Смекни!
smekni.com

Философия как особый тип мировоззрения (стр. 5 из 15)

Очень важна и для философии, и для частно-научного знания проблема пространственной бесконечности и вечности материального мира. В рамках С-концепции пространства и времени, отметим, неразрешимы два, как минимум, вопроса: (1) что означает протяженность пустоты? (2) если пространство и время - условия всякого бытия, то каковы же тогда условия их собственного бытия?

Проблемы сознания в истории философии

Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. Теории происхождения сознания:

1. Религиозная (сознание дано человеку Богом, господствовала в средневековье)

2. Космическое происхождение (Соловьев, Даниил Андреев: неделимые монады – носители разума, а это – тончайшая энергия материи.)

3. Биологическая (присуща всей живой природе)

4. Гилозоизм (сознание присуще всему живому и неживому, Дидро)

5. Философские концепции:

Античная философия. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. А.Ф. указала на особенность сознания: направленность сознания на объект (Платон, Аристотель). Разум – был представлен как вещь, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Когда они встречаются, получается знание. А.Ф. не рассматривала способность человека рефлексировать (смотреть на самого себя).

Вульгарно-материалистическое (и крайняя ее разновидность физикализм)- сводят сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на сознание: как на подобие печень выделяет желчь, так мозг выделяет сознание) в конечном счете характер окружающего мира оказывается определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Успехи в моделировании искусственного интеллекта, успехи в генетике, воздействие фармакологии на мыслительные способности человека, связь типа мышления с полушариями мозга стали аргументами физикалистов. Их свойство– редукционизм.

Сознание идеально. Понятие идеального соотносят с духовными монадами. Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия объекта, в первую очередь - чтобы отличить мысль об объекте от самого объекта.

Три точки зрения на природу идеального:

1. Природу идеального ищут на стороне субъекта (Дубровин) – идеальное – внутренний духовный мир человека.

2. Природу идеального ищут на стороне практики (Ильенков) – идеальное – объективированные мыслительные формы- как схема предметно–практической деятельности.

3. Природу идеального ищут на стороне объекта (Лившиц) – идеальное–объективный эталон- образец, каким должен быть предмет либо явление (перепев с философией Платона).

Необходимо синтезировать эти три позиции. Поскольку сознание – есть свойство материи, отраженный мир, то возникает вопрос – как этот мир существует в сознании? А.Г. Спиркин определяет сознание как идеальное отражение действительности превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни. Сознание – субъективный образ мира, соответствующий характеру и содержанию деятельности субъекта. Образ предмета – это идеальная форма бытия предмета «в голове» человека. В идеальной форме предмет лишается своего материального субстрата (носителя). Эта форма, которая заменяет любой материальный субстрат сохраняет свойства, качества, сущность вещей и их связи.

Объективный идеализм: сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей, информационным полем). С.- мировой разум, не зависит от материи и мозга, вечно и первично. Рерих «Живая этика»: нельзя ограничить мысль сферою земной. Талбот: Вселенная - гигантский разум, мышление - результат взаимодействия полей. Субъективный идеализм: С. Духовный мир человека, первично. Солипсизм: материальный мир - порождение сознания.

Философско-реалистическое (диалектический материализм) направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы:

1. Внешний предметный и духовный мир; природное, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретных чувственно-понятийных образов.

2. Социокультурная среда, идеи, социальные идеалы, этические и эстетические установки, правовые нормы, знания, средства, способы и формы познавательной деятельности. Это позволяет отдельному человеку смотреть на мир глазами общества.

3. Духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Человек и при отсутствии внешних взаимодействий способен переосмысливать прошлое, строить планы и т.д.

4. Мозг как макроструктурная природная система, обеспечивающая на клеточно-тканевом уровне организации материи, осуществлении общих функций сознания. Установлено, что биохимическое состояние мозга влияет на сознание.

