Смекни!
smekni.com

Философия как мировоззрение (стр. 8 из 8)

1. Человек по своей глубокой основе, прежде всего, есть существо духовное, а не природное, поэтому он всегда выступает субъектом действий, а не объектом.

2. Как духовная субстанция человек находится в таинственных и интимных связях с Богом, являющимся высшей ценностью для человека, и придающим смысл его бытию.

3. Человек как образ и подобие Бога выступает высшей и абсолютной ценностью? потустороннего? мира. Все, что происходит в обществе, нужно расценивать с точки зрения ценности для личности.

4. Это не уничтожает прав общественности. Если общественность - есть органическое единство индивидов, то человек и общество ставятся в отношение равной ценности.

5. Человек - есть существо динамическое, преодолевающее свою греховность в движении к идеальному образу Христа. Это движение, прежде всего, есть нравственное самовоспитание личности, ее культурное творчество.

6. Свобода - это реально сознаваемое личностью состояние внутренней духовной независимости от страстей и греха, которая обретается в процессе покаяния и Богообщения. Соловьев – автор оригинальной философской системы, в которой основные черты русской философии представлены особо рельефно. "кризис западной философии", "Философские начала цельного знания", "критика отвлеченных начал", "оправдания добра". Философию Соловьева наз. Философией положительного единства.

18) философские взгляды Ломоносова, Менделеева, Вернадского

Ломоносов: Основной вопрос философии Ломоносов решал материалистически. Он считал, что основой всего существующего является материя: "Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность"1. "Идеями называются представления вещей в уме нашем" Материя, по Ломоносову, находится в непрерывном движении; под движением он понимал перемещение в пространстве мельчайших частиц и видимых тел, состоящих из этих частиц.

"Первичное движение, - писал Ломоносов, - не может иметь начала, но должно существовать извечно" положение Ломоносова включает в себя и законы сохранения, уже известные в то время, и законы сохранения, которые открывались в последующее время и продолжают открываться в настоящее время. "Ломоносов, - продолжает С.И. Вавилов, - на века вперед как бы взял в общие скобки все виды сохранения свойств материи. Ломоносов был противником признания существования дальнодействующих сил в природе. Неоднократно он высказывался против "ньютонианских притягательных сил" и подчеркивал, что всякое взаимодействие между телами невозможно через пустое пространство, не наполненное материей.

Ломоносов был также противником развивающейся концепции невесомых. В своих воззрениях на окружающий мир он держался принципа материального единства природы и идеи о связи между ее вещами и явлениями. Об этом свидетельствует вся научная деятельность Ломоносова и целый ряд его высказываний.

Ломоносов представлял себе природу как единое целое, в котором все связано друг с другом. Все процессы в природе происходят так, что изменение в одном месте связано с обязательными изменениями в другом. При этом ничто не пропадает бесследно и не возникает из ничего. Это положение и получило свое выражение в законе Ломоносова. Менделеев: не только ясно осознавал различие между физикой и метафизикой (химией и философией), но и прекрасно понимал в чем состоит общий корень и единое основание как этих способов познания, так и постигаемых ими видов бытия. В вышеназванной работе Менделеев не только выдвигает высшее единство универсума как истинное основание мировоззрения, но подмечает хотя и естественное, но подлежащее преодолению противоречие в попытке мыслящего субъекта его постичь: "Порок вовсе не в самой идее единства, а только в стремлении его реализовать в образы, формы и частные понятия. Никогда этого не достичь по самой логике дела, а общее "единое" не следует и пытаться представить ни в таких материальностях, как вещество или энергия, ни в таких реальностях, каковы разум, воля, индивидуум или все человечество. "(I, 370). Дмитрий Иванович объясняет, почему всеобщее единство универсума не сводится в своим высшим противоположностям: ". . потому, что и то и другое должны охватываться этим общим единым"(там же, 370). Таким образом, ни вещество, ни материя, ни субъективность человека, ни весь род человеческий в его историческом развитии не являются, по мысли Менделеева, чем-то самодостаточным, самодовлеющим и абсолютным.

