Смекни!
smekni.com

Экзистенциальная "свобода" (стр. 3 из 3)

Субъект почти интуитивно «выбирает» себя так, чтобы сохранить и «приумножить» личностное «Я», чтобы умереть спокойно от старости, а не быть убитым на войне, чтобы быть спокойным за будущее своих детей и внуков. Если же он не сделает Выбор вовсе, то умрет как «человек толпы», то есть по воле и указке Других, которым он абсолютно безразличен. Если субъект сделает неправильный выбор, его будущее возможно как «фальшивое» бытие, ведущее к «смерти» при жизни. Следовательно, Ж.П. Сартр подразумевает в качестве основы выбора Нечто, корректируя себя, когда говорит, что человек абсолютно свободен в своем выборе, из «ничто» конструирует проект Себя.

Далее, отвечая на упреки противников экзистенциализма в произвольности выбора, Ж.П. Сартр поясняет: « …человек творит себя, выбирая мораль, а давление обстоятельств таково, что он не может не выбрать какой-нибудь определенной морали. Прежде всего, можно судить, какой выбор основан на заблуждении, а какой на истине (это может быть не оценочное, а логическое суждение)». [11; с. 31] Все же остается не до конца ясным – на чем основывается Выбор. В чистом виде экзистенциализмом утверждается абсолютная свобода и произвольность выбора. Когда же Ж.П. Сартру приходится отвечать на упреки в «субъективном произволе», он нехотя вводит в него моральную компоненту, отвергая ее одновременно в качестве основы «предсуществующей ценности». Надо признать, что философ противоречит себе, так как мораль и есть один из атрибутов «предсуществующей ценности».

Социальный мир устроен неразумно. Не разворачивая данный тезис в аргументах в силу ограниченности объема статьи, отметим только очевидную взаимосвязь между «рациональностью» Субъекта и абсурдом социума, а также выбором и свободой. Обретение индивидом абсолютной рациональности невозможно, так как «Единственный рациональный выбор, который может и должен сделать Субъект - решить, жить ли ему в абсурде либо «покончить» с ним посредством самоубийства». [9; с. 131] Здесь А. Камю несколько противоречит себе. Признавая укорененность « …привычки жить» по отношению к осознанному самовопрошанию о смысле жизни, он тем самым снимает принципиальную пограничность такого решения. К тому же очевидно, что самоубийства совершаются не только тогда, когда человек осознает всю глубину абсурдности социального «порядка», но и по более тривиальным причинам. А. Камю же, оставляя за рамками рассмотрения личностную значимость «знаемого» и «незнаемого» миров, как философский «адвокат» индивидуальной экзистенции, обращает наше внимание, прежде всего, на неспособность постижения Субъектом смысла жизненного мира: «То, что я не понимаю, неразумно». [9; с. 129] Круг замкнулся, нежелание осознавать всю сложность социального и природного миров приводит к нерациональному социальному устройству, при котором свобода не лучшего меньшинства практически безгранична, а свобода «человека толпы» ограничена его ментальными особенностями, которые к тому же бережно воспроизводятся правящими элитами.

Выводы

Единственно возможной свободой в визначально несвободном мире А Камю полагал бунт, как волю (интенцию) к обретению (завоеванию, присвоению) истинной свободы. Сартрово понимание свободы абстрактно-универсально. По существу Ж.П.Сартр просто констатирует, что свобода дарована каждому человеку так же просто и естественно, как воздух или благодать Солнца. Аргументационно-доказательные аппараты, применяемые Ж.П. Сатртром и А. Камю отличаются. Характерной особенностью Ж.П. Сартра в этом отношенни является фиксационно-статичный поход. Сквозь тексты А. Камю простуапает мощный заряд ненависти к псевдоэлитам, узурпировавшим Общую Свободу. Учение о свободе Н. Абаньяно пронизано оптимизмом и верой в возможность полной реализации человеком собственного креативного потенциала. Поскольку понятие «свобода» соподчинено с понятиями «выбор», «достоинство», «справедливость», последние стали предметом пристального изучения вышеозначенных философов.

Литература

1. Карнаух Б.П. Діалектика свободи: синтез вибору і необхідності / Б.П. Карнаух // Філософські обрії. – 2010. – №23. – С. 124–134. – Бібліогр.: с. 134.

2. Башенко І.В. Ідея людської свободи, провіденціалізму та історичної єдності людства в філософії. П.Я. Чаадаєва / І.В. Башенко // Філософські обрії. – 2008. – №20. – С. 66–72. –– Бібліогр.: с. 72.

3. Рудь Б.Ю., Бойко В.І. «Позитивна свобода» як новітній напрям екзистенціально-ціннісного осягнення сутності свободи / Б.Ю. Рудь, В.І. Бойко // Мультиверсум. – 2009. – №77. –– С. 47––56. –– Бібліогр.: с. 56.