Таким образом, источником индивидуального сознания является не сами по себе идеи (как у объективных идеалистов) и не сам по себе мозг (как у вульгарных материалистов), а реальность (объективная и субъективная), отражаемая человеком посредством высокоорганизованного материального субстрата – головного мозга в системе надличностных форм сознания.

Генезис сознания. Отражение. Эволюция основных форм отражения

Отражение – это свойство материальных систем воспроизводить в ходе взаимодействия в изменении своих свойств и состояний особенности других систем.

Эти изменения, запечатляемые в другом и используемые самоорганизующимися системами называются информацией (песок и вода, отпечатки на известняке, отражаемые зеркалом предметы).

Отражение в неживой природе – элементарные формы отражения: механическая, физическая, химическая. Они характеризуются тем, что не обладают формой активности, отражающая и отражаемые системы выделяются лишь условно, нет использования информации. Поэтому такие системы временны, стареют и разрушаются.

Присущее неживой природе свойство отражения при определенных условиях порождает отражение в живой природе – биологическую форму отражения. Ее разновидности: раздражимость, чувствительность, элементарная психика высших животных. Такое отражение связано с приспособленной жизнедеятельностью живых организмов, в чем проявляется сущность их жизни. В этом процессе развивается нервная система.

Раздражимость – реакция живых организмов на благоприятные условия среды, вызывающая активность (имеются уже растений ).

Чувствительность – более высокая разновидность биологического отражения, способность отражать свойства вещей в виде ощущений.

Этим формам отражения присуща активность и целесообразность. Даже растения, простейшие организмы, исходя из потребностей самосохранения целесообразно реагируют на биологически важные условия среды.

На основе этого происходит проявление зачатков психической формы отражения. Это свойство живых организмов (позвоночных) целесообразно реагировать на предметно-оформленную среду с целью приспособительного поведения. Формы такого отражения – восприятие и представления имеют рефлекторную природу. Рефлекс, лежит в основе психических явлений, служит отражательным нервным механизмом. Он начинается с восприятия раздражителя, продолжается первыми процессами в организме, заканчивается ответным движением и закрепляется как безусловный (Р. Декарт, И.П. Павлов, И.М. Сеченов).

Следующая форма – условный рефлекс. Такую форму психологического отражения называют нервно-психологической т.к. рефлексы имеют нервно-психологическую деятельность мозга своей основой.

Психическая форма отражения высших животных развивает сознательную форму отражения. Сущностью этой формы является способность отражающего получать уже сигнал не о свойствах раздражителя, а сигнал или образ образа объекта. Формами такого отражения становится – понятие, суждение, умозаключение. Опережающий характер отражения дополняется признаком целенаправленности. Что позволяет человеку, прежде чем приступить к делу, увидеть результат и построить образ действия по его достижению. Это позволило осуществить новый способ жизнедеятельности человека – его предметно-практическую деятельность, которая, в свою очередь стало необходимым условием формирования сознания.

Социально–психическая форма отражения – антропогенный уровень (целенаправленно используется информация). У животных заданы алгоритмы поведения, построения новых форм поведения, свобода деятельности животного ограничена. Человек сам создает алгоритмы поведения, которые не передаются генетическим путем. Человек в процессе общественной жизнедеятельности приобретает алгоритмы деятельности, которые передаются посредством культуры. Человек как существо сознательное должен осознать себя как нечто отличное от всего остального. Т.к. человек выделяет себя из мира, выявляя свое отношение к миру, посредством сознательной деятельности может в этот мир вписаться.

Сущность сознания. Его общественно - историческая природа. Сознание и язык

Для возникновения сознания необходимы были как биологические так и социальные предпосылки, которые рассматриваются в эволюционических теориях происхождения человека. Наибольшим признанием используется трудовая теория антропогенеза, в которой труд рассматривается в единстве с природными факторами происхождения человека.

Только социальные условия могли сыграть решающую роль в эволюции обезьяны в человека. Это:

1. Труд и трудовой процесс, начиная с использованием предметов природы в качестве орудий труда, и заканчивая изготовлением их в совместном труде и общении.