Смекни!
smekni.com

Философия политики Нового времени (стр. 4 из 4)

В гражданском обществе Г. Гегель выделяет три элемента: 1) систему потребностей; 2)защиту собственности посредством правосудия; 3)полицию и корпорации. Потребности удовлетворяются прежде всего через трудовую деятельность. Г. Гегель подчеркивает, что человек своим трудом создает необходимые предметы потребления, что «средства удовлетворения человеческих потребностей добываются потом и кровью человека». В этой связи он критикует тех мыслителей, которые утверждают, что в естественном состоянии человек свободен с точки зрения своих потребностей, ибо он их удовлетворяет готовыми продуктами природы. И сам человек, и его потребности, отмечает немецкий мыслитель, не выходят за пределы природы, и поэтому он не свободен.

Для отправления правосудия необходимо иметь соответствующие юридические законы. Но Г. Гегель рассматривает право как закон, которые должны знать все граждане. Вообще он придает огромное значение правосознанию. Варвары, пишет он, не осознают, что ими управляют обычаи, традиции, влечения, чувства. Но в гражданском обществе управляют законы и, «благодаря тому, что право положено и знаемо, все случайное, связанное с чувствами, мнениями, формой мщения, сострадания, корыстолюбия, отпадает и, таким образом, право лишь теперь обретает свою определенность и свою честь».

В гражданском обществе, отмечает мыслитель, индивид должен действовать свободно для достижения своей цели, и задача полиции состоит в том, чтобы предоставить ему такую возможность. Анализируя корпорацию, Г. Гегель пишет, что возникновение многочисленных корпораций связано с тем, что труд распадается на различные отрасли, которые составляют определенные корпоративные сообщества, имеющие свои собственные интересы, не противоречащие интересам всех.

Государство для Г. Гегеля не только «шествие Бога в мире», но и определенный политический организм, под которым подразумевается политический строй. В этой связи он касается проблемы разделения властей, но категорически возражает против их абсолютной самостоятельности, ибо последняя приводит к разрушению государства.

Г. Гегель скептически относится к традиционному делению форм правления на монархию, аристократию и демократию, утверждая, что такое деление в древности было правильным и истинным, но устарело. По его мнению, все формы правления, не могущие обеспечить свободу субъективности и не соответствующие развитому разуму, страдают односторонностью.

Г. Гегель убежден, что не существует такого государственного устройства, которое было бы пригодно для всех народов. Каждый народ имеет соответствующее ему государственное устройство. «…Государственный строй не есть нечто созданное: он не представляет собой работу многих веков, идею и создание разумного в той мере, в какой оно развито в данном народе».