Смекни!
smekni.com

История паразитологии. Методология научного познания в ветеринарной науке (стр. 2 из 5)

Но первобытный человек на основе эмпирии не мог познать и объяснить явления окружающего мира. Перед грозными силами природы его охватывало чувство страха. Страх породил веру в сверхъестественные силы природы и божества. Человек считал, что и грозные силы природы можно упросить, задобрить путем молитв и жертвоприношений. На этой почве возникла тауматургическая, или теургическая ветеринария и медицина.

С появлением анимизма эмпирическая ветеринария и медицина вступают в связь с тауматургической ветеринарией и медициной. Эта связь продолжается в течение многих тысячелетий вплоть до XIX и даже XX в.

Различные древние народы создавали свои божества, которые якобы охраняли здоровье людей и животных. Среди божеств, ведающих искусством врачевания, встречаем большое количество женщин. У египтян это знатоки лечебных трав - Нить, Изида и Могучая Полидамна; у греков — Артемида, Афина и Агамеда, дочери бога Эсклепиаса (названного римлянами Эскулапом) Панакея (откуда произошло понятие «панацея») и Гигея (от имени которой происходит слово «гигиена»); Анаита и Астарта — у семитов; Мудрая Каза — у чехов; Герта и Фрига — у германцев; Жива-Марина, Берегиня — у славян и т. д. Так как за больными ухаживали главным образом хранительницы домашнего очага — женщины, то можно утверждать, что истоки медицины зарождались в период матриархата. В честь женщины, главы семьи и врачевателя, высечено из камня и вылеплено из глины немало памятников, сохранившихся и до наших дней в виде «каменных баб».

1. В период патриархата роль хранителя медицинских и ветеринарных знаний переходит к главе семьи, рода и племени— пастуху, владельцу стад, в силу чего возникают божества мужского пола; среди них у славянских народов можно назвать Волоса, покровителя сельскохозяйственных животных, злых богов Домового, Кодотта, Чернобога и др.[6]

В раннюю эпоху культурного развития многие народы считали паразитов наказанием божьим, а поэтому молили соответствующие божества об избавлении их самих и домашних животных от паразитов. Например, при расшифровке клинописи древних вавилонян найден рецепт заклинания при зубной боли:

Когда бог Ану сотворил небо, небо — землю, земля — реки, реки — канавы, канавы — слизь, а слизь — червя, то червь при взгляде на солнце, заплакал, и слезы его предстали перед лицом богини Эй.

— Что назначаешь ты мне в пищу и питье? — спросил червь:

— Я дам тебе в пищу гнилую древесину и плоды дерева.

— На что мне гниль древесная и плоды? Позволь мне свить гнездо внутри зуба. Предоставь мне в качестве жилья его пустоты, я хочу высасывать из зуба кровь его.

— Раз ты это сказал, червь, то пусть сразит тебя богиня Эя десницею своею.

Это служит заговором от зубной боли. Ты должен растереть белену, смешать ее с древесной смолой и положить на зуб, трижды произнося это заклинание!»

ветеринарный паразитология познание методология

У древних кельтов примерно в VIII в. также существовала молитва против червей:

«Червь, заклинаю тебя при светлом свете солнца… Вы, чёрные, белые, жёлтые или красные, серые или голубые; ты, круглый червь в кишечнике, ты, рвотный червь или кусающий, ты, спящий или летающий, ты, подвижный или неподвижный, названный или неназванный, или один из твоих сотоварищей, которых существует 77. Как бы ты ни был назван, какой бы ты ни был формы, должен ты не чинить вреда и успокоиться».

Эта теургическая формула также свидетельствует не только о том, что червям отводилась большая роль в патологии, но и о том, что уже в VIII в. знали о существовании различных форм гельминтов, паразитирующих у человека.

Люди первобытного общества, будучи не в состоянии накапливать значительные запасы продуктов питания, полностью зависели от стихийных сил природы. Засуха и связанный с ней неурожай, эпизоотии лишали человека источников пищи и вынуждали его переселяться в другие края и даже страны. Как следствие этого на протяжении всей истории человеческого общества периодически отмечалась волна миграции.

Так, еще в предысторический период в связи с похолоданием массы людей переселились из Центральной Азии в районы Малайи, Индонезии, Австралии и на острова Тихого океана. В начале нашей эры произошло переселение из Центральной Азии на Мадагаскар, Яву и другие острова Тихого океана. Переселенцы несли в новые страны не только свою культуру, но и возбудителей болезней.

К началу нашей эры уже определились торговые пути, по которым шла интенсивная торговля и обмен не только внутри, континентов, но и между континентами.