Вернадский: В своей самой знаменитой книге “Научная мысль как планетное явление” [1] он излагает собственное видение эволюции человечества в геологическом и социально – историческом масштабах времени

Переход биосферы в ноосферу, по его мнению, остановить невозможно, так как рост научного сознания становится основной научной силой, создающей ноосферу. И это преобразование биосферы происходит независимо от человеческой воли, как естественный природный процесс.

Во всех других областях человеческой жизни (экономика, политика, условие существования людей, моральное, религиозное состояние и т.д.) устойчивого процесса, т.е. развития без возвращения вспять, мы не замечаем. Вернадский даёт свой ответ на многочисленные споры о возможности прогресса и правомерности этого понятия в характеристике человеческой истории (идущее от материалистов 18 века через Гегеля к Марксу и марксизму, утверждение идеи несомненного прогресса человечества и сомнение многих мыслителей 19 – 20 веков в обоснованности, даже в моральности самой этой идеи). Согласно Вернадскому именно непрерывный рост научного знания свидетельствует о том, что человечество всё же совершенствуется. Вернадский в структуре научного знания выделяет два главных раздела. С одной стороны, это система научных фактов (конечно классифицированных и обобщенных), а с другой - научные теории, концепции, гипотезы. Именно второй раздел научного знания, с его точки зрения, равноценен философии. Однако личностное начало как бы уходит на задний план. Доказательства в данной области применимы лишь к очень общим сторонам объективной реальности, которые непосредственно не обнаруживаются ни в одном конкретном эксперименте. И они не могут претендовать на то, чтобы установить точные количественные параметры материальных объектов и процессов, их конкретные свойства.

19) Исторические судьбы отечественной философии в 20 веке

Судьба русской философии 20 веке оказалась во многом драматичной и даже трагичной, тесно связанной с перипетиями русских революций 1905 и 1917 гг. В 1922 году большая группа русских интеллигентов была выслана за границу. Многие философы погибли в тюремных заслонках. Покинувшие пределы России русские философы занимались в основном разработкой философско-религиозной проблематики. Философы советской России работали преимущественно в марксистско-ленинской традиции. События 90х годов открыли перед отечественными философами новые перспективы, они все более ограничено вливаются в мировую философскую культуру. Отечественное философское сообщество вступило в третье тысячелетие недостаточно консолидированным. В России была и есть философия. Ее многовековый путь включает множество точек философского роста и неожиданных проблематизаций, лишь малая часть которых оказалась в рамках нашего обзора. Отечественная философии представляет собой школу гражданственности и человечности.

20) западная философия в 20 веке

Прагматизм, неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм, неотомизм. Феномен–это в переводе с греческого то, что является. В нашем случае речь идет о том, что явилось в сознание человека в его чувственном опыте и далее в процессе его осмысления. Феномен–это и ощущение, и восприятие, и представление, и мысль. Феноменология–это учение о сознании, о феноменах и их смыслах. Основателем феноменологии в том виде, в котором она культивируется в конце XX века, считается Эдмунд Гуссерль. Сторонников феноменологии можно обнаружить в любой стране. Из российских философов прекрасными феноменологами были Г.Г. Шпет и А.Ф. Лосев. Обозначим ту проблему, которая занимает феноменологов. Ведь всякое философское направление жизненно лишь в том случае, если оно разрабатывает действительно важную проблему, которая волнует многих. Феноменологи озабочены тем, что богатый жизненный мир человека, наполненный красками, запахами, разнообразными впечатлениями, пройдя через сознание и достигнув стадии науки, мыслей, понятий, идеализаций, оказывается чрезвычайно обедненным, сухим, абстрактным, обезжизненным. Почему это происходит? Потому, утверждают феноменологи, что мы плохо понимаем само сознание. Забвение жизненного мира – это результат плохого философствования. Феноменология как раз и стремится восполнить этот недостаток. Феноменологи считают, что их коллеги, представители других философских направлений, не обращают должного внимания на работу сознания. А между тем современный мир, всемерно культивируя идеалы обезжизненного знания, не только не избегает кризисных явлений, а наоборот, плодит их(бесконечные войны, катастрофы и т.д.) Итак, феноменологи стремятся помочь людям избегать забвения жизненного мира. С этой целью вырабатывается метод.