Смекни!
smekni.com

Основные понятия философии (стр. 4 из 7)

Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного и относительного.

Абсолютная истина – это полное исчерпывающее знание о предмете. Под абсолютной истиной понимается:

 окончательное знание определенных аспектов действительности;

 полное, исчерпывающее знание о мире в целом.

Относительная истина – это неполное, незавершенное знание о предмете.

Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных истин.

Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине: догматизм и релятивизм.

Истина всегда конкретна, т.е. любое истинное знание учитывает конкретные условия существования того или иного явления, условия места и времени и т.д.

В истории философии и науки выдвигались различные точки зрения о критерии истины.

Главным критерием истины является практика, взятая в процессе своего развития. Критерий практики одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен.

4. Наука – это систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука – сложное и многомерное явление. Большинство историков науки считают, что наука в современном смысле возникла в Европе в ХVI–ХVII вв. Рождение науки отождествляется с рождением современной физики и необходимого для нее математического аппарата. Существуют различные подходы к объяснению причин появления науки. Два из них – экстернализм и интернализм.

Экстернализм утверждает, что появление науки обусловлено развитием социально-экономических отношений капиталистического общества.

Интернализм видит истоки науки в специфике духовной культуры эпохи, в ее саморазвитии, в изменении способа мышления.

5. Научное познание отличается от других форм познавательной деятельности. Основные особенности научного знания:

 направленность на познание объективных закономерностей действительности (природы, общества, человека, мышления и др.);

 рационалистическая обоснованность, доказательность полученных результатов;

 системность. Научное знание представляет собой систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, развивающуюся по определенным принципам и закрепленную в специальном языке.

Цель и высшая ценность научного знания – объективная истина. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.

В процессе научного познания применяются специфические материальные средства (приборы, измерительные инструменты и др.) и специфические приемы и методы.

В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место, но там они не являются определяющими.

Научное познание есть целостная развивающая система знания, которая включает два уровня – эмпирический и теоретический. Они различаются друг от друга по трем основным критериям:

 характеру исследования;

 типу применяемых средств исследования;

 особенностям методов.

Эмпирический уровень познания – это процесс мыслительной переработки данных, полученных с помощью органов чувств. Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, законов, теорий и других форм. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В истории философии существовали направления, которые абсолютизировали один из этих уровней в ущерб другому (эмпиризм и «схоластическое теоретизирование»). Все большее признание стала получать мысль о том, что есть еще и третий уровень научного познания, который выступает в качестве метатеоретической предпосылки самой теоретической деятельности в науке (Т. Кун, М. Лакатос и др.).

6. Методология науки изучает структуру и развитие научного знания, средства и методы научного исследования, способы обоснования его результатов, механизмы реализации знания в практике.

Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Метод разрабатывается на основе определенной теории, которая выступает его необходимой предпосылкой. Основная функция метода – регулирование познавательной деятельности. В научном познании истинным должен быть не только конечный результат, но и метод.

Методы научного познания можно разделить на три группы: универсальные (философские), общенаучные, специальные.

Специальные методы применяются в рамках отдельных наук, общенаучные ‑ характеризуют ход познания во всех науках. Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности. К этим методам относятся философские и, в частности, метод материалистической диалектики. Важнейшими принципами материалистической диалектики являются: объективность, историзм, всесторонность рассмотрения, конкретность, детерминизм, противоречивость, восхождение от абстрактного к конкретному, единство логического и исторического.

По поводу методологической роли философии в научном познании существует две крайние тенденции: натурфилософская и позитивистская.

Диалектическая концепция показывает, что философия и наука взаимно дополняют друг друга. Воздействие философии на процесс развития науки выражается в основном в следующих моментах:

 философия влияет на научное познание на всех его стадиях, но особенно при построении теорий;

 философские принципы воздействуют на процесс познания опосредованным путем – через методы частных наук.

Научные методы разделяют на методы эмпирического и теоретического исследования.

7. Роль науки в жизни общества усиливается. Наука представляет социальную силу, оказывающую влияние на все происходящее в человеческом обществе. Главные функции науки: познавательная, объяснительная, практическая, прогностическая, социальной памяти.

Существуют две противоположные позиции в вопросе о роли науки в обществе: сциентизм и антисциентизм. Для представителей сциентизма наука – абсолютная ценность, с помощью которой можно решить все общественные проблемы. Антисциентисты считают, что наука не может обеспечить социальный прогресс, улучшение жизни людей и вообще является разрушителем культуры.

Характерной чертой современного этапа развития науки является то, что в науку входит аксиологический (ценностный) момент. Ценность – это положительная значимость явления; кроме того, эта значимость своим истоком имеет человека, его коренные цели и идеалы.

Ценностная ориентация во многом определяла развертывание работ в области атомной энергетики, генной инженерии и других областях знания. С этой ориентацией связан вопрос о моральной ответственности ученых, о возможности и пределах регулирования этических предпосылок научных исследований.


6. Человек, общество, история

Основные вопросы темы:

1. Проблема человека в истории философии

2. Происхождение человека. Биологическое и социальное в человеке

3. Смысл человеческого существования

4. Общество как специфическое материальное образование

5. Общество как саморазвивающаяся система

6. Субъекты и движущие силы исторического процесс

7. Различные концепции периодизации мировой истории

8. Проблема общественного прогресса

1. Проблема человека – одна из самых важных в философии. Первые представления о человеке возникли еще задолго до появления философии – в мифологии. Философы античности рассматривали человека как образ космоса, как микрокосмоc.

Платон понимает человека как комбинацию тела и души, которая принадлежит миру идей.

Аристотель настаивает на единстве души и тела.

В христианстве человек рассматривается как «образ и подобие Бога». Душа есть дуновение самого Бога. В Новое время специфику человека усматривали в разуме. Человек – это разумное существо.

Для Декарта душа и тело не имеют ничего общего. Тело простирается, душа мыслит.

Для Канта человек двойственен: принадлежит природе, где господствует необходимость, и нравственной свободе.

Гегель развивал идею историчности человека. По Гегелю, человек есть носитель общезначимого духа, субъект духовной деятельности, создающий мир культуры.

Фейербах рассматривает человека как чувcтвенно-телесное существо.

Маркс считает определяющим в понимании человека трудовую деятельность. Общественное бытие определяет сознание человека. Общество детерминирует его свойства. В русской религиозной философии вопрос о человеке органически превращается в божественный вопрос, а вопрос о Боге – в человеческий. Человек раскрывает свою подлинную сущность в Боге, а Бог – проявляется в человеке. Отсюда одна из центральных проблем – проблема богочеловека.

В различных философских направлениях человека рассматривали в основном как единство телесного и душевного; душа – вот что выделяет человека из природы.

2. Человек – это разумное существо, субъект социальных отношений и общения. Значительное влияние на объяснение проблемы происхождения человека оказала эволюционная теория Ч. Дарвина, которая включает в себя положение о том, что человек как биологический вид ведет свое начало от своих обезьяноподобных предков. Эволюционная теория была дополнена трудовой теорией происхождения человека. Согласно этой теории определяющим условием становления человека является труд. Трудовая деятельность повлекла за собой формирование новых качеств – развитие мышления и речи, различных форм общения на определенных принципах морали, ценностных ориентаций и т.д. Человек – это единство природного (биологического) и общественного (социального). Только в своем единстве генетическая и социальная программы формируют человека. Есть две крайности. Одна из них – в сведении человека к животному началу. Противоположный подход заключается в недооценке биологических основ существования человека. Они объявляются несущественными, но в то же время подчеркивается значение социального в человеке.