К концу XV в. была открыта Америка, откуда вместе с золотом вывозились в Европу и Азию хинная кора, хеноподиум, тыква, фикусы, спигелия и другие лечебные средства. Туда переселялись также представители американской фауны вместе со своими паразитами, а из Старого Света в Америку были завезены лошади, крупный рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные. Вместе с рабами из Африки на американский континент проникла Lоа 1оа и некоторые другие паразиты. Иначе говоря, «море людское» не было тихим и неподвижным, его волны перемешивали людские потоки, а заодно перемешивались и спутники человека, домашние и сельскохозяйственные животные. Это способствовало в свою очередь распространению и взаимообмену возбудителями паразитозов. Поэтому не удивительно, что с течением времени многие возбудители заболеваний человека и животных — аскариды, власоглавы, бычий солитер, гименолепис и др. превратились в космополитов, поражая свои жертвы на всех континентах земного шара. То же самое можно сказать и о сельскохозяйственных животных, фауна которых в результате взаимообмена обогатилась паразитами всех континентов, за исключением тех, которые ограничиваются экологическими факторами. В результате массовых перемещений людей и животных возбудители многих паразитозов давно перешагнули границы своих первоначальных ареалов.

Идеи и научные достижения, зародившись в той или иной стране, распространялись по всем странам и там находили своих последователей. Поэтому естественно, что одна и та же теория самопроизвольного зарождения паразитов или зубного червя одинаково господствовала над умами людей Востока и Запада. И как следствие этого при рассмотрении истории становления паразитологии у различных народов находим много общего в развитии науки: одни и те же теории, одни и те же средства и методы борьбы. Однако часто бывает трудно определить, какому из народов принадлежит то или иное открытие.

Историю становления ветеринарной и медицинской паразитологии можно схематически разделить на три периода. Первый (эмпирическая паразитология) продолжался с доисторических времен до XVI в. и ограничивался наблюдениями за небольшим количеством паразитов, видимых невооруженным глазом (крупные гельминты, эктопаразиты), некоторыми кожными болезнями и использованием примитивных способов борьбы с паразитами, а также применением некоторых методов лечения больных.

Второй (научная паразитология) начался в конце XVI в.; в этот период стали широко применять микроскопию и экспериментальные исследования. Третий (экологическая паразитология) относится к началу XX в., когда была начата работа по изучению паразитоценозов.

Развитие эмпирической паразитологии начинается с доисторических времен и охватывает период первобытнообщинного, рабовладельческого и феодально-крепостнического строя. Эмпирической паразитологией были накоплены ценные сведения об отдельных видимых невооруженным глазом возбудителях инвазионных заболеваний. В этот период открыты многие лекарственные средства и некоторые способы борьбы с паразитами, используемые даже и в настоящее время в ветеринарной и медицинской практике.

В период эмпирической паразитологии различные народы Востока и Запада, а также Америки знали о существовании аскарид, энтеробиус, ришты, ленточных червей, вшей, блох, клопов, иксодовых клещей, комаров и мух, о наличии чесотки, малярии, дракункулеза и элефантиазиса и др.

Наряду с достоверными знаниями о тех или иных инвазионных заболеваниях, их возбудителях и средствах борьбы с ними в период эмпирической паразитологии существовало немало ложных теорий. Например, теория самопроизвольного зарождения эндо- и эктопаразитов, появившаяся в глубокой древности, была освящена авторитетом Сушруты, Гиппократа, Аристотеля, Галена, Альберта Великого, Бремзера, Рудольфи и христианской религии и господствовала в течение нескольких тысячелетий вплоть до середины XIX в. Великий индийский врач Сушрута, придерживаясь этой теории, классифицировал гельминтов, живущих в теле человека, на три группы: происходящих из фекалий, родящихся из слизи и родящихся из крови.

В недрах феодального общества в течение ряда веков формировались капиталистические производственные отношения, при которых деньги и товар превращались в капитал.

Такие отношения создались в ряде стран уже в XV— XVII вв. Разорение мелких крестьянских хозяйств в деревне служило источником рабочей силы для капиталистических мануфактур в городе и помещиков в деревне. В этот период королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные монархии, в которых развивались современные европейские нации и современное буржуазное общество. «...Современное исследование природы, как и вся новая история,— писал Ф. Энгельс,— ведет свое летосчисление с той великой эпохи, которую мы, немцы, по приключившемуся с нами тогда национальному несчастью называем Реформацией, французы — Ренессансом, а итальянцы — Чинквеченто, и содержание которой не исчерпывается ни одним из этих наименований.

Это — эпоха, начинающаяся со второй половины XV в.

Рамки старого Orbisterrarum были разбиты; только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности. Духовная диктатура церкви была сломлена; германские народы в своем большинстве прямо сбросили ее и приняли протестантизм, между тем как у романских народов стало все более и более укореняться перешедшее от арабов и питавшееся новооткрытой греческой философией жизнерадостное свободомыслие, подготовившее материализм XVIII века. Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености». (Ф. Энгельс. Диалектика природы. М., 1964, стр. 6—7.) Ученые того времени были энциклопедистами. Им чуждо было узкое разделение специальностей, как и оторванность от практических запросов жизни : они жили в самой гуще интересов своего времени.