого термина принадлежит де Шардену, то смысловое наполнение – заслуга В.И.Вернадского, определившего ноосферу как «природный процесс перехода биосферы в новую фазу, в новое состояние – ноосферу». В работе «Научная мысль как планетное явление» В. И. Вернадский дал несколько определений понятия «ноосфера». Одно из них звучит так: «Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу». Ноосфера рассматривается им как состояние гармонии в системе «человек – общество – природа», совершенно особую роль, в которой играет человеческий разум. Переход к ноосфере – закономерный этап эволюции жизни на Земле. При этом следует учесть, что В.И. Вернадским определены (намечены) лишь контуры понимания ноосферы. В.И.Вернадский – яркий представитель русского космизма[8], его естественнонаучной ветви. В трудах ученого обоснована космическая роль человечества, живущего и действующего в «планетарном аспекте». Отметим также, что понятие ноосферы близко к идее совместного развития природы и общества. Современное понимание коэволюции[9] предполагает наличие высоко развитой человеческой цивилизации, активного нравственного разума, коллективного интеллекта человечества. Со-развитие, со-существование человека и общества в гармонии с природой и с заботой о будущих поколениях интегрирует ноосферный и коэволюционный подходы.

В конце XX в. компьютерная, информационная, космическая техника и технология многократно укрепили взаимосвязь между отдельными людьми, нациями, государствами нашей планеты. Границы между странами Западной Европы, Северной Америки приобретают открытый характер. По мнению В. И. Вернадского, создание подлинного единства человечества «есть необходимое условие организованности ноосферы, и к нему человечество неизбежно придет». И в этом великий ученый, как видим, не ошибся. Особая роль в создании этого единства принадлежит науке. Она - одна для всего человечества и носит не национальный, а интернациональный характер. Физические, биологические и другие теории обладают одинаковой ценностью для ученых всех стран и континентов Земли, являются достоянием всего человечества. Иное дело - философия. Создатель ноосферологии полагал, что «философская мысль оказалась бессильной возместить связующее человечество духовное единство». Связано это с тем, что философских концепции много и все они по-разному отвечают на вечные вопросы о сущности мира, человека, общества, о взаимосвязи общества и природы, о смысле жизни, перспективах земной цивилизации и т. д. То же относится и к религии, которая никогда не была единой для всего человечества. Существовало и будет существовать множество религиозных течений, что ни в коей мере не снижает духовной ценности религии (как и философии) для человечества.

Анализируя развитие научного знания в истории человечества, создатель биогеохимии выдвинул идею о «взрыве научного творчества», имеющую большое методологическое значение. Он отмечает закономерность и неизбежность этого взрыва: «Взрыв» научной мысли в XX ст. подготовлен всем прошлым биосферы и имеет глубочайшие корни в ее строении. Он не может остановиться и пойти назад. Он может только замедлиться в своем темпе». Взрыв научной мысли с конца XIX века превратил науку в важнейшую геологическую силу, преобразующую общество, биосферу и всю поверхностную оболочку Земли. Он стал единым из важнейших факторов формирования и развития научно-технической революции. Превращение науки в важнейший фактор общественного развития носит объективный и закономерный характер, как и сам переход биосферы в ноосферу. Субъективным фактором бурного развития науки XX в., по мнению В. И. Вернадского, является свобода научной мысли, которая, однако, была весьма ограничена в тоталитарном обществе (гонение на генетику и кибернетику). Подлинная свобода научной, философской, религиозной и политологической мысли в Украине ныне стала реальностью.

В. И. Вернадский отмечает две основные предпосылки перехода биосферы в ноосферу: во-первых, «в XX в. научная мысль охватила всю планету, все находящиеся на ней государства. Всюду создавались многочисленные центры научной мысли и научного изыскания», во-вторых, «XX век - век возросшего значения народных масс.... Велико значение демократических и социальных организаций трудящихся, интернациональных объединений и их стремление к получению максимального научного знания. Это столь же необходимая предпосылка ноосферы, как и творческая научная работа». Иными словами, наука и демократия в XX веке стали основными факторами преобразования биосферы в ноосферу, с чем нельзя не согласиться. К этим предпосылкам, по нашему мнению, следовало бы добавить технику и технологию, бурное неуправляемое развитие которых привело не только к появлению НТР, но и к крайнему обострению глобальной экологической проблемы.

В основе экологического сознания, по Вернадскому, лежит идея единства человека и человечества с живым веществом и биосферой в целом: «Человек и человечество теснейшим образом, прежде всего, связаны с живым веществом, населяющим нашу планету ... Человек живет в биосфере и от нее не отделим». Поэтому произведенная деятельность человечества должна быть связана с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы. Очень актуальной является идея Вернадского о том, что ноосферное сознание должно иметь глобальный характер: «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте». Важно, чтобы экологическим сознанием обладали все жители нашей планеты и в первую очередь - люди, наделенные правом принимать и реализовывать ответственные решения.

Представляет определенный интерес идея В. И. Вернадского об автотрофности[10] человечества. Создание «искусственной» пищи помогло бы существенно снизить остроту продовольственной проблемы. Однако вряд ли оправдывается прогноз В. И. Вернадского о том, что создание синтетической пищи освободило бы человека от его зависимости от другого живого вещества. Из существа социально гетеротрофного он сделался бы существом социально автотрофным». Искусственная пища может составить лишь часть питания человека и не в состоянии заменить естественные дары живой природы даже в далеком будущем.

Введение идеи «цель» в концепцию ноосферы было важным методологическим положением Вернадского. Ноосфера формируется не только в результате стихийной деятельности (сам переход биосферы в ноосферу есть стихийное геологическое явление), но и в результате сознательного целеполагания деятельности людей как организованного единства человеческого бытия: перед учеными на ближайшее будущее стоят «небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы...». Мы все больше специализируемся не по наукам, а по проблемам. Это позволяет, с одной стороны, чрезвычайно углубляться в изучаемое явление, а с другой, - расширять охват его со всех точек зрения». Современная экология является биологической и географической одновременно, поскольку ее объект - биосфера Земли. Ноосферная концепция В. И. Вернадского осуществляет органический синтез естественных и социогуманизаторских наук. По его мнению, «биогеохимия должна глубочайшим образом соприкасаться с науками не только о жизни, но и о человеке, с науками гуманитарными».