Смекни!
smekni.com

Философия как особый тип мировоззрения (стр. 6 из 15)

2. Членораздельная речь, для передачи информации при труде и общении, формирование языка.

3. Жизнь в коллективе, совместная деятельность в общине, в голове формируется план действий. Биологическая форма человека и найденный способ взаимодействия со средой – друг на друга оказывая взаимное влияние.

Т.о. сознание – историческое образование, появляется как развитие присущего материи свойства отражения; высшая форма отражения действительности, присущая человеку как особым образом организованной материи, функция его мозга, связана с биологическими предпосылками и социальными условиями.

Ленин: Сознание - субъективный образ объективного мира

Сознание, являясь идеальным существует только в материальной форме своего выражения – языке. Сознание и язык одновременно едины и различаются. Нет языка без мышления, мышления – без языка. Однако, структура мышления и структура языка различны. Ведь, законы мышления едины для всех, а язык национален. Вся его жизнь возможна, как социальная совместная деятельность. А для такого способа жизни необходим язык. Он и возникает как средство человеческой деятельности, общения, управления, познания и самопознания. Осуществляя речевую деятельность человек мыслит, мысля, оформляет мысль в слове. Таким образом, речь, как и орудия труда, это важнейший фактор формирования сознания, человека и его мира. А Язык - есть символическое выражение в звуке и письме психической жизни человека. Проблема языка сравнительно недавно появилась в философии, но исследователи уже разошлись во мнениях по поводу его сущности. Первая позиция, сформулированная еще Гегелем, заключается в понимании языка как объективированного мышления. Вторая позиция, выдвинутая Марксом, а позднее подтвержденная практическими достижениями лингвистики, лингвистического анализа, заключается в нижеследующем: “...язык, - пишет Маркс, - практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...”

Сознание выступает в качестве интеллектуальной деятельности субъекта поскольку человек помимо активного отражения - связывает новые впечатления с прежним опытом, эмоционально оценивает действительность.

К самосознанию человек приходит только через социализацию. Человек осознает себя через осознание собственной деятельности, в процессе самосознания человек становится личностью и осознает себя как личность. Такое представление самосознания как внутренне положенное в сознании свидетельствует о рефлексивной функции его по отношению к сознанию.

Исходя из рассмотренного представления сознания можно выделить функции сознания:

* Познавательная

* Прогноза, предвидения, целепологания

* Доказательства истинности знания

* Ценностная

* Коммуникативная

* Регулятивная

Сознание:

1. Обобщенное видение действительности

2. Связано с гносеологией

3. Опосредованное отражение действительности через речь

4. Способность к абстрактному мышлению

5. Оценочно-избирательное отражение действительности

6. Способность к самосознанию

Т.о. сознание - высшая, содейственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении мира в субъективных образах и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действии и предвидении их результатов, в разумном регулировании и само контролировании поведения человека; это способ существования идеального.

1. Сознание - Специфический способ ориентации человека в окружающем мире, продукт общественного развития.

2. Сознание - результат развития материи, является атрибутом социальной формы материи – человека.

3. Сознание - субъективный образ объективного мира

4. Сознание - продукт и творец культуры, имеет структуру и функции.

Проблемы познания в философии. Соотношение чувственного и рационального, эмпирического и теоретического уровней в научном познании

Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" – знание и "logos" – учение, слово и означает учение о знании, несмотря на то, что сам термин "гносеология" введен в философии сравнительно недавно (шотландским философом Дж. Феррером в 1854 г), учение о познании стало разрабатываться со времен Гераклита, Платона, Аристотеля. Познание - высшая форма отражения объективной действительности. Марксистско- ленинская философия исходит из признания единства отражения, предметно- практической деятельности и коммуникации, из понимания познания как социально- опосредованной, исторически развивающейся деятельности отражения. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. Человеческий разум, в процессе познания каждый раз пытается ответить на вопрос: познаваем ли мир?

Три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же не отрицают принципиальной познаваемости мира, но выражают сомнение в достоверности знания.

3 формы агностицизма:

1. Античный скептицизм (Пиррон)

“Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться ”. Скептицизм, признавая принципиальную возможность познания, выражает сомнение в достоверности знаний. Человек, движимый стремлением к знанию, говорит: “Я не знаю, что это такое, но надеюсь узнать”. Агностик же утверждает: “Я не знаю, что это такое, и никогда не узнаю ”. Как познавательный прием скептицизм выступает в форме сомнения, а это – путь к истине. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Сама сущность постоянно изменчива. Древнегреческий философ Протагор, например, сомневался в существовании богов: «О богах я не могу знать, есть они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию,- и вопрос темен и людская жизнь коротка».

2. Агностицизм Канта (кантианство)

Кант "Критика чистого ума". Человеческое познание как любой процесс, который исторически развивается, на каждом конкретном этапе своего развития имеет ограниченный, относительный характер. Агностицизм абсолютизирует эту относительность, утверждая, что человеческое познание в принципе не способно проникнуть в сущность явлений.

Все знание сводится им или к привычке, приспособлению, специфической организации психической деятельности (Юм), или к конструктивной деятельности разума (Кант), утилитарной пользы (прагматизм), к проявлению специфической энергии органов чувств (Мюллер), к символам, иероглифам (Гельмгольц, Плеханов), к результатам соглашения между учеными (конвенционализм), к отображению отношений между явлениями, а не их природы (Пуанкаре, Бергсон), к правдоподобию, а не объективной истинности его содержания (Поппер). Общая идея - знание - не дает отображения сущности действительности.

Кант: 1 ступень познания: чувственная 2 ступень: рассудок 3 ступень: разумное познание (ум отрывается от практики) В зависимости от познаваемости той или иной вещи Кант говорил, что есть «вещь для нас»- познаваемая, «вещь в себе»- непознаваемая.

Космологическая идея (конечен ли космос), теологическая (есть ли Бог), психологическая (душа смертна или нет). И. Кант писал: "Без сомнения, всякое наше познание начинается с опыта... ".

3. Юмизм (Д. Юм)

Субъективный идеалист обратил внимание на причинность явлений: объективной причины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений. Он утверждал: «Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и предоставляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств».

Противоположностью таким позициям выступает гносеологический оптимизм. Он имеет много ярких представителей: Демокрит, Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Ф. Бэкон, Н. Кузанский, Р. Декарт, Шеллинг, Гегель, К. Маркс и другие. Принципиальную возможность познания признают не только материалисты, а и большинство идеалистов.

Согласно материалистической гносеологии источником познания является объективная реальность. Познание этой реальности - это процесс творческого отображения ее в сознании человека. Знание по своей природе - это результат отображения, субъективный образ объективного мира.

Теория познания диалектического материализма. Утверждается, что нет вещей непознаваемых, есть вещи непознанные. Мы можем познать лишь главные связи, выражающие сущность изучаемого явления. Процесс познания, по Ленину, проходит 3 ступени: «… от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него- к практике. Таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Под живым созерцанием имеются в виду ощущения. Т.о. теория познания диалектического материализма базируется на сенсуализме (основа познания - данные органов чувств).

Дальнейшее развитие материалистической теории познания:

1. Распространение диалектики на объяснение познавательных процессов, создание диалектики как науки об общих законах развития природы, общества, мышления и познания;

2. Введение принципа практики как основного и решающего для выяснения сущности гносеологических проблем и их решения;

3. То, что человек может познать и что он познает, определяется уровнем общественно-исторического развития человечества, всемирно-историческим развитием общей системы знаний, закрепленных в предметах материальной и духовной культуры, в категориальном строении мышления, в его структуре, в языке.