Смекни!
smekni.com

Роль убеждения и воли в научном познании (стр. 2 из 5)

Желание переходит в подлинно волевой акт (в психологии принято обозначать «хотение»), когда к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию, уверенность в ее достижимости и направленность на овладение соответствующими средствами. Хотение – это устремленность не на предмет желания сам по себе, а на овладение им, на достижение цели. Хотение имеется там, где желанны не только сама по себе цель, но и действие, которое к ней приводит [6; с. 595].

Как бы ни отличались влечение, желание и хотение друг от друга, каждое из них выражает стремление – то внутреннее противоречивое состояние недостатка, нужды, страдания, беспокойства и вместе с тем напряжения, которое образует исходное побуждение к действию.

Основным содержанием второй фазы в развитии волевого действия являются обсуждение и борьба мотивов. Иногда говорят, что в отличие от импульсивного, аффективного действия, которое обусловлено ситуацией больше, чем постоянными, существенными свойствами или установками личности, волевое действие как избирательный акт, то есть результат произведенного личностью выбора, обусловлено личностью в целом. Это в известном смысле правильно. Но не менее правильно и то, что в волевом акте часто заключены борьба, противоречие, раздвоение. У человека есть много различных потребностей и интересов, и некоторые из них оказываются несовместимыми. Человек вовлекается в конфликт. Разгорается внутренняя борьба мотивов.

Прежде всего, естественно возникает потребность в том, чтобы учесть последствия, которые может повлечь осуществление желания. Здесь в волевой процесс включается процесс интеллектуальный. Он превращает волевой акт в действие, опосредованное мыслью. Учет последствий предполагаемого действия сплошь и рядом обнаруживает, что желание, порожденное одной потребностью или определенным интересом, в конкретной ситуации оказывается осуществимым лишь за счет другого желания.

Прежде чем действовать, необходимо произвести выбор, надо принять решение. Выбор требует оценки. Если возникновение побуждения в виде желания предварительно выдвигает некоторую цель, то окончательное установление цели – иногда совсем не совпадающей с первоначальной целью.

Принимая решение, человек чувствует, что дальнейший ход событий зависит от него. Осознание последствий своего поступка и зависимости того, что произойдет, от собственного решения порождает специфическое для волевого акта чувство ответственности.

Принятие решения может протекать по-разному [6; с.597]:

– иногда решение не выделяется в сознании как особая фаза: волевой акт совершается без особого решения. Так бывает в тех случаях, когда возникшее у человека побуждение не встречает никакого внутреннего противодействия, а осуществление цели, соответствующей этому побуждению, – никаких внешних препятствий. При таких условиях достаточно представить себе цель и осознать ее желанность, чтобы последовало действие. Весь волевой процесс – от первоначального побуждения и возникновения цели до ее осуществления – так стянут в одно нерасчлененное единство, что решение не выступает в нем как особый акт.

– решение наступает само, будучи полным разрешением того конфликта, который вызвал борьбу мотивов. Произошла какая-то внутренняя работа, что-то сдвинулось, многое переместилось – и все представляется уже в новом свете.

– ситуация, когда до самого конца и при самом принятии решения каждый из мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не потому, что действенная сила остальных исчерпана, а потому, что осознана необходимость отказаться от этого. В таком случае, когда конфликт, заключенный в борьбе мотивов, не получил разрешения, которое исчерпало бы его, особенно осознается и выделяется решение, как особый акт, который подчиняет одной принятой цели, все остальное. Эти три случая отличаются друг от друга тем, насколько решение выделяется в волевом процессе как особый акт.

За решением должно последовать исполнение, без этого последнего звена волевой акт не завершен. Восхождение к высшим ступеням волевой деятельности характеризуется прежде всего тем, что исполнение превращается в более или менее сложный, длительный процесс. Усложнение этого последнего завершающего этапа волевого акта является характерным для высших ступеней волевого действия.

В решении то, чего еще нет и что должно быть, противопоставляется тому, что есть. Исполнение решения требует изменения действительности. Когда борьба мотивов закончена и решение принято, тогда лишь начинается подлинная борьба – борьба за исполнение решения.

Волевое действие – это в итоге сознательное, целенаправленное действие посредством которого человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Волевое действие – это специфически человеческое действие, которым человек сознательно изменяет мир [6; с.602].

