Смекни!
smekni.com

Философия и этика Аристотеля (стр. 1 из 3)

Негосударственное образовательное учреждение

"Академия права и управления (институт)"

Тюменский филиал

Кафедра общегуманитарных дисциплин

Контрольная работа

Дисциплина: философия

Выполнил: Вакурина Анна Вадимовна,

Группа 22/6

Зачетная книжка № 2523

Вариант № 3

Проверил: к.ф.н.

Анисин Андрей Леонидович

Тюмень 2010


План

Введение

1. Философия и искусство

2. Этика Аристотеля

Заключение


Введение

Философия - это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

Вокруг проблемы научности философии до сих пор продолжаются споры. Широкое распространение получили следующие точки зрения:

Философия - это наука о всеобщих законах природы, общества, познания, или: философия - это наука о методах и формах познания, то есть методология науки;

Философия - это не наука, это мировоззрение (определенный тип мировоззрения, отличный, например, от религиозного и мифологического);

Философия - это и наука, и мировоззрение, то есть философия выполняет в культуре, в духовной жизни общества функции науки и функции мировоззрения.

Но, как бы то ни было, философия имеет черты сходства с наукой. Она так же, как и наука, стремится к истине. Так же, как и наука, философия стремится доказать свои положения. Так же, как и наука, философия требует интеллектуальной свободы и не может довольствоваться ссылкой на авторитет.

Однако если наука изучает существующее и ее знание является объективным знанием, то философия говорит не только о сущем, но и о должном. Она стремится выявить человеческую ценность рассматриваемого явления, не может дать знания отделенного от субъекта, объективность ее выводов всегда относительна.

Философия близка и к религии. По существу и та, и другая рассматривают трансцендентные объекты, занимаются одним и тем же кругом вопросов (смысл жизни человека, добро и зло и т.п.). Однако если в религии конечный результат размышлений всегда уже известен (из символа веры, из священных книг), то в философии конечный результат размышления не может быть дан ссылкой на авторитет. К нему можно прийти лишь в результате более или менее длительных рассуждений.

Философия имеет черты сходства и с искусством. Философия часто оперирует не понятиями, а символами, близкими к художественным образам. Однако, в отличие от искусства, философия делает упор на разум, а не на эмоции, на логику, а не на фантазию и интуицию.

В данной контрольной работе мы будем рассматривать следующие вопросы философии:

1. Что общего между философией и искусством и что их различает?

2. Какой была этика Аристотеля?

В конце мы сделаем соответствующие выводы по проделанной работе.


1. Философия и искусство

Вопрос о соотношении искусства и философии сложен не только потому, что он сложен по своему смыслу, но еще и потому, что это соотношение исторически менялось. Для эпохи Возрождения не было ничего эпатирующего в том, что Леонардо да Винчи называл живопись "истинной философией", поскольку живопись, по его словам, самостоятельно обнимает первую истину. Аналогичная миссия признавалась за поэзией и за архитектурой. Искусство в эпоху Возрождения вмещало в себя весь состав фундаментальных мыслей о мире, и поэтому оно шло рука об руку с философией.

Обособление эстетики, с одной стороны, и эмансипация философии от теологии - с другой, привели к необходимости установления более четкого соотношения между этими формами духовной деятельности, так же, как это происходило и в сфере соотношения искусства и науки. В ХХ веке на первый план выдвинулась проблема иерархического строения здания гуманитарных наук. Так, Шеллинг и романтизм вообще, ставя искусство (особенно музыку) выше науки, провозглашали его главенство и над философией, а Гегель, наоборот, при всей признаваемой им значимости эстетического венчал здание самопознания абсолютной идеи его высшей формой - философией.

Однако с кризисом рационализма изменился и тот смысл, который привносился западной философией в вопрос о соотношении искусства и философии. Стремление отчетливо развести эти формы и установить между ними иерархическую субординацию сменилось как бы возвратившейся исторической тенденцией к их совмещению или даже почти отождествлению. Однако в отличие от ушедших исторических эпох это очередное сближение искусства и философии происходило уже на иных основаниях. Уже не поэзия, не живопись и не музыка, а художественная проза признавалась естественной сферой этого содружества, и уже не искусство уподоблялось философии, что предполагает где-то в своей глубине большую значимость философии, но философия стала уподобляться художественной прозе, что, напротив, предполагает исходное превосходство искусства (продолжение линии романтиков).

