Смекни!
smekni.com

Философская проблематика эпохи Просвещения (стр. 2 из 3)

Одну группу работ Бэкона составляют труды, относящиеся к вопросам формирования науки и научного познания. Это, прежде всего трактаты, так или иначе касающиеся его проекта «Великого Восстановления Наук» (из-за недостатка времени или по другим причинам этот проект не был закончен). Его проект был создан к 1620 г., однако полной реализации дождалась лишь вторая его часть, посвященная новому индуктивному методу, которая была написана и опубликована под названием «Новый Органон» также в 1620 г.

Другую группу трудов Бэкона образуют работы, которые возникают помимо проекта «Великого Восстановления». Наиболее значительные среди них – «Моральные, экономические и политические эссе», написанные в 1579 г., Эссе являются собственно первым философским произведением Бэкона. Они представляют собой 58 сравнительно кратких заметок, посвященных различным темам из области морали, экономики, политики и философии («Об истине»). Затем «Новая Атлантида» - является социальной утопией, в которой Бэкон выражает свои представления об оптимальном устройстве общества, «История Генриха VII» - он рассматривает (и во многом идеализирует) те стороны последнего, которые способствовали образованию объективных условий для развития ремесел и предпринимательства. И исследование (также незаконченное) «О принципах и началах».(2,351)

Он считал, что философия должна носить, прежде всего практический характер – там, где она остаётся умозрительной (схоластичной), она не истинна. Схоластик, говорил Бэкон, плетёт какую-нибудь научную ткань, бесспорно удивительную по тонкости нити и по тонкости работы, но совершенно пустую и, ни на что не пригодную. Именно он возжёг факел новой науки – методологию экспериментального естествознания, которую он утверждал как залог будущего могущества человека, его господства над природой. А господствовать над природой можно, только подчиняясь её законам. Выводы науки должны основываться на фактах и от них идти к широким обобщениям. Экспериментальному знанию соответствовал введенный Бэконом индуктивный метод, состоящий из наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Основное внимание он уделял проблематике науки, знания и познания.

К. Маркс и Ф. Энгельс констатируют, что настоящим родоначальником «английского материализма и всей современной Экспериментирующей науки» является Бэкон. Однако материализм Бэкона ограничен исторически и гносеологически.

2.3 Томас Гоббс

В лице английского философа Т. Гоббса материализм Бэкона нашел своего защитника и продолжателя. Имя Томаса Гоббса (1588-1679) занимает весьма почетное место не только в ряду великих философских имен его эпохи, но и в мировом историкофилософском процессе.

Его идеи многократно становились предметом пристального внимания. К. Маркс и Ф. Энгельс называли Гоббса «систематиком бэконовского материализма» (Маркс К., Энгельс Ф. соч. т. 2. С. 143). Материя по Гоббсу, вечна, а отдельные тела временны.

В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её несовместимой с наукой, хотя в своих взглядах на религию был непоследователен: он оставил ей место в жизни общества как средству «обуздания масс». Религия как важное средство сохранения целостности государственной организации, которая в его глазах составляла основу основ человеческой культуры. Догматическая теология в понимании Гоббса (и множества других философов и теологов) – это так называемая богооткровенная теология (theologia inspirata), зафиксированная в Писании и основывшаяся на авторитете церкви. Такая позиция английского философа закономерно приводит его к резкому противопоставлению философии и теологии, что выражено им неоднократно, но особенно недвусмысленно в первой главе сочинения «О теле». (3, 12)

Метафизичность материализма Гоббса выразилась, в том, что в своей трактовке движения как результата столкновения двух тел он практически склонился к теории первотолчка, совершенного богом (деизм) – философское воззрение, согласно которому бог является источником начальной энергии мира, но впоследствии уже не вмешивается в течение земных событий, (5). Бог, если он действительно перводвигатель, не может извечно пребывать неподвижным. Для механически мыслящего деиста бог – это некий «первомотор». Гоббс аппелирует скорее к мистифицирующей стороне понятия бога, подчеркивая в духе отрицательной (богооткровенной) теологии, что можно и должно говорить о существовании бога, но невозможно ничего сказать о его атрибутах. Бог существующий но не познаваемый даже усиливает в душах верующих преклонение перед ним. При этом бог находится за пределами мира, что, в общем, утверждают и другие деисты. Гоббс выступал против пантеистических представлений, которые в ту эпоху были широко распространены в радикальных кругах христианских сектантов. Отвергая любое бестелесное бытие, Гоббс не может допустить, чтобы слово дух (spiritus) могло быть отнесено к чему-то совершенно бестелесному. В «Человеческой природе» (XI 4) он, поэтому трактует всякий дух как «естественное тело», настолько тонкое, что оно не воспринимается человеческими чувствами. Характерно, что за подкреплением этого утверждения автор обращается к текстам Священного писания, в которых нет речи о бестелесности утверждений на бога. Гоббс, постоянно подчеркивающий незримость бога как творца (opifex) мироздания, прямо не распространяет этих своих утверждений на бога.

