Смекни!
smekni.com

Философия политики Нового времени (стр. 2 из 4)

Можно сказать, что Т. Гоббсу принадлежит приоритет введения в научный оборот понятия «философия государства». Но, как можно судить по его произведениям, он затрагивает более широкие проблемы, относящиеся к миру политического в целом.

Весомый вклад в развитие философско-политических идей Нового времени внес Дж. Локк. Он фундированно разработал идеи народного верховенства, договорного происхождения государства, отчуждаемых и неотчуждаемых прав личности. Наиболее четко и последовательно политико-философские воззрения Дж. Локка изложены в его труде «Два трактата о правлении». Согласно Дж. Локку, общество предшествует государству, оно существует «по природе». Государство представляет собой некое «новое тело», вторичный искусственный орган, созданный в силу волеизъявления народа, заключившего договор с правителем, которому делегируется определенный комплекс властных полномочий. Государство при этом образуется на основе существующих в естественном состоянии общественных отношений. При нарушении правителем договора народ вправе сместить его и призвать на его место другого правителя. Если по каким-либо причинам правительство уничтожается, то общество сохраняется со всеми своими естественными законами и правами. Народ, составляющий общество, является сувереном, и в силу этого, хотя с образованием государства суверенитет общества переходит к государству, оно не может полностью поглотить общество. Более того, главная цель государства состоит в защите этого общества.

Как и Т. Гоббс, Дж. Локк считал, что государство пришло на смену естественному состоянию. А это последнее, по его словам, представляет собой «состояние полной свободы в отношении действий людей и в отношении распоряжения имуществом и личностью». В отличие от Т. Гоббса, который изображал естественное состояние людей как состояние войны всех против всех, Дж. Локк рассматривал его как состояние свободы и равенства всех людей, которые вели мирную жизнь в соответствии с законами природы, как идеальное общество, земной рай, потерянный людьми вследствие несовершенства их природы, насилия, взаимных обид и т.п.

Центральное место в разработках Дж. Локка занимает не столько суверенитет верховной власти, сколько механизмы эффективной реализации власти в интересах управляемых. Общественное начало, утверждал он, заложено в самой природе человека. Бог создал его таким существом, которое не выносит одиночества, заставив его тем самым «искать общества». Стремление избежать состояния войны без права, обращенной против личности человека – «вот главная причина того, что люди образуют общество и отказываются от естественного сознания и состояния». Особенно важное значение имеет тезис Дж. Локка о том, что первоосновой свободы личности и первопричиной возникновения государства является собственность. Человек рождается свободным и от рождения наделен правом защищать «свою жизнь, свободу и имущество», – провозгласил Дж. Локк. Именно для обеспечения оптимальных условий реализации этих свобод и прав и создается государство. «Великой и главной целью объединения людей в государства и передача им себя под власть правительства является сохранение их собственности». Заслуга Дж. Локка, помимо всего прочего, состоит в том, что он стал рассматривать труд как основу частной собственности.

В отличие от средневековых и античных мыслителей Дж. Локк на первое место выводил личность отдельного человека, наделенного от рождения неотъемлемыми правами на жизнь, свободу и собственность. Этому постулату придавалось такое значение, что, как говорил сам Локк, «абсолютная монархия… несовместима с гражданским обществом, и, следовательно, не может быть вообще формой гражданского правления». У Дж. Локка четко прослеживается размежевание и антиномия между отдельно взятой личностью и обществом, а также обществом и системой правления или политической властью. Более того, именно к этому мыслителю восходит сформулированная представителями классического либерализма идея «государства – ночного сторожа», в которой тенденция к раздвоению общества и государства нашла свое законченное выражение.

В целом политико-философский характер «Двух трактатов» определяется тем, что в них анализируются и высвечиваются онтологические и гносеологические вопросы: сущность мира политического, государства и власти, условия и факторы их возникновения, жизнеспособности и исчезновения, формы, в которых они могут существовать. Поэтому Дж. Локка с полным правом можно считать наряду с Н. Макиавелли, Т. Гоббсом, Ж. Боденом, одним из авторов идеи правового государства одним из отцов-основателей политической философии.

