Смекни!
smekni.com

Периодизация общественно-исторического развития (стр. 1 из 2)

Содержание

1. Периодизация общественно-исторического развития. Системный, цивилизационный и формационный подходы к ее решению

2. Общественное сознание и общественное бытие, их структура

3. Экономическая, социальная и политическая подсистемы общества

4. Теория индустриального общества

Литература

1. Периодизация общественно-исторического развития. Системный, цивилизационных и формационный подходы к ее решению

Человеческое общество постоянно изменяется. На заре человечества возникло общество охотниковисобирателей. Позднее его сменило рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое. Сегодня стоит вопрос глобализации общества.

Существует несколько подходов к периодизации общественно-исторического развития.

Формационная модель всемирной истории разработана К. Марксом. Согласно ей, человечество от одной стадии, по марксисткой терминологии – формации, движется к другой, более высокой и, таким образом, как бы поднимается по лестнице прогресса. Общественно-экономическая формация – это совокупность всех сторон жизни общества на соответствующей ступени развития.

К Маркс выделял три общественно-экономические формации: первичную (первобытную, архаическую); вторичную (экономическую, основанную на частной собственности); третичную (коммунистическую). Историческое развитие предстает как последовательная смена общественно-экономических формаций.

Решающую роль в развитии общества, согласно марксистской теории, играют производственные (экономические) отношения. Они выступают базисом формации, определяющим надстройку общества, т.е. господствующие идеи и взгляды и соответствующие им организации. Переход от одной формации к другой вызывается противоречиями, возникающими в способе производства: развившиеся производительные силы требуют изменений в сложившихся экономических отношениях, а затем и во всей надстройке. Это противоречие в обществе, основанном на частной собственности, принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция.

Формационный подход, еще недавно рассматривавшийся в отечественном обществознании как единственно верный, сегодня воспринимается многими критически. Прежде всего, подвергается сомнению его универсальность, применимость ко всем странам и эпохам. Далеко не все исторические факты «укладываются» в формационную схему. Например, одновременно с рабовладельческими государствами Средиземноморья существовали племена, находившиеся на стадии первобытного, архаического строя, в также общества восточного типа. Теоретически рабовладельческий строй представляет собой следующую за родовым строем ступень развития, в реальной же истории оба они существовали в одну историческую эпоху. При этом гибель рабовладельческим государствам принесли народы и племена, находившиеся на более примитивной ступени развития.

Критикуя марксистскую теорию формации, ряд исследователей, тем не менее поддерживает саму идею выделения стадий в мировом историческом процессе. По мнению О. Тоффлера, 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Эта аграрная революция положила начало цивилизационному этапу человеческой истории. Таким образом, первой стадией мировой цивилизации стало аграрное, или традиционное, общество. Затем, приблизительно 300 лет назад, в Западной Европе началась промышленная революция. Ее результатом явилось превращение аграрного общества в индустриальное. Сегодня мы наблюдаем третью волну изменений, которая не менее глубока, чем промышленная революция, но протекает значительно быстрее - мир вступает в постиндустриальное информационное общество.

Похожую схему общественно-исторического развития предложил американский социолог У. Ростоу. Он выделяет пять стадий развития, две из которых являются своего рода промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития:

1. Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.

2. Переходное общество. На этом этапе развития происходят довольно бурные изменения в общественной жизни: растет сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание.

3. Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними социально-экономическими и политическими преобразованиями.

4. Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом значения городов и численности городского населения.

5. Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта – значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

По - иному видят развитие общества сторонники теории локальных цивилизаций Н. Данилевский, А. Тойнби. По мнению последнего, неповторимый облик каждой цивилизации складывается под влиянием многих факторов, в том числе и особенностей географической среды. Каждая цивилизация – это единый организм, имеющий свою систему ценностей, высшими из которых являются религиозные. Цивилизациям присущ замкнутый цикл исторического существования.

