Смекни!
smekni.com

Аксиологические основы поведения (стр. 8 из 16)

Стремление человека к расширению границ своего существования говорит о том, что целостность мира всегда существует у него в сознании в качестве предельного эталона пространства его жизни (С. Франк). С другой стороны, в ценностях задается та перспектива расширения имеющихся границ существования, которая соответствуют потенциальным, еще не реализованным полностью возможностям человека в момент возникновения ценностей. Каким же образом соотносятся границы возможностей человека с целостностью всего мира, существующего независимо от него?

Исследования позволили установить, что в качестве основания такого соотнесения выступает переживание человеком динамичной целостности бытия в культурно-опосредованной форме его отношений с миром. Оноявляется первичным дорефлексивным переживанием и проявляется как интуиция целостности, как чувство единства с мировым целым, как достоверное знание, о чем говорят исследования Г.В.Ф. Гегеля, С. Франка, М. Бубера В. Дильтея, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра. Переживание человеком динамичной целостности бытия – это переживание человеком целостности всего существующего, наиболее общими качествами которого, как писал Николай Гартман, является то, что «все что существует, находится в отношении и развивается». Это значит, что все существующее связано между собой, взаимодействует, т.е. находится в отношении, и в результате этого взаимодействия изменяется. Причем это закономерные, направленные, качественные изменения, т.е. изменения развития. Таким образом, переживание человеком динамичной целостности бытия - есть переживание им основных моментов развития, которые характеризуются следующими формами отношения между относящимися сторонами: в качестве которых выступает следующее: 1) установление тождества (единого), 2) установление различий, 3) установление противоположности, 4) установление противоречий между сторонами отношения. Для человека целостность бытия выступает как необходимость переживания двух крайних форм отношений: и отношения тождества (т.е. гармонии, единства с окружающим миром) и отношения противоречия. Переживание человеком противоречий в устанавливаемых отношениях с действительностью приводит к возникновению у него стремления к их разрешению, основанному на переживании необходимости в едином, представляющем собой момент развития и восстанавливающим целостность бытия. Стремление к такому единому есть стремление человека к установлению гармоничной формы культурно-опосредованных отношений с действительностью. Таким образом, в основе любой ценности лежит стремление человека к гармоничной форме установления отношений с миром и с самим собой. Но ценности разнообразны и это зависит от уровня культурного развития человека, от тех культурных средств, которые он применяет в своей деятельности.

При выявлении человеком противоречий в переживаемых им отношениях и при определении характеристик формы отношений, позволяющей их разрешить, человек опирается только на то содержание личностного опыта, которое у него есть и на качества тех культурных средств, которые использует. Таким образом, качества применяемых человеком культурных средств задают границы его возможностей как при выявлении противоречий, так и при поиске способов их преодоления. Это связано с предметностью, характерной для культурно-опосредованной формы отношений.

Таким образом, несмотря на то, что любая ценность в своем потенциале является формой выражения стремления человека к гармоничной форме отношений, актуально ценности выражают его стремления к форме культурно-опосредованных отношений, оптимальной по отношению к качествам используемых человеком определенным культурным средствам. Многообразие культурных средств, используемых людьми, порождает многообразие ценностей.

Выявленные условия возникновения ценностей позволяют уточнить трактовку понятия «ценность» следующим образом:

Ценности – это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека (людей) к осуществлению такой культурно-опосредованной формы его отношений с действительностью, которая предстаёт для него как значимая сама по себе, соответствует его предельным на момент возникновения ценностей социально-культурным и природным возможностям и создает для него сферу должного (проект будущего).

Значимой выступает та форма отношений человека с миром и с самим собой (форма его поведения, деятельности), которая переживается человеком как необходимая, так как направлена на удовлетворение его потребностей и обеспечивает разрешение или предотвращение возникающих при этом противоречий.

Переживание человеком динамичной целостности бытия, в результате которого происходит различение двух основных моментов развития, характеризующих динамичную целостность бытия, предполагает оценивание. Оно осуществляется на основе действий мышления в сфере дорефлексивного сознания. Только при этом условии сохраняется непосредственная связь возникновения ценностей с бытием как таковым. Оценивание на основе рефлексивного сознания отражает нашу субъективность. Его результатом является оценка, которую в аксиологии отличают от ценности.