Значителен вклад в развитие философии политики французских мыслителей Ш.Л. Монтескьё и Ж.Ж. Руссо. Ш.Л. Монтескьё искал пути переустройства формы правления на пути либерализации и демократизации. «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает нам, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать в своих руках власть до последней возможности». Основополагающее значение имел сформулированный Ш.Л. Монтескьё принцип разделения властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Соединение всех трех ветвей власти в одном лице или органе составляет характерную черту деспотизма. Как отмечал Ш.Л. Монтескьё, «чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Именно Ш.Л. Монтескьё принадлежит приоритет в разработке идеи судебной власти как самостоятельной, равновеликой двум остальным ветвям власти.

Показателем высокой степени развития политического мышления Нового времени явилась разработка новых типологизаций форм правления, которые во многом стали шагом вперед по сравнению с платоновско-аристотелевской традицией.

Ш.Л. Монтескьё утверждал, что имеется три вида правления: республиканский, монархический, деспотический. «…Республиканское правление – это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; монархическое, – при котором управляет один человек, но посредством установленных, неизменных законов; между тем как деспотическое правление вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица». По мнению французского мыслителя, в качестве двигателя в республике выступает добродетель, в монархии – честь, а в деспотическом государстве – страх. Здесь требуется беспрекословное повиновение, а тот, кто сопротивляется строго наказывается. Добродетель в республиках, по Ш.Л. Монтескьё, означает любовь к отечеству, а любовь к демократии – любовь к равенству. Принцип равенства, утверждает Ш.Л. Монтескьё, способствует сохранению республиканского уклада жизни.

Ш.Л. Монтескьё был одним из крупнейших представителей географического детерминизма в философии истории, и поэтому вполне закономерно, что он уделял огромное внимание влиянию природных условий на государственное устройство. Ш.Л. Монтескьё считает, что в жарких странах народы по природе своей малодушны и поэтому там устанавливается рабство, тогда как в холодных странах люди остались свободными. Климатические условия влияют и на образование форм правления. Так, в жарких странах с хорошим плодородием почвы устанавливается дух зависимости, ибо крестьяне, занятые своими делами, не могут обеспечить собственную безопасность. Вот почему в «странах плодородных всего чаще встречается правление одного, а в странах неплодородных – правление нескольких, что является иногда как бы возмещением за неблагоприятные природные условия. Люди, живущие на бесплодных землях, закаляются в труде, они мужественны и готовы в любое время вести войну».

В соответствии со способом добывания средств существования создаются и законы. Например, страны занимающиеся торговлей, должны иметь хорошие законы, регулирующие торговые отношения и связи. Кстати сказать, Ш.Л. Монтескьё большое значение придавал торговле, способствующей, как он выражался, духу взаимной зависимости. Торговля, по его суждению, содействует усилению чувства справедливости, уважительного отношения людей друг к другу.

Сам Ш.Л. Монтескьё своей главной заслугой считал разработку идеи, согласно которой основа, дух законов того или иного народа лежат в его нравах, традициях, характере. Отвергая идеи своих современников о возможности создания неких идеальных правовых норм, одинаково пригодных для всех, он писал: «Вообще законы должны соответствовать характеру народа, для которого они созданы, следует считать величайшей случайностью, если законы одной нации могут оказаться пригодными для другой».

Вклад Ш.Л. Монтескьё в философию политики получил высокую оценку многих философов. Вот что писал Г. Гегель о понятии добродетели, предложенном французским мыслителем: «Добродетель есть основа демократии, говорит Ш.Л. Монтескьё; это изречение настолько же важно, насколько оно истинно по отношению к тому представлению, которое обыкновенно составляют себе о демократии».

Немаловажны в плане формирования договорной теории государства и ряда других идей и теорий, составивших субстрат философии политики, воззрения Ж.Ж. Руссо. Он исходил из того, что причина всех бед и несчастий людей – в возникновении частной собственности и неравенства среди людей. Они уничтожили естественную свободу людей. Устранение неравенства Ж.Ж. Руссо считал возможным только на путях возвращения к естественному состоянию.