Смекни!
smekni.com

Наука в контексте культуры (стр. 7 из 7)

Особое положение во времена Средневековья стала занимать логика. Опираясь на дедуктивное учение Аристотеля, схоласты позднего Средневековья довели это учение до совершенства и сформировали фактически полную дедуктивную логику как науку о строгих доказательствах в рассуждениях.

Именно плодотворные попытки в научном поиске, свершившиеся в эпоху Средневековья, – пусть и ограниченные, – привели в последующем мыслителей эпохи Возрождения, и прежде всего Леонардо да Винчи, к выдающимся открытиям в отношении синтеза науки и искусства. Именно Леонардо подошел к необходимости органического соединения эксперимента и его математического осмысления, что и составило, в конечном счете, суть того, что в дальнейшем получит название современного естествознания. Этими и многими другими достижениями ученых указанного периода была заложена первая фундаментальная наука, которая утвердилась в истории науки как классическая механика.

По общему признанию, наука в полном смысле этого слова сформировалась в период XVI-XVII вв., получив в качестве "точки отсчета" "коперниканский переворот", а также законы классической механики и научную картину мира, основанную на достижениях Галилея и Ньютона.

Польский астроном Николай Коперник (1491-1496) учился в Краковском университете. Затем он приехал в Италию для постижения основ астрономии, медицины, философии и права, где изучил также древнегреческий язык и космогонические учения древних авторов. Он рано пришел к убеждению о ложности теории Аристотеля-Птолемея и в своем небольшом произведении "Очерк нового механизма мира" (1505-1507) попытался математически конкретизировать эту идею. Главным делом его жизни стал труд "Об обращении небесных сфер", который по ряду причин был издан только после его смерти. В нем Коперник вместо широко применяемого в науке и практике учения о геоцентрической системе мира предложил концепцию гелиоцентрической системы мира. Именно с этого момента и можно уже вести отсчет становления детерминистски-механистического мировоззрения в противоположность телеологически-организмическому. Земля, с этих позиций, вовсе уже не является занимающей привилегированное место в системе мироздания, а является лишь "рядовой" планетой и закономерности ее существования ничем не отличаются от закономерностей существования других планет Солнечной системы.

Если исходить из этих оснований, то тогда приходится признать, что наука в современном ее понимании весьма и весьма молода: ее возраст составляет чуть более четырехсот лет.

"Годом рождения" науки в полном смысле современного слова обычно называют в этой связи 1662 г., именно год образования Лондонского королевского общества естествоиспытателей, утвержденного Королевской хартией. А в 1966 г. в Париже создается французская Академия наук. Целью обоих этих обществ, как это и было записано в их уставах являлось совершенствование знаний о естественных предметах и развитие всех полезных искусств с помощью экспериментов (не вмешиваясь, безусловно, ни в богословие, ни в метафизику, ни в мораль, ни в политику, ни в грамматику, ни в риторику, ни в логику). Так утвердилось исходное научное требование изучать Книгу Природы, а не описание остроумных людей [16].

Это было так называемое Европейское Новое Время, и его главным достижением в указанном выше отношении стало считаться становление такого научного способа мышления, который характеризовался бы соединением эксперимента как метода изучения природы с методом математическим.

Характерным проявлением такого концептуального подхода явился революционный прорыв в науке, осуществленный Г. Галилеем. История науки говорит, что галилеевский принцип инерции был получен с помощью следующего идеального эксперимента. Галилей сформулировал парадоксальный образ –движение по бесконечно большой окружности при допущении, что она тождественна бесконечной прямой, а затем осуществил уже собственно сами, – физические и математические, – исследования. С этого времени суть всякого научно-теоретического мышления начинает связываться с поиском "предметов-посредников", видоизменением наблюдаемых условий, ассимиляцией теоретическим познанием эмпирического материала и созданием принципиально иной научной предметности, которая уже не могла существовать в готовом виде: ее надо было создавать специально.

В заключение можно отметить, что кроме упомянутых выше Коперника, Галилея, Декарта, Ньютона и Лейбница, непосредственно стоявших у истоков новоевропейской науки, можно назвать еще и столь же близко стоявших у оснований этой науки Ф. Бэкона, Гарвея, Кеплера, Паскаля, Гюйгенса, Бойля, Локка, Спинозу и др. Как подчеркнул современный историк науки А. Уайтхед "современная наука рождена в Европе, но дом ее – весь мир" [17].


Заключение

1. Развитое естествознание представляет собой противоречивое явление: с одной стороны, оно выступает как действительно сформированное системное знание о природе, а с другой, – естествознание является знанием, несомненно, односторонним, ибо, как было убедительно показано, оно не быть применимым к явлениям общественной природы. Такой вывод был получен на основе критического рассмотрения позитивистской философской доктрины, где была предпринята попытка абсолютизации естествознания в качестве наиболее совершенной научной системы и представленной на этом основании как универсальная научная концепция, способная дать подлинное научное объяснение для всего мироздания. Рассмотренная в контексте культуры, данная научная коллизия получила свое выражение в виде фундаментального культурно-научного противоречия в виде дилеммы "сциентизм-антисциентизм".

2. На основе сформировавшейся в истории науки дилеммы "сциентизм-антисциентизм" выросла проблема глобального значения – "Как соотносятся в развитии общечеловеческой цивилизации естественнонаучная и гуманитарная культуры и какую роль в этом противостоянии играют сами естествознание и гуманитаристика? Современная наука делает попытки рассмотрения этих культурологических традиций как в плане выявления границ их существования, так и в плане тенденций их взаимной интегрированности друг в друга.

3. Современная методологическая ситуация в науке представляет собой начинающий осуществляться в настоящее время синтез "стереотипической" методологии, характерной для всего классического естествознания (однако, не потерявшей до сих пор своей методологической ценности), и методологии "динамической", способной удовлетворить принципиальные требования современного научного поиска как в области естествознания, так и в области гуманитаристики.

4. Методологическая картина становления науки в ее эволюции не может быть представлена в своих четких границах без исторического рассмотрения становления науки от преднауки до науки в ее современном видении.


Литература

1. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от исто­ков до наших дней. – СПб., 1997. – С. 162-163.

2. Маркузе Г. Одномерный человек – М., 1994.

3. Лешкевич Т.Г. Филосо­фия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. - М., 2001. – С. 51.

4. Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания: Курс лекций. – М., 2002. – С. 11.

5. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956. – С. 18.

6. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999. – С. 6-7.

7. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994. – С. 173-174.

8. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – С. 22-24.

9. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. – М., 1999. – С. 130-131.

10. Лешкевич Т.Г. Философия науки: Традиции и новации: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – С. 25.

11. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

12. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти т. – Т. 5. – М., 1986. – С. 568.

13. Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М., 2001. – С. 22.

14. Гайденко П.П. Эволюция понятия математики. – М., 1980. – С. 18.

15. Аристотель. Соч.: В 4-х т. – М., 1976. – Т. 1. – С. 288-289.

16. Философия и методология науки. – М., 1994. – Ч. 1. – С. 44-47.

17. Уайтхед А. Наука и современный мир // Избранные работы по философии. – М., 1990. - С. 61.