4. Лях В.В. Свобода самореалізації у контексті інформаційно-комунікативних процесів // Мультиверсум. – 2008. – № 73. – С. 2–12. – 12. . –– Бібліогр.: с.12.

5. Ковадло Г.П. Свобода як основа формування людини та як «турбота про себе» / Г.П. Ковадло // Мультиверсум. – 2008. – № 72. – С. 115––123. Бібліогр.: с. 123.

6. Воеводин А.П., Нестеров П.К. Мозг и воля в поисках измерения человеческой свободы / А.П. Воєводин, П.К. Нестеров // Філософські дослідження. –– Збірник наукових праць Східноукраїнського національного університету. Філософія. –– 2009. –– Випуск 10. – С. 7–22. – Бібліогр.: с. 22.

7. Шаповал В.Н. Неопределенность и определенность свободы / В.Н. Шаповал // Філософські дослідження. –– Збірник наукових праць Східноукраїнського національного університету. Філософія. –– 2001. –– Випуск 2. –– С. 201––207. – Бібліогр.: с. 207.

8. Шаповал В.Н. Любовь и свобода: экзистенциальный и ценностный смысловой контекст// Філософські дослідження. Збірник наукових праць Східноукраїнського національного університету. –– Філософія. –– 2005. –– Випуск 6. –– С. 33––42. –– Бібліогр.: с. 42.

9. Камю А. Изнанка и лицо / Камю А. –– М.: ЗАО – Сочинения. Составление, вступительная статья и комментарии А. Филоненко. –– Серия «Антология мысли». –– Изд-во ”ЭКСМО-Пресс”. – Харьков: Изд-во ”Фолио”, 1998. – 864 с. ISBN 5-04-001646-8.

10. Абаньяно Н. Экзистенциализм и позитивный экзистенциализм Н. Абаньяно. –– / Абаньяно Н. –– М.: Изд-во „Директ-медиа, 2008. –– 709 с. –– ISBN 978599815208.

11. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сартр Ж.П. –– М.: Наука, 1953. – 42 с. –– ISBN 5-352001194-1.

Закревский В.Э.

Заместитель директора по научной работе Южного научного центра Национальной Академии педагогических наук Украины, старший научный сотрудник, кандидат философских наук. (Одесса, Украина). Докторант отдела социальных проблем высшего образования и воспитания студенческой молодежи Института высшего образования Национальной Академии педагогических наук Украины (Киев, Украина). Адрес домашний: 65123. г. Одесса, ул. Высоцкого, д. 2. кв. 20. Для переписки 65123. г. Одесса, Украина. До востребования.Адрес рабочий: 65014. ул. Пушкинская, 23. г. Одеса, Украина. Т. 048 716-32-95; E-mail: zve-od@mail.ru

Zakrevsky Vladimir Engelsovich - the candidate of philosophical Sciences, the deputy director on scientific work of Southern center of Science of National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine, (Odessa, Ukraine). Assistant Professor an Institute of Higher Education of National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine. Department of the Social Problems of the Higher School and Nurture of Student's youth. zve-od@mail.ru

В.Є. Закревський, к. філос. н., старший науковий співробітник, докторант;

Інститут вищої освіти Національної Академії педагогічних наук України, відділ соціальних проблем вищої освіти та виховання студентської молоді.

У статті здійснено аналіз поняття «свобода» в європейському екзистенціалізмі. Розуміння свободи переважно як атрибуту людських сутнісних сил у Ж.П. Сартра органічно доповнюється соціально-практичної інтерпретацією даного соціокультурного феномену А. Камю. Обидва філософа одностайні в тому, що передумовою соціально-політичної свободи є свобода індивідуального екзистенції. Свобода в людському житті можлива, згідно М. Абаньяно, тільки при творчому відношенні до конструювання оптимальної «хвилі» подій на основі гуманістичних цінностей.

Ключові слова: свобода, вибір, гідність, справедливість.

V.E. Zakrevsky,

Assistant Professor

Institute of Higher Education of National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine

Department of the Social Problems of the Higher School and Nurture of student's youth.

In article the analysis of concept "freedom" in the European existentialism is carried out. Understanding of freedom mainly as attribute of human intrinsic forces at Z.P. Sartr is organically supplemented with socially-practical interpretation given social cultural A.Kamju's phenomenon. Both of the philosopher are unanimous that the precondition of sociopolitical freedom is freedom individual existentis. Freedom in a human life is possible, according to N.Abanjano, only at the creative attitude to design of optimum "wave" of events on the basis of humanistic values.

Keywords: freedom, a choice, advantage, justice.