Сначала А.Шопенгауэр и Ф.Ницше, затем Г.Риккерт и А.Бергсон объединили философию и искусство на том основании, что они одинаково далеко отстоят от практики и что то и другое есть целостное "созерцающее" постижение жизни, использующее не столько логику понятий, сколько иррациональную интуицию. Плодом этого совмещения стал новый жанр литературы - "интеллектуальная романистика" (Т.Манн и другие).

Вопрос о соотношении искусства и философии действительно является очень сложным и многоплановым. Между этими двумя видами духовной деятельности человека, несомненно, есть глубокое родство, но нет полного внутреннего тождества. Философия и искусство, как говорил М.М.Бахтин, "нераздельны, но и неслиянны".

Разберем более подробно основные различия и сходства философии и искусства.

1. Связь искусства и философии многостороння: они могут быть связаны тем, что вырастают из одной культуры, они могут быть связаны тем, что проникают друг в друга — искусство философствует, а философия становится искусством, они связаны и тем, что искусство постоянно входит в круг размышлений философии.

2. Искусство и философия — важнейшие сферы культуры, которые, являясь формами самосознания культуры, занимают в логике культурных форм полярные места. Искусство вырастает на основе остенсивных форм культуры (форм демонстрации и непосредственного представления культурного содержания), а философия — на ветви форм-принципов (форм, выражающих глубинные основания деятельности, дающих свободу человеку в отношении деятельности). Поэтому для искусства всегда характерна опора на чувственное восприятие, а для философии опора на спекуляцию. Для искусства характерно непосредственное "слияние" человека (художника или зрителя) с миром, созданным произведением, а для философии характерна рефлексивная и даже критическая позиция человека (философа и его читателя) к миру, который предстает в философии.

Но, находясь на противоположных полюсах культурных форм, искусство и философия во многом совпадают. Совпадают, во-первых, потому, что как уровень остенсивных форм, так и уровень принципов в культуре обращаются к целостному человеку, в первом случае еще не получившему дифференциации, во втором — уже преодолевающему ее. Во-вторых, потому, что как искусство, так и философия способны выразить и, как правило, выражают целостную характеристику своей культуры, одно — определяя стиль внешнего оформления всякой деятельности, другая — определяя тип мышления и деятельности.

Типологическое, а точнее культурологическое сходство искусства и философии проявляется в ряде моментов:

1. Искусство и философия основываются на очевидности и интуиции: для искусства — это интуиция чувственного восприятия (априори аффективного, как назвал ее Дюфренн), для философии — интеллектуальная интуиция (intuitus mentis, как назвал ее Декарт), очевидность, до которой доходит эйдетическая редукция.

2. Для искусства и философии важна целостность связи мира и человека, о которой искусство говорит как о красоте, а философия — как о бытии. И та, и другая целостность не могут быть определены иначе, чем через тавтологию, или через онтологические эквиваленции, плодотворные тавтологии. Бытие есть, небытия нет, бытие и мысль тождественны, определил Парменид целое философии. А Платон в "Пире", определяя прекрасное, вводит свою эквиваленцию прекрасного по своей природе: прекрасно то, что само прекрасно без отношения к чему-либо. И это определение прекрасного, которое у Платона взято вместе с указанием пути к его пониманию, наиболее полно и точно во всей мировой эстетике. Его повторит затем Кант, оснастив это определение пути к прекрасному опытом полуторатысячелетнего развития философии.

3. Интересы искусства и философии, выступающих различными формами самосознания культуры, сходятся, в конце концов, в одной точке — что собою представляет человек и каково его место в мире. Для искусства эта проблема оборачивается интересом к человеку как индивидуальности, а для философии она превращается в обсуждение конечных оснований человеческой жизнедеятельности.

Идея индивидуальности, воодушевляющая искусство, определяет сущность эстетического восприятия мира. Успех цивилизационного развития для человека прямо и непосредственно был связан с продвижением в области все большего обобщения мира природы и истории. В конце концов, благодаря развитию науки и индустрии это обобщение мира привело к величайшей стандартизации всей жизни человека, что стало наглядным в наше время. Этой тенденции абстрагирования от многообразия действительности противостояла и противостоит тенденция искусства — видеть мир в его индивидуальности, неповторимости и нетривиальности. Индивидуальность не постижима на уровне дискурса, ибо феноменальность можно только "выстроить", "конституировать", чем и занимается искусство, а не представить в понятиях.