Смекни!
smekni.com

Антропоцентризм и биоцентризм (стр. 2 из 5)

Основной сферой научных интересов М.В.Гусева было изучение физиологического многообразия клеток микроорганизмов, растений, животных, то есть различий в способах их существования. Едва ли в основании биологического разнообразия может лежать что-то другое, нежели разнообразие клеток как атомов жизни, составляющих любой биологический организм. На клеточном уровне, на примере живых существ, состоящих всего из одной клетки, природа наиболее ясно и отчетливо представляет фундаментальные свои законы, — и на это, прежде всего, обращает внимание профессор Гусев, читая на протяжении более тридцати лет студентам курсы микробиологии, экологии микроорганизмов, клеточной физиологии.

Придавая большое значение изучению клеточного уровня в постижении организации живого, М.В.Гусев был одним из инициаторов образования на биологическом факультете МГУ двух новых кафедр: биоорганической химии в 1975 году и клеточной физиологии и иммунологии в 1984 году. Кафедрой клеточной физиологии и иммунологии профессор Гусев руководит со дня основания. Опираясь на знание и понимание клеточной физиологии, учитывая особенности клеток различных организмов, группе ученых под его руководством удалось создать новые организмы, состоящие из клеток различного происхождения и обладающие вследствие этого удивительными свойствами, что дало начало новому направлению клеточной биологии. Важнейшим принципом обучения студентов в Московском университете М.В.Гусев видит тесную связь научно-исследовательской и педагогической работы, предоставление студентам возможности заниматься в соответствии с индивидуальным учебным планом. За вклад в развитие учебной и научной работы в духе Московского университета М.В.Гусев был удостоен звания заслуженного профессора МГУ и премии им. М.В.Ломоносова за педагогическую работу.

М.В.Гусев и Л.А.Минеева — авторы претерпевшего четыре издания (1-е изд. - 1978 г.) учебника "Микробиология", содержащего описание мира микробов под углом зрения энергетического обмена клетки.

"Какова польза для меня, человека, далекого от всех ваших клеток, микробов и молекул, — вероятно, хотите совершенно справедливо спросить вы. — Да, вклад ученых в развитие цивилизации велик. Не что другое, как их деятельность лежит в основе технического прогресса, лучшими плодами которого мы и наслаждаемся. Однако каждый пусть занимается своим делом, не обременяя других своими заботами".

Многие ученые должны согласиться с вами. Невероятный объем научной информации, с которым им приходится иметь дело, заставляет ограничить свои интересы узкой специальностью. Немногие умеют вырваться за пределы своей профессиональной области. Профессор Гусев — в счастливом числе тех, кому это удается. Из полученных им сугубо научных результатов благодаря своей широкой осведомленности и эрудиции он делает выводы, существенные для любого человека, в какой области бы тот ни трудился: обобщив опыт ученого и педагога, он разработал концепцию биоцентризма.

Вообразите, будто летите вы на самолете, об устройстве которого, естественно, как пассажир имеете смутное представление. Придет ли вам в голову разбирать свой самолет на лету, наугад выбирая и разрушая детали, перестраивая тот или иной отсек машины по своему вкусу? И если такое случилось, как долго продлился бы странный полет? Между тем уже долго человечество, не успев познать и ничтожной части грандиозной системы, элементом которой является и от которой всецело жизнью зависит, самонадеянно и безрассудно вторгается в суть сложнейшего механизма, все участники которого поражают своим своеобразием и неповторимостью, вовлеченностью в бесчисленные связи с другими и с величественным целым.

Старинная русская поговорка предупреждает об опасности не увидать за деревьями леса. Однако всякий ли разглядит деревья — в лесу? Что означает биологическое разнообразие для тех, кто неуверенно различает осину от ольхи, из птиц в лицо видел только голубя и ворону, а всякое инфекционное заболевание называет острым респираторным? Истинным, полновесным, значением наполнены эти слова для тех, кто посвятил жизнь вдумчивому созерцанию свободного творчества природы. Основная роль этих людей заключается в том, чтобы осознать и сообщить нам действительную меру нашего воздействия на биосферу, научить нас видеть ценность биологического разнообразия самого по себе, вне наших практических интересов.

