Смекни!
smekni.com

Аксиологические основы поведения (стр. 12 из 16)

Итак, потребности 1 уровня - это потребности человека в материальных условиях, необходимых для жизни. Потребности 2 и 3 уровня порождены Культурой – это потребности в определенной форме отношений человека с миром. У людей одни потребности не могут существовать без других: первая группа определяет содержание, вторая - культурно-опосредованную форму потребностей. Социально-культурная определенность базовых потребностей связывается уже с характеристиками предметностей мира, выделяемых соответствующими культурными средствами. Развитие человека в процессе филогенеза демонстрирует, как сменяются культурно-опосредованные формы удовлетворения базовых потребностей человека. На смену чисто орудийной форме отношений приходят формы, предварительно выстраиваемые человеком мысленно. Причем, при построении образа будущих отношений сначала в сознании человек ориентируется на социально-значимое, а затем на личностно-значимое. В настоящее время происходит постепенное выделение форм отношений, ориентированных на родовое значимое.

Основные формы отношений человека с миром, составляющие его базовые потребности, стали основанием выделения основных ценностных ориентаций. Базовые потребности в основных формах отношений с миром фиксируют потребность человека в его автономности или независимости, потребность во всех объектах мира, и потребность в конструктивной форме взаимодействия между собой и миром. Преобладание одной из этих потребностей, устанавливаемое посредством иерархических связей в системах личностных ценностей, приводит к акцентированию в ценности значимости одной из сторон отношений человека с миром. Это проявляется вценностной ориентации.

Соотнесение ценностей с базовыми потребностями человека позволяет выделить основные направления воспитания и сформулировать содержание конечных целей в каждом направлении.

Каждое направление воспитания, выделяемое культурой с незапамятных времен: нравственное, интеллектуальное, трудовое, физическое и т.п., обеспечивает культурное упорядочивание жизненных влечений человека, которые определяются одной из его базовых потребностей первого уровня и базовыми потребностями третьего уровня. Например, ценностные основы отношений, определяемые одновременно потребностями людей друг в друге, потребностью в автономности и потребностью в гармоничном взаимодействии культурно формируются в рамках нравственного воспитания. Ценностные основы отношений, определяемые потребностями людей в познании и в гармоничном взаимодействии с миром (предполагающем и сохранение автономии и удовлетворении потребности в другом), формируются через интеллектуальное воспитание. Определенные ценностные ориентации проявляются в каждой модификации системы ценностей, соотносимой с определенным направлением воспитания. Они задаются системообразующей ценностью, которая упорядочивает отдельные отношения человека, направленные на удовлетворение соответствующей направлению воспитания базовой потребности, задавая им общую направленность. Так, системоообразующей ценностью нравственного воспитания является стремление к Добру, интеллектуального – стремление к Истине, эстетического – стремление к Красоте. Эти ценности и выступают эталонами в аксиологическом отношении, которое может рассматриваться как средство реализации целей воспитания. Объединяющей все отдельные группы ценностей в систему, а, следовательно, и направления воспитания является стремление к отношению Любви как таковому, или к Любви как таковой. Основанием для такого вывода служит позиция, принятая многими русскими философами, которую весьма четко выразил В. Соловьев: «… Всякое внутреннее единство, всякое изнутри идущее соединение многих есть любовь (в том широком смысле, в котором это понятие совпадает с понятием лада, гармонии, и мира или мiра, космоса). В этом смысле благо, истина и красота являются лишь различными образами любви. Но эти три идеи и соответствующие им три способа бытия не в одинаковой степени представляют собой внутреннее единство. <... > Воля блага есть любовь в своей внутренней сущности или первоначальный источник любви. Благо есть единство всего или всех, т.е. любовь как желаемое, т.е. как любимое, - следовательно, здесь мы имеем любовь в особенном и преимущественном смысле как идею идей: это есть единство существенное. Истина есть та же любовь, т.е. единство всего, но уже как объективно представляемое это есть единство идеальное. Наконец красота есть та же любовь (т.е. единство всех), но как проявленная и ощутимая: это есть единство реальное. Другими словами, благо есть единство в положительной возможности, силе или мощи…, Истина есть то же единство как необходимое, и красота – оно же как действительное. Чтобы выразить отношение этих терминов в кратких словах, мы можем сказать, что абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Три идеи или три всеобщие единства, будучи лишь различными сторонами или положениями одного и того же, образуют вместе в своем взаимном проникновении новое конкретное единство, представляющее полное осуществление божественного содержания, всецелость абсолютной сущности, реализацию Бога как всеединого, в «котором обитает вся полнота Божества телесно» (290, с. 127).

