Смекни!
smekni.com

Роль убеждения и воли в научном познании (стр. 5 из 5)

Умозаключение – есть форма суждения формы мышления, которая отражает личностное отношение субъекта исследования к объекту исследования. В свою очередь, совокупность нескольких суждений, является базой для формирования нового суждения на уровне умозаключения. Аналогичный процесс переводит некоторую совокупность умозаключений на уровень понятия. Следующим этапом является установление взаимозависимостей между, выявленными понятиями, в результате чего образуются факты. Предположение о взаимозависимости фактов приводит к возникновению гипотезы, практическое подтверждение которой служит основанием для образования теории.

Убеждение становиться частью научного познания в том случае, если его содержание отражает объективную сторону действительности. Хотя, с другой стоны, источником объективного и субъективного отражения является сознание человека.

В этой системе научного познания воля выступает движущей силой на этапе перехода от гипотезы к практической деятельности по её подтверждению. Будучи несводимым ни к предметной деятельности, ни ко внепрактическому сознанию, феномен воля является связующим звеном деятельностного акта, обеспечивающим единство субъектной его составляющей (желающий и целеполагающий субъект) и составляющей объективно-предметной (субъект целеполагающий и водящий), транслируя импульс потребности в импульс к действию [11; с.130].

Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру и называется сознание. Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. С точки зрения научного познания, объективное отражение действительности обусловлено объективным знанием, которое в дальнейшем направляет сознание человека в объективное русло.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: убеждение, как форма суждения, служит исходным материалом в процессе научного познания (при условии объективности суждения), а воля является движущей силой на этапе перехода от теории к практике.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе рассмотрения темы данного реферата «Роль убеждения и воли в научном познании» были установлены взаимообусловленные связи между этими понятиями, определено их место в системе таких наук, как философия и психология. Были рассмотрены процессы объективного и субъективного анализа, их основные составляющие. Выполнение данной работы привело к выведению основного вывода: убеждение, как форма суждения, служит исходным материалом в процессе научного познания (при условии объективности суждения), а воля является движущей силой на этапе перехода от теории к практике.

В современном исследовании познавательной деятельности происходят серьёзные и глубокие изменения, связанные, прежде всего, с практическими потребностями управления процессами познания, в первую очередь, научного познания, оптимизации процессов обучения с помощью познавательных навыков, интенсивного использования электронно-вычислительной техники и так далее. Темпы НТП предъявляют свои суровые требования к современному объекту познавательной деятельности. Во главу угла встаёт проблема органического единства практики и познания в специфических формах, обуславливаемых особенностями общественного развития в наше время. При этом важное значение приобретает творческое взаимодействие философии и специальных дисциплин, изучающих познание, в процессе которого результаты специально-научного исследования получали бы философско-мировоззренческое и философско-методологическое осмысление, способствующее дальнейшему прогрессу «познания познания» – одному из важнейших факторов осознания человеком себя в окружающем его мире и преобразования им и этого мира, и себя самого.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Диалектика познания / Бранский В.П., Каган М.С., Майзель И.А.; Под ред. А.С. Кармина – Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988. – 304с.;

2. Енциклопедія думки: Зб. Думок, висловів, афоризмів, максимів, парадоксів, епіграм. – Х.: Прапор, 2001. – 544с.;

3. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896с.;

4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – 21-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 1989. – 924с.;

5. Педагогика и психология высшей школы. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 544с.;

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720с.: (Серия «Мастера психологии»);

7. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М: Издательский центр «Академия», 2001. – 304с.;

8. Теория познания. В 4т. Т.1 Домарксистская теория познания / АНСССР. Ин-т философии: Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1991. – 303с.;

9. Теория познания. В 4т. Т.2 Социально-культурная природа познания / АНСССР. Ин-т философии: Под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. – М.: Мысль, 1991. – 478с.;

10. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 445с.;

11. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов – М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – 840с.