Смекни!
smekni.com

Основные понятия философии (стр. 5 из 7)

3. Смысл жизни – прежде всего стратегическая цель жизни человека, т.е. задача на длительный период или на всю жизнь, в той или иной степени им осознаваемая. Смысл жизни – регулятивное понятие, которое оправдывает и истолковывает свойственные мировоззренческой системе моральные нормы, показывает, во имя чего необходима предписываемая ими деятельность. В истории философии существовало множество концепций, пытавшихся дать ответ на вопрос о смысле жизни человека.

Теологическая концепция – у каждого человека есть предназначение со стороны высшей инстанции (Бог, дух, идея), поэтому смысл жизни человека в его бытии в качестве осуществления планов высшего начала (Платон, Гегель, Вл. Соловьев и др.).

Социоцентрическая концепция – смысл жизни человека в идее служения людям, обществу, нравственным идеалам (К. Маркс, В.И. Ленин и др.).

Антропологическая концепция – смысл жизни человека не выходит за пределы индивидуального человеческого существования (гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм).

Нигилистическая концепция заключается в отрицании какого бы то ни было смысла человеческой жизни (Л. Шестов, Ж.-П. Сартр).

4. Общество является объектом изучения многих наук. Социальная же философия изучает наиболее общие закономерности и тенденции взаимодействия социальных явлений, функционирование и развитие общества, целостный процесс социальной жизни. Общество выступает в форме своеобразной подсистемы объективной реальности, относительно обособленной от природы. Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общественные отношения – главное, что отличает социальные системы от других образований материального мира. Существуют различные теоретические модели общества: натуралистические и материалистические.

Натуралистический подход – общество является естественным продолжением закономерностей природы, мира животных и космоса (Монтескье, Л. Мечников, Л. Гумилев и др.).

Идеалистический подход – основой общества является некое духовное начало (Гегель и др.).

Материалистический подход к общественному развитию разработали К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, суть его составляет положение: способ производства – материальная основа существования и развития общества, системообразующее начало, связывающее воедино все проявления общественной жизни. Фундаментальная проблема в марксизме – проблема взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное сознание людей – отражение их общественного бытия в ходе практики. Общественное бытие – реальный процесс жизни.

5. Современная философия рассматривает общество как единый целостный организм, как единую систему. Общество разделяют на сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную. Каждая из этих сфер представляет собой целую систему различных элементов, находящихся в постоянном взаимодействии. Экономическая сфера – единство производства, потребления, обмена и распределения. Социальную сферу представляют этнические общности людей, социальные группы и классы. Политическая сфера охватывает властные структуры (государство, политические партии и т.д.). Государство, как и политические системы, очень дифференцированно. Духовная сфера включает философские, религиозные, политические, этнические и другие воззрения людей, а также эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т.д.

Основные свойства общества как целого: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность.

6. В самом широком смысле слова субъект – тот, кто действует, а объект – то, на что направлено действие. Субъектами могут выступать отдельные индивиды, социальные группы людей и общество в целом. Побудительной силой действия являются интересы. Группа может быть субъектом деятельности, если у нее общие интересы, цели действия, т.е. если она представляет некую целостность. Движущей силой исторического процесса является деятельность всех его участников: социальные общности, их организации, индивиды, выдающиеся личности. Источник общественного развития – социальные противоречия, его движущие силы многообразны.

7. Проблема периодизации исторического процесса находилась в центре внимания многих мыслителей. Существуют различные критерии членения истории на отдельные периоды: географический фактор, материальный, духовный и т.д.

Вико создал теорию исторического круговорота, в котором общество проходит через три века: век Богов, век Героев, век людей.

Основой деления истории для Гегеля был географический фактор. В соответствии с географией Гегель делит историю на Восточный, куда входят Китай, Индия и т.д., Греческий, Римский и Германский миры.

Маркс в основу деления истории общества положил материальный фактор – способ производства материальной жизни. В социальную философию для обозначения различных этапов в развитии общества он ввел новую категорию – «общественно-экономическая формация». Стержнем формации является способ производства материальной жизни в единстве производительных сил и производственных отношений. Маркс разделил историю на пять формаций: первобытная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная и коммунистическая.

В современных философских трудах существуют разные концепции периодизации истории. Некоторые (Р. Арон) утверждают, что всю историю можно разделить на индустриальную и доиндустриальную эпохи.

8. Понятие прогресса неразрывно связано с тем или иным представлением о характере развития и его направленности. Общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории. В философии Нового времени появились идеи общественного прогресса, основанные на представлении о беспредельном могуществе человеческого разума и способности общества к неограниченному движению вперед. Гегель характеризует историю как прогресс в сознании свободы. Для Маркса критерием поступательного развития общества является уровень развития производительности труда.

Актуальной проблемой теории социального прогресса является определение его критерия. Выдвигаются различные критерии прогресса: человеческий разум, производительность труда, способ производства, принцип счастья и т.д. Все эти критерии важны, но недостаточны для характеристики всего прогрессивного исторического развития. Общефилософским критерием общественного прогресса является положение человека в окружающей природной и социальной действительности.


7. Человек, культура, цивилизация

Основные вопросы темы:

1. Культура как предмет философского анализа

2. Роль понятия культуры и цивилизации в познании общества

3. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур

4. Природа и содержание духовной жизни общества

5. Искусство

6. Моральное сознание

7. Религиозное сознание

8. Понятие личности

9. Формирование личности в процессе социализации

10. Свобода личности и ответственность

1. Существует несколько сот определений культуры: универсального определения культуры нет. Философское понимание культуры есть осмысление выраженного в ней стремления к безграничности и универсальности человеческого развития.

В философии выделяют два подхода к культуре: узкий и широкий. В узком смысле культура рассматривается как система коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Элементами культуры являются знания, ценности, идеалы, социальные нормы, обряды, обычаи, традиции. В широком смысле слова под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, а также способы их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавая от поколения к поколению. Деление культуры на материальную и духовную относительно. Они взаимодополняют друг друга. Культура выступает как средство самореализации и основание ценности человека.

Развитие культуры носит противоречивый характер, который включает прогрессивные и регрессивные моменты.

2. Понятие «цивилизация» входит в научный обиход около середины ХVII в. Общепринятого философского взгляда на понятие «цивилизация» еще не сформировалось. Можно выделить несколько определений цивилизации:

 как определенной ступени развития культуры отдельных народов и мира в целом (А. Тойнби, П. Сорокин);

 как этапа общественного развития, следующего за варварством и характеризующегося образованием государства (Л. Морган, Ф. Энгельс);

 как характеристики целостности всех культур, подчеркивающей их общечеловеческое единство (К. Ясперс);

 как конечного момента в развитии того или иного народа или региона (О. Шпенглер);

 как материальной деятельности и ее результатов, в отличие от культуры как сферы только духовной деятельности (Н. Бердяев, С. Булгаков).

Во всех перечисленных вариантах понятия культуры и цивилизации тесно связаны друг с другом и в основе этой связи лежит определенная концепция культуры.

В философии существуют цивилизационный и культурологические подходы к мировой истории.

Цивилизационный подход к мировой истории разработал английский историк А. Тойнби. Для А. Тойнби цивилизация – особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками. Каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения и гибели.