Смекни!
smekni.com

Философия как наука (стр. 13 из 20)

Категория общественно-экономической формации позволяет выделить два аспекта в изучении истории общества: типологический и исторический. Рассматривая жизнь обще­ства на данном этапе исторического развития как нечто относительно устойчивое, как развивающееся в рамках именно данной формации, мы подходим к его изучению типо­логически. Именно типологический анализ позволяет рассматривать уровень формаци-онного развитого или иного общества. Рассматривая сами переходы от одной общест­венно-экономической формации к другой, мы подходим к изучению исторически. В этом случае процесс развития общества, представленный сменой общественно-экономических формаций, выступает как развернутый во времени. Это дает возможность рассматривать историю как единый процесс, рассматривая не только по отдельным стра­нам и регионам, но и во всемирном масштабе.

Типологический и исторический подходы отнюдь не исключают, а, наоборот, предпола­гают друг друга, выступая в единстве.

Литература: Философия. Курс лекций: учебное пособие под ред. В.Л. Калашникова Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия (ч.2) Учеб. Пособие. Новая философская энциклопедия, Т4.

37. Структура общественно-экономической формации. Формация и реальное общество.

Основу каждой общественно-экономической формации образует способ производства, представляющий собой единство категорий «базиса» и «надстройки», которые призваны объяснить, каким образом производственные отношения определяют иные стороны со­циальной жизни - политические, правовые и др.; и как эти стороны воздействуют, в свою очередь, на экономическое развитие общества. Иными словами, в социально-философской теории категории базиса и надстройки выделяются с целью конкретизации материалистического понимания структуры общества, установления причинно-следственных связей в общественной жизни. Уточняя значение этих категорий. В. И. Ле­нин пояснял, что «основная идея материалистического понимания истории состояла в том. что общественные отношения делятся на материальные и идеологические. Послед­ние представляют собой лишь надстройку на первыми...» (В.И.Ленин «Поли. собр. соч.» Т1).

Базис - это совокупность производственных (материальных) отношений, составляю­щих экономическую структуру общества, определяющую систему идеологических форм социальной жизни людей. Материальные отношения не зависят от сознания людей.

Надстройка - совокупность идей и идеологических отношенчй, а также закрепляю­щих их учреждений и организаций (государство, полит, партии, общественные организа­ции), свойственных данному обществу. Идеологические отношения складываются на ос­нове определенных взглядов, идей, в которых обществ, бытие отражается, вне сознания не существуют.

Категории базиса и надстройки применяются с целью обоснования прежде всего того положения исторического материализма, что главным фактором в жизни общества явля­ется общественная практика, а в ее структуре главной формой - материально-производственная деятельность людей и складывающиеся в этом процессе экономиче­ские отношения между ними. Формация и реальное общество.

Исторические явления индивидуальны и неповторимы. Каждое общество имеет свой особый «колорит». Оно создает особую духовную атмосферу, в которой живет и дышит, особый климат, в котором вырастают и развиваются материальные и идеологические от­ношения определенного типа. Нет ни одного общества, которое бы в точности, во всех деталях повторяло другое. В силу такого разнообразия каждый из них содержит в себе множество вариантов путей развития.

Однако категория общественно-экономическая формация позволяет среди всего кон­кретно-исторического многообразия реконструировать исторический процесс в логике его развития, отвлекаясь от его своеобразных деталей. Эта категория выступает своего рода моделью исторического процесса. Как теоретическое понятие, она не совпадает с реальными отрезками истории, не позволяет представить отдельные исторические пе­риоды господства того или иного способа производства. В истории не существует обще­ственно-экономических формаций в «чистом виде». Каждое общество включает и эле­менты прошлых формаций, и будущих. «Чистых явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может», - учит диалектика Маркса.

38. Содержание и методологическое значение категорий: общественное бытие и общественное сознание.

Общество представляет собой единство двух сторон - материальной и духовной, вы­раженных в понятиях общественного бытия и общественного сознания. Материалистиче­ское понимание истории исходит из признания первичности общественного бытия и вто-ричности общественного сознания. Хотя в обществе действуют люди, наделенные созна­нием, общественное бытие не менее объективно, чем природные процессы. Объектив­ность общественного бытия означает, что оно существует независимо от общественного сознания, по своим объективным законам и порождает, определяет общественное созна­ние, отражается им.