Действия по оцениванию не могут быть не упорядоченными, и эта функция в дорефлексивном сознании может быть осуществлена только посредством работы (функции) индивидуального духа. В исследованиях В.И. Плотникова эта функция духа рассматривается как деятельная способность связывать все со всем, у Ф. Фейербаха - как качество духа, характеризующее единство чувств человека, у Шелера - как обеспечение духом целостности существования человека, т.е. как работу духа, направленную на согласование всех сторон бытия человека, как во внешнем, так и во внутреннем плане. При этом результатом согласования всех сторон бытия человека является создание проекта такого способа отношений, который человек принимает за гармоничную форму этих отношений.

Посредством деятельной способности духа связывать все со всем, которая проявляется в таких актах сознания как действия оценивания и действия проектирования, происходит установление ценностного отношения.

Тема 3.4 Возникновение ценностей в ценностном отношении

Ценности фиксируют стремление человека к тому, что переживается им как значимое само по себе. Выделить что-либо как значимое само по себе человек может только в результате оценивания действительности в дорефлексивном сознании, т.е. в сфере бессознательного («еще не осознанного, которое необходимо отличать от «уже не осознанного», т.е. вытесненного из сферы осознанного).

С оценочной деятельностью возникновение личностных ценностей связывают все исследователи ценностного мира человека. В то же время, уже в первых аксиологических теориях, в частности В. Виндельбанда и Г. Риккерта, оценку отличают от ценности. Во-первых, оценку характеризуют как нечто субъективное, а ценность - как объективное. Во-вторых, оценка представляет собой позитивную или негативную характеристику предмета, которая отражает степень его соответствия с эталоном оценивания. Ценность – фиксирует стремления человека к тому, что становится для него значимым самим по себе – т.е. эталоном. Возникновение новой ценности это возникновение нового эталона.

В ценности фиксируется стремления человека к такому значимому, которого еще нет – это сфера должного, т.е. того, что человек еще только стремиться достигнуть. Поэтому, предмет стремлений человека можно рассматривать как проект того, что он хотел бы, и что он начинает воспринимать для себя как эталон. Это значит, что ценности являются результатом не только оценочной, но и проектировочной деятельности человека. И та и другая являются формами мыслительной деятельности – формами деятельности сознания.

Причина различий ценностей и оценок кроется в различии условий их возникновения, поэтому выявление этих причин помогает установить условия возникновения ценностей.

Возникновение и ценностей и оценок связывают с оценочными действиями.

Оценочные действия можно рассматривать как способ установления человеком культурно-опосредованного отношения с действительностью, которое можно описать как через взаимосвязь следующих элементов:

1. Субъект оценивания.

2. Объект оценивания (в качестве объекта могут выступать любые предметы и явления действительности).

3. Культурное средство - эталон оценивания (какой-либо образ действительности, принимаемый человеком в качестве эталонного, т.е. в качестве образцового или идеала).

4. Предмет оценивания – область (часть) объекта оценивания, соотносимая по своим качествам с эталоном оценивания.

5. Продукт оценивания – характеристика объекта оценивания, отражающая степень его соответствия с эталоном оценивания.

Отношение, которое устанавливается человеком с целью оценки объектов действительности, называется оценочным отношением. Структура оценочного отношения:

1. субъект – индивид,

2. объект оценивания – любые объекты и явления действительности на которые направлено внимание человека;

3. эталон оценивания – какой-либо образ действительности, принимаемый (или выбираемый) человеком в качестве эталонного,

4. продукт – позитивная или негативная рациональная оценка действительности.

Таким образом, оценка является продуктом оценочной деятельности, суть которой состоит в соотнесение субъектом целенаправленно оцениваемого объекта с каким-либо эталоном, выступающим в этой деятельности культурным средством.

Оценка – это всегда характеристика степени соответствия или несоответствия с эталоном оценивания, в качестве которого выступает субъективный образ объективной действительности. Это и делает оценку субъективной.