Воля и познание, практическая и теоретическая деятельность человека, опираясь на единство субъективного и объективного, идеального и материального, каждая по-своему разрешают внутреннее противоречие между ними. Преодолевая одностороннюю субъективность идеи, познание стремится сделать ее адекватной объективной действительности.

убеждение воля научное познание


2. Научное познание, как сложный процесс

Прежде всего, будет правильным рассмотреть понятие «познание» на уровне общего понимания.

Познание – высшая форма отражения объективной действительности. Познание не существует вне познавательной деятельности отдельных индивидов, однако последние могут познавать лишь постольку, поскольку овладевают коллективно выработанной, объективной системой знаний, передаваемых от одного поколения к другому.

В познании существуют различные уровни: чувственное познание, мышление, эмпирическое и теоретическое по познание. Наряду с эти выделают различные формы:

– познание, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление);

– познание, направленное на получение объективного знания, существующего вне отдельного индивида (например, в виде научных текстов или в форме, созданных человеком вещей, несущих в себе социально-культурный смысл). Объективированное познание осуществляется коллективным субъектом по законам, несводимым к индивидуальному процессу познания, и выступает, как часть духовного производства [3; с.506].

Различают такие типы познания:

– обыденное;

– художественное;

– научное (естественное научное и общественно научное).

2.1 Сируктура научного познания

Природа научного исследования может быть выяснена лишь на основе тщательного анализа и обобщения фактов истории всех конкретных наук. При этом особое значение имеет обобщение накопленного опыта в таких областях, где процесс исследования выступает в наиболее развитой форме и поэтому может служить удобной «моделью» для изучения его общих законов.

Обобщение данных истории наук показывает, что важнейшими аспектами фундаментального исследования являются:

– структура, то есть элементы, из которых оно складывается, и их взаимодействие между собой;

– процесс и те закономерности, которым он подчиняется;

– результаты, к которым приводит этот процесс;

– мотивы, то есть «движущие силы» исследования.

Научное исследование в самом широком смысле этого слова есть такой вид деятельности, при котором субъект исследования через посредство средств исследования взаимодействует с изучаемым объектом. Под объектом исследования подразумевается некоторая предметная область, то есть совокупность явлений, обладающих сходными признаками. В общем случае исследуется множество объектов, ибо цель науки состоит в открытии объективных законов, а последние не могут быть обнаружены без сопоставления различных явлений. Научное исследование всегда предполагает, что его объект представляет собой конечный фрагмент объективной реальности, то есть что он существует не только до, вне и независимо от сознания исследователя, но и до, вне и независимо от любых форм его деятельности [1; с.231].

Под субъектом исследования подразумевается научный работник, то есть человек, обладающий набором вполне определенных «свойств»:

– нормальными и достаточно развитыми органами чувств, чтобы быть способным к чувственному познанию объекта исследования;

– развитой способностью к абстрактному мышлению, учитывающему законы логики;

– хорошей памятью, обеспечивающей ему необходимый запас знании;

– творческим воображением, позволяющим выдвигать новые идеи.Кроме того, научный работник обязательно должен обладать определенными методологическими правилами и философским мировоззрением.

Научное исследование в XX в. в явном виде приобрело общественный характер: в роли его субъекта теперь, как правило, выступает не изолированный индивидуум, а научный коллектив, то есть фактически некоторое социальное учреждение (например, научно-исследовательский институт). Это обстоятельство, однако, отнюдь не умаляет значения индивидуальной научной деятельности в рамках такого учреждения. В последнем существует разделение научного труда (например, один исследователь специализируется на теоретической работе, а другой – на экспериментальной).

Философы XVI – XVIII вв. считали, что структура исследования всегда двучленна: оно есть непосредственное взаимодействие субъекта с объектом. Но развитие наук в XIX – XX вв. со всей очевидностью показало, что структура исследования в общем случае трехчленна: взаимодействие субъекта с объектом опосредуется орудиями и условиями исследования (материальными объектами двоякого рода). К первым относятся измерительные приборы, счетно-вычислительные, пишущие устройства и тому подобное, ко вторым –научная литература, протоколы наблюдений, фотографии, магнитофонные записи и тому подобное. Различие между этими двумя типами объектов состоит в том, что первые не содержат запаса старой информации, зафиксированной на каком-либо языке, а вторые содержат [1;c.232].