Общественное бытие - это совокупное бытие индивидов, реальный процесс их жиз­ни. Человеческие индивиды, являясь материальными социальными существами, высту­пают в качестве собственно социальной субстанции общественного бытия. В обществен­ном бытии как совокупном бытии индивидов есть всеобщее, родовое, свойственное про­цессу жизни всей массы индивидов и собственно индивидуальное, свойственное бытию индивидов. По мере развития общества бытие все больше наполняется, обогащается соб­ственно индивидуальным. Общественное бытие включает в себя природное бытие обще­ства как основу, на которой существует собственно социальное (надприродное) бытие людей. При этом природное в нем существует в подчиненном вите и имеет произведен­ный характер. Природное (биологическое), с одной стороны есть предпосылка социаль­ного, с другой — его следствие, ибо природная основа благодаря деятельности людей подвергается видоизменениям в ходе истории.

Общественное сознание в широком смысле представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, заблуждений общества, т.е. сознание общества. В узком смысле общественное сознание — это отражение общественного бытия, его осознание. Оно ото­бражает, прежде всего, общество и человека. Вместе с тем в нем отражаются и наиболее общие стороны мира, т.к. их сознание зависит от общественного бытия. Общественное сознание выражает степень осознания человеком окружающего мира, сво­ей собственной сущности и смысла существования. Поэтому история развития общест­венного сознания есть история последовательного проникновения человека в сущность и смысл своего существования.

Поскольку общество представляет собой сложный коллектив индивидов, обществен­ное сознание имеет исходным уровнем сознание индивидов. Иначе говоря, оно выступа­ет как совокупное сознание индивидов. В общественном сознании как совокупном соз­нании индивидов есть всеобщее, родовое, свойственное духовному процессу жизни всей их массы, и собственно индивидуальное, присущее сознанию отдельных индивидов. В каждую историческую эпоху общественное сознание представляет собой единство родо­вого и индивидуального. Усложнение родового в его единстве с индивидуальным обра­зует главный магистральный путь развития общества как коллектива индивидов, ибо ро­довое, общественное развивается через развитие индивидуального.

Вывод: Хотя становление общественного бытия и общественного сознания происходит одновременно, главные источники возникновения и развития сознания заключены не в нем самом, а в общественном бытии, в исторической практике людей. Пока совокупный общественный продукт не превышал уровня потребления, элементы духовного творчест­ва были «вплетены в материальное производство, духовного производства как такового не было. Лишь тогда, когда труд достиг известной сложности и избыточности, духовное производство обособляется в отдельную отрасль. Поэтому наиболее общие законы раз­вития общественного сознания выражают его вторичность, производность от обществен­ного бытия, т.е. являются следствиями закона определяющей роли бытия в жизни обще­ства. Литература: Васильева Т.С., Орлов В.В. Социальная философия (ч.2) Учеб. Пособие.

39. Понятие общественное производство. Способ производства. Материальное и духовное производство.

Для того чтобы жить, люди должны обладать необходимыми средствами к существо­ванию. Понятно, что даже для того, чтобы обладать этим необходимым минимумом, лю­ди должны трудиться. Человек не может довольствоваться тем, что дает ему природа в готовом виде. Соединяя свой труд с тем, что дано ему природой, используя ее законы, люди создают то, чего в ней нет. В этом процессе создаются материальные блага, и он-то и есть процесс материального производства.

Материальное производство - процесс трудовой деятельности людей, которые с помо­щью соответствующих средств осуществляют преобразование природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение человеческих потребностей. Процесс производства материальных благ всегда носит общественный характер. Совме­стный труд индивидов есть'первое обоснование общественного характера производства, на базе которого зарождаются и совершенствуются коллективные формы общественных связей, способа жизнедеятельности и всего образа жизни.

Материальное производство - это основополагающий элемент в структуре общественно­го производства, ибо именно в нем воспроизводятся материальные условия бытия людей, как фундаментальное условие самой способности людей творить историю. Помимо ма­териального производства в структуру общественного производства (или производства общественной жизни) входит также духовное производство. Духовное производство воз­можно лишь на почве материального производства.