Все особенности Гоббсовой концепции бога дают полное основание считать философа представителем деистской формы материализма, как об этом говорит Ф. Энгельс. (3,39)

В свое время воззрения Гоббса на государство и общество были весьма прогрессивными и повлияли на большинство буржуазных мыслителей XVII и XVIII столетий. От его теории договора и возникновения государства дорога ведет к «общественному договору» Руссо. Как подчеркнули классики марксизма – ленинизма, у Гоббса, одного из первых, воззрения на государство и общество опираются на разум и опыт, а не на теологию.(2)

2.4 Рене Декарт (1596 – 1650)

Если Бэкон разрабатывал в основном метод эмпирического, опытного исследования природы, а Гоббс несколько расширил эмпиризм Бэкона за счет математики, то французский ученый и философ Р. Декарт, напротив поставил на первое место разум, доверяя роль опыта до простой практической проверки данных интеллекта.(5)

«У людей, заложивших фундамент новой эпохи философии, последняя является продуктом не их академической деятельности и преподавания, а внутреннего призвания и свободного, независимого досуга. Их задача состоит не в насаждении традиционного учения, а в создании элементов и положений нового учения; поэтому схоластической памяти munus professorium-учительский труд(лат.), не отвечает стремлениям этих первых философов, имеющих достаточно забот по приведению в систему своих мыслей и удовлетворению своей потребности в истине» .

Так начинает свою книгу о Декарте знаменитый историк философии К. Фишер, живший и творивший в XIX в.

Его считают одним из основоположников французской научной и философской прозы. Не менее известен Р. Декарт как создатель аналитической геометрии. Его считают и одним из первооткрывателей еще одной важнейшей математической теории – математического анализа.(1)

Он стремился разработать универсальный метод для всех наук, исходя из теории рационализма, предлагавшего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания.

К числу врожденных идей он относил большинство оснований математики и логики (например, «две величины, равные третьей, равны между собой»). Воззрения Декарта на природу носили механический характер: Вселенная – это огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Первоначальный импульс к существованию и развитию дает Бог, но в последствии его развитие определяется самостоятельной творческой силой материи. Декарт одним из первых разработал, хотя и на механической основе, идеи эволюции и провел их через все области учения о природе – от образования светил и планет до возникновения растений, животных и человека. Образование звезд и планетных систем осуществлялось по Декарту, благодаря вихревому движению материи. Здесь Декарт одним из первых подошел к идее о материальном единстве универсума. Материя находится в непрерывном количественном и качественном движении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир: животные – это сложные машины. Человек же, в отличии от животных, обладает разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики. Для объяснения этих явлений Декарт вынужден был допустить наряду с материальной субстанцией, понимаемой им как протяженность, существование бога и производной от него духовной, мыслящей субстанции – души. Характерной чертой Декарта является, таким образом – дуализм.

Первым вопросом для Декарта был вопрос о возможности достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание. В решении этого вопроса ему пришлось преодолеть философский скептицизм. Природа познания состоит в том, что именно требование сомнения, распространяющегося на всякое знание, приводит к утверждению возможности достоверного знания. Поняв, что, быть может, меня обманывает злой и хитрый демон, или другой какой обманщик, рассуждает Декарт, я начинаю во всем сомневаться. Но при этом я не могу сомневаться в том, что существует мое сомнение, мыслью. Отсюда знаменитое изречение Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую!». Через достоверность мысли и бытия мыслящего он идет к достоверности бытия вещей.

Метод научного познания Декарта называется аналитическим, или рационалистическим.(5)

Значение Декарта для развития современной науки и философии огромно. Кроме того, что он утвердил «новые принципы философии», он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Достойны внимания и его труды, посвященные проблемам физики, в том числе оптики. Его идеи, относящиеся к области естественных наук, серьезнейшим образом повлияли на развитие французского, в частности механистическо-материалистического, философского и естественнонаучного мышления.