Признаемся, воспринимать Человека центром вселенной, новым омфалом, могучим властителем, самодержавным царем и единственной целью природы и мироздания, — необычайно приятно. Отрадно тешить себя кажущейся властью над тем, что неизвестно и непонятно, таинственно. Левым взмахнешь рукавом, — громада плотины воздвигнута, правым — спутники тучей поднимутся в звездное небо…

Антропоцентризм, признание исключительного места и роли человека в природе, есть почва, питающая нацизм, расизм и империализм, ставящие выше других одну нацию, расу, одно государство. В противоположность этому предлагаемая концепция биоцентризма, признания человека равным участником биологического сообщества, есть продолжение представлений о расовой, культурной и религиозной терпимости.

В то время как пренебрежение чужой культурой, языком, убеждениями большинству ненавистно, — возможно ли равнодушно воспринимать истребление тысячами целых видов живых существ, которые так и не смогут удивить нас особенностями своего устройства, принести пользу?

Найдется, кто возразит, что, мол, взаимоотношения с природой нам следует строить лишь на основе целесообразности и практической пользы. Что же, тогда уже сейчас пора решать, что нам делать с нашей планетой, которая пока приспособлена к нашему существованию именно благодаря разнообразию видов, объединенных биосферой, с которой мы между делом ожесточенно боремся.

Мы можем, не теряя ни минуты, приняться за поиски нового мира, пригодного к нашим потребностям и полного еще ресурсов, а вскоре, оставляя Землю за спиной задымленной, истощенной и безжизненной, направиться на новое временное место жительства с грузом панорамных фотоснимков прекрасных уничтоженных нами пейзажей, кирпичиков из стен выдающихся памятников архитектуры и истории, горсток земли с кладбищ наших предков. Таково предложение нынешнего, "нездорового", антропоцентризма.

С другой стороны, мы можем перемениться в своем отношении к окружающему нас миру, перестать враждебно делить его на "Я" и "Не-Я", признать за каждым живым существом право существовать для всех, а не только для нас одних, равно как и самим начать существование не для себя одних, а для всех. Шагом к этому может стать разработка особой Биоцентристской Конституции, должной регулировать правовые отношения между видами на Земле, определять пределы правомочных действий человеческого разума в природе. В определенном, парадоксальном, смысле практический биоцентризм есть абсолютная стадия развития антропоцентризма, поскольку высшее служение Человеку может заключаться лишь в достижении гармонии взаимоотношений Человека с окружающим его миром.

Реформа биологического образования, стратегию которой ныне разрабатывает авторитетная международная организация, комиссия по биологическому образованию международного союза биологических наук ЮНЕСКО (IUBS-CBE), членом которой является М.В.Гусев, должна способствовать обращению большинства далеких от биологии людей к тем аспектам этой науки, которые непосредственно затрагивают интересы каждого, стать инструментом постепенного преобразования антропоцентризма в биоцентризм.

Никто не подвергает сомнению, что наука является для человечества одновременно и величайшей надеждой и огромной опасностью. Та власть, которую она ему предоставляет, может быть использована как во благо, так и во зло. Например, наука произвела вакцины, противоядия, антибиотики, но вместе с тем и взрывчатые вещества, удушающие газы, ядерные бомбы и т. д. Эти ее две грани глубоко занимали самых выдающихся представителей многих народов в различные эпохи. Так, опасность, которую представляет «знание без сознания», еще в XVI в. волновала Франсуа Рабле, французского монаха, впоследствии врача и писателя-гуманиста, автора знаменитого сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль». Его современник, английский философ Фрэнсис Бэкон, автор «Новой Атлантиды», основоположник эмпиризма в теории познания, предвидел «ядовитые плоды науки, лишенной милосердия». Человек оценивает то или иное научное достижение с точки зрения пользы или ущерба для человечества. Если когда-то утверждалось, что лишь человеческая жизнь представляет ценность, человек в его качестве «царя природы» имеет право воспользоваться по своей прихоти каждым растением и животным, со временем взгляд людей на мир, на свое место и роль в природе изменился. Так, научно-технический прогресс и развитие философской мысли начиная с конца XIX в. и на всем протяжении XX в. привели к необходимости изменения отношения человека к животным, пересмотра своей роли в природе с позиций гуманизма и справедливости.

Антропоцентризм и биоцентризм – это две философские концепции, характеризующие отношение человека к окружающему миру и его мнение о своем статусе в этом мире.