Смекни!
smekni.com

Смысл свободы как одной из общечеловеческих и национальных ценностей (стр. 6 из 25)

Социальные потребности Нового времени подняли вопрос о повышении эффективности и рационализации образования. Идеи Яна Коменского (1592-1670) легли в основу реформирования систем образования во многих странах Европы того времени. Коменский создает первую систему массового обучения, пытаясь соединить гуманистические ценности предшествующего времени и новый социальный заказ на стандартное общее образование. К числу главных его работ относятся: «Великая дидактика», «Лабиринт света и рай сердца», «Открытая дверь языков», «Мир чувственных вещей в картинках»[40]. Коменский также создает различные учебники и учебные пособия нового типа, что заложило фундамент дидактики как научной дисциплины. Он был уверен, что возможно улучшение жизни людей при условии создания совершенной системы образования. Классно-урочная модель Коменского оказалась исторически достаточно жизнестойкой, поскольку завершала унификацию всех образовательных процессов в чем, кстати, были заинтересованы все внедрявшие её государства.

В «Великой дидактике» им были, с одной стороны, сформулированы принципы унификации и единообразия (одинаковые учебники для всех и единые требования к обученности), определены условия классно-урочного обучения и главенствующая роль учителя в классе. С другой стороны, Коменский впитал идеи гуманизма, природосообразности и свободомыслия. Педагогические взгляды и поиски Коменского — пример противоречивых стремлений объединить несоединимые установки, лежащие в основе фундаментального противоречия воспитания: с одной стороны, быть максимально внимательным к ребёнку, с другой — учить всех всему на основе общих приёмов, что означает практическое отторжение индивидуального обучения античности и Возрождения.

Коменский одновременно вводит в педагогику понятия, кот многие современные педагоги ещё недавно считали для себя открытием: задача учителя не столько учить, сколько «помогать совершенствоваться». Коменский призывает опираться на врожденные способности ученика. Но одновременно пишет, что ученики развивают духовные силы непосредственно с помощью педагога, причем видно, что ученику отводится пассивная роль.

Итак, особенность педагогической теории Коменского — преувеличение самой идеи системности и всеобщности обучения, возможно радикальной для того времени, но позднее ярко продемонстрировавшей свои недостатки.

Педагогические идеи Джона Локка.

Джон Локк (1632-1704) философ и политик, оказавший огромное влияние как на общественно – политическую, так и на педагогическую мысль Европы и мира.

В основе его педагогических идей лежат философские представления. Теория Локка о происхождении знания — сенсуализм. В ней он обосновал идею происхождения знания и самих принципов мышления из опыта.

К числу наиболее известных произведений Локка относят: «Опыт о человеческом разуме» (1690), «Некоторые мысли об образовании» (1693), они встречались общественностью как политические события. Многие идеи Локка легли позднее в основу Декларации независимости США(1776) , Декларации прав человека и гражданина (1789) во Франции.

Исторические события и процессы определяли глубину философской позиции Локка, политические произведения, которого, в свою очередь оказали воздействие на формирование свободомыслия всего XVIII в., на определение прав человека и создание зачатков гражданского общества в Европе. Ему принадлежит формирование политической доктрины, базирующуюся па идеях свободы и договора, к числу которых относятся представление о том, что все люди по природе равны; все, в том числе и ребёнок, имеют равное право на свою естественную свободу; никто не обязан подчиняться воле власти другого человека, отец не имеет права распоряжаться жизнью и свободой своего ребёнка. Локк не просто ставит вопрос о правах ребёнка, но и связывает их с системой общественных договорных отношений. Он пытается создать модель образования с целью достижения разнообразия и свободы мышления, усиления способностей и активности души[41].

Теория познания Локка создавала новую дидактику, основан­ную на эмпиризме и внимании к знанию собственных познаватель­ных способностей и овладении общими мыслительными операция­ми (рефлексией, сравнением, аналогией, абстрагированием, ассоциацией, обобщением). Дидактика Локка также базируется не на знаниях, умениях и навыках, а на свободе ума. «Сообщить уму свободу» — вот задача образования по Локку. Ум должен быть всегда свободен и готов обратиться к разно­образным объектам. Каждый человек кроме случайных пристрастий имеет любимые занятия, которым душа его отдаётся с особым усердием; но все-таки лучше всего, если она всегда будет оставаться свободной и в свободном распоряжении человека, готовая работать по его указанию.

В работе «о воспитании разума» он писал: «Задача обучения заключается не том, чтобы довести учащегося до полного усвоения всех наук или да­же одной из них, а в том, чтобы сообщить уму ту свободу, то предрас­положение и те привычки, которые бы сделали его способным в ход дальнейшей жизни овладеть любой областью знания, которой он зай­мётся или которая ему понадобится»[42]

Расширение эмпирического пространства науки и её теоретиче­ских основ сформировало тот набор учебных предметов, который до­жил до наших времён.

Локк ратует за утверждение в обществе состояний равенства и свободы на основе естественного закона. Закон представляет собой не столько ограничение, сколько руководство для свободного и ра­зумного существа в его собственных интересах и предписывает только то, что служит на общее благо. Свобода основана на законе природы как проявлении высшей воли, поэтому обязательства, налагаемые законом, всеобъемлющи. Таким образом, нравственный поступок — это результат свободного выбора, а человек, как разумеющий свободный субъект, всегда есте­ственным образом ищет счастья и избегает несчастья, согласуя по­ступки с естественным законом. В объяснении нравственных основ свободного выбора Локка можно считать предшественником Канта и его категорического императива. Локк в «Опыте о человеческом разумении» задает вопрос: «Что такое свобода?» Идея свободы есть идея способности (возможности, силы) совершить действие или воздержаться от него, есть наличие возможности выбора действия (или хотения) и там, где нет возможности выбора, нет свободы, а наличествует одна только необходимость. Свобода оказывается для Локка осново­полагающей человеческой ценностью (без свободы невозможно счастье). Человек, по его словам, — это свободный деятель, который дол­жен уметь правильно использовать свои силы и действия для достижения благих и полезных вещей.

Свободомыслие в философии образования ведёт к последовательному отрицанию насилия и принуждения в школах: дети, пишет Локк, приписывая книгам испытываемые ими в школах страдания, потом всю свою жизнь не примиряются с учением и употреблением книг, чтение становится для них мукой.

Концепция естественного права Локка повлияла на формирова­ние представления об общественном человеке, в котором совмещены свобода и общественные начала. Локк считал человеческий разум, душу «чистой доской», что практический опыт помогает формировать сознание человека с первых шагов жизни, у него возникают собствен­ный внутренний опыт и затем простые идеи, которые Локк называет рефлексией. Чтобы наша мысль, душа получила общие и более слож­ные идеи, необходимо размышление — своеобразное сито мысли­тельной деятельности. Теория познания Локка была направлена против схоластики. Не случайно и образование ставит задачи развить самостоятельное мышление. Локк вскрывает фундаментальное противоречие воспитания, указывая его полюсы: один полюс — «забота» как естественная ос­нова отношений родителей и ребёнка; другой — деспотическое господство над ним. Объясняя возможность выхода из этого противоре­чия, он ставит рядом, через запятую, три действия взрослого, которые необходимы в его взаимоотношениях с ребёнком: защита, поддерж­ка, помощь. В «Мыслях о воспитании» эти действия рассматривают­ся более подробно. Смысл рассуждений Локка: постепенный отход от опеки ребёнка, необходимой в младенчестве, и воспитание в нём от­ветственности, самодисциплины, самоконтроля, выдержки. Локк го­ворит об опасности подавления воли ребёнка: робкие и вялые души, духовно неразвитые люди очень редко чего-либо достигают. «Избежать этой опасности, пишет Локк, — большое искусство, и тот, кто нашёл способ сохранить душу ребёнка непринуждённой, деятельной и сво­бодной и в то же время удержать ребёнка от многих вещей, к которым его влечёт, и направлять его к тому, что ему не совсем нравится, тот постиг, как примирить эти противоречия, тот овладел действительным секретом воспитания».[43]

Один из главных способов общения с детьми и их воспитания внедрение в их сознание понятий чести и позора, постоянная похвала их действий, по­ощрение их заботы о своей хорошей репутации. Тогда объекты же­ланий превращаются в фактор, способствующий добродетели. Но в то же время дети должны в своих невинных играх и детских выход­ках пользоваться полной свободой, их не следует стеснять, пока эти проявления совместимы с уважением к окружающим. «Применяйте ласковые слова и мягкие уговоры» — важная рекомендация воспитателю. Осторожность, внимание, топкое изу­чение детского характера, тщательная оценка поступков ребёнка, мягкое урезонивание в форме рассуждения с ним — таковы приёмы Локка. По мнению Локка, чувство гордости следует поддерживать и использовать в качестве «главнейшего орудия воспитания». И это всё есть не что иное, как раскрытие методов педагогической под­держки.

«Мы не должны, - пишет Локк, рассчитывать на то, чтобы полно­стью изменить прирождённые характеры детей, сделать весёлого — задумчивым, а меланхолика — весёлым. Природные дарования каждого должны быть развиты до возможных пределов. Привить ре­бёнку что-либо другое будет бесплодным трудом. Нужно только удерживать детей от дурных поступков, а во всём остальном предо­ставить свободу. Мягкостью своего обращения и сдержанностью да­же в мерах воздействия воспитатель научит детей понимать дейст­вия взрослых»[44].