У цивилизационного подхода есть и свои недостатки. Так, стадиально-цивилизационный подход схематичен, слабо учитывает особенности развития отдельных стран и регионов. При локально-цивилизационном подходе преувеличивается момент взаимной изоляции цивилизаций.

А теперь рассмотрим системный подход. Системность – это качественная определенность объективно существующего и развивающегося человеческого общества. Системные представления об обществе можно обнаружить в учениях древних мыслителей, но только в ХIХ-ХХ вв. были разработаны системные теории общества с использованием категориального аппарата социальной философии, обширного массива гуманитарного знания и достижений системно-исторического метода.

Рассматривая общество как развивающуюся систему, исходят из следующего: 1) общество есть определенное единство, целостность; 2) наличие у общества составных частей (элементов, компонентов); 3) развитие, определенная направленность общества как системы; 4) существование интегративного, системного качества общества в отличие от свойств и качеств образующих его элементов; 5) по отношению к Вселенной, природе, общество есть подсистема, качественное отличие которой составляет то, что преобразующая человеческая деятельность является способом существования и развития исторической действительности.

общественный исторический развитие ростоу

2. Общественное сознание и общественное бытие, их структура

Общественное сознание и общественное бытие – две стороны, материальная и духовная, жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии.

Категория бытия отражает реальность такой, какой она предстает человеку в практической деятельности. Невозможно понять сущность бытия без таких понятий, как пространство, время, качество, необходимость, действительность, содержание и многих других.

Следует различать виды бытия – объективная реальность и субъективная реальность, уровни бытия – актуальное и потенциальное бытие, формы бытия – природное и социальное бытие.Объективная реальность охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания: звездные системы и элементарные частицы, атомы и микротела, птицы и млекопитающие, т.е. все то, что составляет неживую и живую природу, и наконец, сам человек и общество образуют объективно реальное бытие.

Субъективная реальность – это не что иное, как сознание, мышление, духовный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Эти два вида бытия не полярные противоположности. Субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и оказывает влияние на нее.

Следует различать актуальное (действительное) и потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бытие – это наличное бытие в данном пространственно-временном интервале; все, что существует в данный момент. Это природное бытие индивидуализированных объектов и их состояний, которое иногда называют первой природой в отличие от второй (рукотворной) природы искусственных вещей и процессов, созданных человеком.

Сознание индивида и общественное сознание (группы, класса, нации, человечества в целом) образуют противоречивое единство. В индивидуальном сознании отражается личностное бытие человека в общественном – социальное бытие людей.

Общественное сознание обладает сложной внутренней структурой. В самом общем виде в структуре общественного сознания выделяют его уровни и формы. Уровнями общественного сознания являются общественная психология и идеология.

Идеология – совокупность теоретически оформленных воззрений, обеспечивающих конкретному социальному субъекту обоснование своих целей в сохранении или изменении наличных общественных отношений.

Общественная психологияобразование, которое воспроизводится непосредственно и стихийно в жизни людей как их чувственно-практическое отражение и переживание социального бытия. Сферу общественной психологии составляют как динамично меняющиеся духовные процессы (общественные настроения и мнения), так и сравнительно консервативные феномены сознания (обычаи, традиции, черты национального характера). В практике повседневной жизни людей (в сфере обыденного сознания) элементы идеологии и общественной психологии предстают в их недифференциальном единстве как регуляторы многоаспектной социальной деятельности.

Наряду с общественной психологией и идеологией в общественном сознании выделяют еще ряд его форм. Формы общественного сознания различаются по объекту отражения и социальным функциям. Так, политическое сознание касается сферы классовых, национальных, межгосударственных отношений. Оно объединяет людей в борьбе за коренные интересы соответствующей им общности (класса, партии, государства и пр.). Правосознание выражает волю общества (класса) по обеспечению приемлемых для него норм социальной жизни. Нравственное сознаниерегулирует поведение человека в отношениях с другими людьми. Свои важные функции выполняют и другие формы общественного сознания – эстетика, наука, философия.