Итак, соотнесение личностных ценностей с потребностями человека позволяет сделать следующий вывод: ценности представляют собой социо-культурные потребности человека. То есть, потребности человека существуют только как социо-культурные и представлены в форме личностных ценностей.

Тема 5.3 Соотносимость ценностей с объектами отношений

Никакая ценность не фиксирует только предметную направленность стремления, определяемую свойствами человека, в частности его базовыми потребностями. В ней отражаются качества исвойства второй стороны того отношения человека с действительностью, в результате переживания которого возникают ценности, и форма взаимодействия человека с этой второй стороной отношения.

Дифференциация ценностей на основании свойств второй стороны отношения человека на разных этапах развития ценностного мира осуществляется по-разному. На завершающем этапе этого процесса речь идет об отношении человек-мир. На этапе, соотносимом с ценностями личностно-значимого, такая дифференциация может быть осуществлена через выделение основных элементов этого мира. Так, в качестве второй относящейся стороны в отношениях человека, прежде всего, выступают природа, культура (представленная продуктами человеческой деятельности, в том числе и определенными общественными отношениями или обществом, общественными явлениями), другие люди и он сам. Эти различные объекты в отношениях человека с миром, стали основанием для выделения групп ценностей, соотносимых с основными сферами жизнедеятельности людей. На этапе возникновения ценностей социально-значимого становиться важным выделение определенных групп людей, определенных сфер природы и культуры. На этапе, соответствующем ценностям индивидуально-полезного, ценности соотносятся с отношениями, представленными единичными относящимися сторонами.

Тема 5.4Соотносимость ценностей с видами деятельности

Не менее важным для адекватной реализации ценностей является осознание ее предметно-содержательных характеристик, фиксирующих способ (форму) взаимодействия человека с миром. Инвариантное представление таких способов может быть осуществлено через выделение основных видов деятельности, средства и способы организации которой образуют форму взаимодействия человека с каким-либо объектом или явлением мира. При осуществлении различных видов деятельности в качестве регуляторов отношений выступают различные ценности. Например, для познавательной деятельности наиболее значимым является стремление к истине, стремление к познанию определенных областей действительности (или познавательный интерес); для художественно – эстетической деятельности – стремление к красоте; для преобразовательной – стремление к благу и т.п. Кроме ценностей уровня категорий, можно выделить системы ценностей уровня понятий и уровня представлений, также выступающие ценностными основами при осуществлении различных видов деятельности. При определении взаимосвязей ценностей человека, характерных для определенной формы его отношений с действительностью, необходимо учитывать, что основные виды деятельности «в чистом виде существуют только в теоретическом описании. В реальности все эти элементарные виды деятельности «выступают в разнообразных формах сцепления, скрещения, взаимодействия, подобно химическим элементам, которые красуются в своей чистоте и взаимной обособленности только в таблице Менделеева» (58, с. 98). То есть, можно сказать, что основные виды деятельности являются лишь единицами, сторонами деятельности человека. Но при этом мы можем говорить, что всегда какая-то сторона деятельности становится ведущей. Она и подчиняет своим задачам остальные стороны (виды) деятельности. Например, если ведущая первая сторона деятельности познавательная, то стремлению к истине подчиняются и стремление к красоте, и стремление к пониманию, и к благу и т.п. Если ведущей стороной является деятельность ценностно-ориентировочная, то стремление к пониманию ценностей другого человека подчиняет стремление к истине. Таким образом, можно сделать вывод, что различным видам деятельности (если судить по ведущей стороне) соответствуют различные сочетания ценностей, которые и складываются в определенные формы существования системы ценностей. Можно выделить инвариантную структуру этих форм существования системы ценностей, так как она включает в себя ценности, регулирующие все виды отношений человека, на всех этапах освоения им мира, с позиции установления гармоничной формы этих отношений.