Смекни!
smekni.com

Философия как наука (стр. 4 из 20)

в и п реальными, или это чистые абстракции, существующие только в сознании Философы -

идеалисты отрицают зависимость в и п от материи и рассматриваютих то, как формы

индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного

созерцания (Кант), то так категории абсолютного духа (Гегель), Материализм подчеркивает

объективный характер в и п в том, что в и п неотделимы от материипроявляется их

универсальность и всеобщность. Пространство выражает порядок расположения

одновременно сосуществующих объектов, время же-последовательность существования

сменяющих друг друга явлений. Время необратимо, т.е.всякий материальный процесс

развивается в одном направлении- от прошлого к будущему.Естествознание 18-19 веков

говоря об объективности в и п, рассматривало их,за Ньютоном в отрыве друг от друга

и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимоoт материи и

движения. В соответствии с атомистическими взглядами древних натурфилософов

(Демокрит, Эпикур) естествоиспытатели вплоть до 20 отождествляли пространство с

пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным а время-

протекающим равномерно. Современная физика отбросила старые представления о

пространстве как пустом вместилище тел и о времени как едином для всей бесконечной

вселенной. Главный вывод теории относительности Энштейна состоит как раз в

установлении того, что время и пространство существуют не сами по себе, в отрыве от

материи, а находятся в такой универсальной взаимосвязи в которой они теряют

самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого, Общая

теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от

скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума

(пространство-время) изменяются в зависимости от скопления масс вещества и порождаемого

ими поля тяготения. В создании современной теории в и п большую роль сыграли идеи

Лобачевского, Римана, Гаусса, Бойаи. Открытие неевклидовой геометрии опровергло

кантовское учение о в и п как внеопытных формах чувственного восприятия Исследование

Бутлерова, Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространственных

свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических

свойств материи пространственным расположением атомов,Человеческое сознание в своем

развитии все более глубокое и правильное представление об объективно реальном в.и.п.,

Пространство и время - категории философские, посредством которых обозначаются формы

бытия вещей и отражающие, с одной стороны, их событие, сосуществование (в

пространстве), с другой стороны - процессы смены их друг другом, продолжительность их

существования (во времени),Названные категории взаимосвязаны, Общими характерными

чертами пространства и времени как атрибутов материи является. их абсолютность,

объективность и независимость от человеческого сознания, неразрывная связь Друг с другом,

количественная и качественная бесконечность. Однако между ними есть и различия Так,

философы относят к специфическим свойствам пространства протяженность и

рядоположенность (сосуществование) различных элементов, связность, непрерывность

проявляющиеся в раздельном существовании материальных объектов и систем, имеющих

определенные размеры и границы, трехмерность (все материальные процессы и

взаимодействия реализуются в пространстве в трех измерениях).Локальными свойстваим

пространства являются симметричность (асимметричность), форма и размеры, расстояние

между телами, местоположение, пространственное распространение, границы отделяющие

различные системы. К специфическим свойствам времени относятся объективность,

неразрывная связь с материей и пространством, движением и другими атрибутами материи,

длительность, выраженная последовательность существования и смены состояния

тел .Конкретные периоды существования тел от возникновения до перехода в качественные

формы, одновременность событий, которая всегда относительна, ритм процесса, скорость

измерения состояния, темпы развития являются локальными свойствами времени.

12.Проблема сознания в философии.

В истории философии проблема сознания шла двумя путями. Первый состоял из описания

способов, какими вещи даны в сознании. На философском языке это называлось описанием

феномена сознания. Второй - объяснял, как возможно само сознание т.е.объяснял сам феномен сознания. В философии античности и нового времени эти способы не различались а поэтому считалось, что если описано, как вещи существуют в сознании то вопрос о его природе исчерпан. Философия, описывая способ существования вещей в сознании «растягивала во времени и пространстве акт сознания путем выделения таких его шагов» как ощущения восприятия, представления и т.д.современные философы взяли на себя смелость поставить вопрос, как и почему возникает связь человека с миром и одновременно с самим собой. Философия дает достоверные ответы на многие вопросы, но проблема сознания до сих пор остается загадкой для мыслителей современности. Сознание - это то, что отличает человека от других живущих существ, оно с с давних пор было предметом

внимания всех тех, кто хотел изучить и понять человека. Исторически первым был термин

«душа»,В античности наши предки отдавали главенство душе, а не телу, именно душа была

носителем божественного, она существовала сама по себе и была бессмертна .довольно

скоро встала необходимость наряду с понятием «душа» ввести понятие «ум», как

характеристику индивидуального сознания, в противоположность чувствам и эмоциям. Кант

выделил в качестве исходных способностей души способность чувственного познания,

далее рассудок, потом разум, и вывел принцип внутреннего единства психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая познавательная ценность, получил название«интеллект». Существуют различные теории происхождения сознания: космическая природа сознания — сознание независимо от человека, оно неделимо, едино, цельно по своей сути и происходит из космоса; биологическая точка зрения: сознание порождение природы, присущее всем живым организмам, а не только человеку; человеческая точка зрения: сознание - продукт человеческого мозга и присуще только человеку. Сознание выступает как образ окружающего нас мира. Оно отражает мир и и материю, поэтому сознание можно определить как субъективный образ объективного мира. Сознание в некотором смысле вторично по отношению к материи. По времени своего существования материя существует вечно. Сознание появляется только со становлением общества и рождением человека, Возраст сознания в сравнении с возрастом материи очень мал, оно формировалось в ходе развития человека и обособления его от животных в течении 2,5 – 3 миллионов лет. Это сравнительно молодой феномен, порожденный материей в ходе ее развития. Сознание - продукт развития человека и общества или продукт высоко организованный материи. Оно имеет идеальную природу – это положение признают и материалисты: идеальное сознание производно от материи. В философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм – материалистический подход к проблеме сознания отрицающий его как вспомогательную субстанцию и объясняющий его

как порождение материи с позиции физики и других прикладных наук. Солипцизм – крайний

взгляд на природу сознания, согласно которому, сознание индивидуально, оно -

единственная достоверная реальность, а материальный мир его порождение. Объективный идеализм - признает наличие сознания иматерии, сознанию отдает первичную роль, и рассматривает его в отрыве от личности как часть «мирового сознания». Умеренный материализм - точка зрения большинства философов, в соответствии с которой сознание - это способ проявления материи, способность высокоорганизованной материи отражать саму себя.

13.Природные и социальные предпосылки возникновения сознания.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной осиовой психики.

животных и формирования механизмов сознательней деятельности. Сознание могло

возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который сформировался под

влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для австралопитеков труд же стал

отличительным признаком их преемников — питекантропов и синантропов — первых людей

на земле, положивших начало изготовления орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличился их ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился

изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища). Наконец, человек

современного типа - человек разумный, поднял уровень техники еще на большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания получила свое

материальное фиксированное выражение в том, что мозг как орган сознания развивался

одновременно с развитием руки как органа труда. В процессе развития трудовой

деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. логика практических

действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления: человек учился

думать. И прежде чем приступить к делу он уже мог мысленно представить и его результат,

и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Ключ к решению вопроса

который представляет собой происхождение человека и его сознания заключается в одном

слове - труд. Как говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время

оттачивал лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда