Смекни!
smekni.com

История паразитологии. Методология научного познания в ветеринарной науке (стр. 3 из 5)

Ф. Энгельс считал, что революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости и как бы повторило лютеранское сожжение папской буллы, было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил, хотя и робко и, так сказать, лишь на смертном одре, вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии, и с этого времени началось бурное развитие наук.

Идеология, которую выдвинули передовые люди эпохи Возрождения, требовала умственной свободы, раскрепощения личности от феодальных и религиозных оков. В центре внимания уже находились человек и реальный, а не загробный мир. Из интереса к человеку родилась поэзия личного чувства—лирика, художественное изображение красоты человеческого тела, необходимость познания закономерностей, управляемых природой и человеком, и необходимость борьбы с недугами человека.

В XVI—XIXвв. в противовес схоластике было создано большое количество научных обществ, академий, зоологических музеев, зоопарков, ботанических садов, где изучалась природа. XVI век справедливо называют веком анатомии и географических открытий. Следуя традициям этого века, ученые уделяли большое внимание изучению анатомии человеческого и животного организма и в последующие века. Изучая строение организма позвоночных, нельзя было не заметить макроскопически видимых паразитов.

К изучению ранее неведомого мира организмов устремились сотни исследователей. С каждым годом накапливалось всё больше и больше коллекций паразитов. Человечество, точно проснувшись после длинной ночи, увидело окружающую природу, изобилующую необычайно большим количеством всевозможных организмов.

Паразитические организмы, причиняющие большие страдания человечеству, не могли оставаться незамеченными. Аскариды, солитеры, лентецы, острицы, личиночные формы цестод, вши, блохи, клопы, иксодовые, аргазовые и гамазовые клещи, комары, мошки, слепни, оводы и мухи были известны человеку с глубокой древности. Не зная законов развития природы, первобытный человек считал паразитов и вызываемые ими болезни наказанием, ниспосланным богом, и поэтому молил своих богов об избавлении от паразитов. Однако, не видя помощи от божеств, люди, руководимые инстинктом самосохранения, эмпирическим путем изыскивали средства и способы борьбы с паразитами и паразитозами. Знания и опыт постепенно накапливались и передавались из поколения в поколение, становились достоянием народов целых континентов.

К сожалению, история паразитологии изобилует примерами глубоких заблуждений, серьезно тормозивших развитие науки. Достаточно назвать теорию о самопроизвольном зарождении паразитов, теории гуморальной патологии, о вымышленных и ложных паразитах, тяготевших над умами человечества в течение целых тысячелетий.

На протяжении всей истории человечества взгляды на роль паразитов в патологии человека и животных многократно менялись. Так, в древнем Китае, Индии, Египте и других странах паразитам отводилась важная патогенная роль. Позднее, в период господства гуморальной патологии, паразитов (гельминтов, вшей) уже считали не причиной болезни, а ее следствием. В XVI—XVIII вв. с расцветом анатомии, внедрением микроскопии и открытием новых возбудителей паразитозов многие ученые считали паразитов виновниками чуть ли не всех болезней. В XVIII—XIX вв. появилось новое течение: отрицание патогенной роли гельминтов и т. д.

Паразитология прошла сложный путь своего развития. Отдельные крупицы знаний о паразитах и их патогенной роли, а также о средствах и способах борьбы с возбудителями паразитозов зародились еще на заре человеческой культуры - в период первобытнообщинного строя. Приручение животных вызвало к жизни ветеринарию, усилило медицину. Постепенно накапливались знания в области паразитологии.

В период расцвета древнегреческой и римской культур зародилась зоология и начала, хотя и медленно, набирать силы анатомия. Развитие этих наук также обогащало паразитологию новыми данными, способствующими ее прогрессу.

В период Ренессанса анатомия и география достигли наивысшего расцвета. Исследуя человеческий и животный организм, анатомы обнаруживали новые паразитические организмы.

В XVII в. появление микроскопа повлекло за собой открытие нового мира неведомых до того микроскопических организмов, в том числе и возбудителей многих заболеваний человека и животных. Микроскопия революционизировала медицину, ветеринарию и необычайно обогатила паразитологию. В этот же период паразитология принимает на вооружение экспериментальный метод исследования и тем самым окончательно порывает с эмпирией.

Использование микроскопии и эксперимента дало возможность в XVIII и особенно в XIX в. не только выявить этиологию болезней, но и изучить биологию большинства главнейших возбудителей паразитозов человека и сельскохозяйственных животных.

Во 2-й половине XIX в. зарождается, крепнет и развивается борбистское направление в паразитологии, проводятся в жизнь в масштабе целых государств мероприятия по борьбе с отдельными паразитозами (финнозами, трихинеллезом, малярией, чесоткой и др.).

Паразитология, зародившись во чреве медицины, ветеринарии, анатомии, зоологии и других наук, выросла и обособилась в самостоятельную и весьма важную науку, благодаря которой человечество получило возможность успешно бороться с паразитозами и их возбудителями. [13]

2. Методология научного познания в ветеринарной науке

Общеизвестно, что наука играет важнейшую роль в современной жизни.

Наука вовлечена в стратегические отношения общества и природы, в переплетение социальных отношений коммуникации, труда, управления, быта.

В прежние века наукой занимались относительно немного людей. Академии и научные общества представляли собой организационные формы, вполне способные охватить небольшое количество работавших в те времена ученых. В целом деятельность научного сообщества играла незначительную роль в социальных процессах. Резкое возрастание роли науки, которое началось на рубеже ХIХ-ХХ вв. и охватило весь XX вв., потребовало сознательного планирования и новой организации социального института науки.

Научная деятельность теперь выглядит как колоссальное предприятие, в котором задействованы многие тысячи участников, дорогостоящее оборудование, разветвленные административные структуры. Современный социальный институт науки получил название феномена большой науки.

Уже в первой половине XX в. складывается понимание того, что такое сложнейшее явление, как наука, само должно служить объектом изучения особой дисциплины. Первой серьезной работой в этом направлении считают книгу английского ученого Дж.Д. Бернала «Общественная функция науки» (1939). В ней были подробно рассмотрены задачи теории науки.

Эта книга стала классической. Позже фундаментальные идеи о социальной значимости научного познания, об организационных структурах науки, ее кадровом потенциале и т.п. получили развитие в дальнейших работах Бернала, особенно в важной работе «Наука в истории общества». Складывающееся новое направление стали называть науковедением, или теорией науки. Оно приобрело очертания интегральной дисциплины, стремящейся к комплексному изучению феномена науки. Видный вклад в становление науковедения внесли также Д. Прайс, Н. Пири и др.

Еще Бернал пытался предложить развернутое определение науки как

сложного социального явления. Однако он пришел к выводу, что феномен науки столь многогранен, что общее определение науки дать невозможно и следует говорить лишь о совокупности конкретных проявлений научной деятельности. Среди различных сторон научной деятельности Дж.Д. Бернал называет институт науки как организацию людей, метод науки, науку как фактор развития производства и др. Сегодня науковедческие исследования проводятся в русле социологии, экономики, психологии, истории и других наук. Наука рассматривается как сложнейшая динамическая самоорганизующаяся система, вовлеченная множеством отношений в процессы жизнедеятельности общества, выполняющая когнитивные и социальные функции. [12]

Познание - это крайне сложный, продолжительный, практически бесконечный и противоречивый процесс.

Знакомство с секретами мира, окружающего человека стремление обнаружить истинную сущность предметов и явлений, внутренние связи, тенденции развития требует совместных усилий многих поколений человека, всех представителей науки. Чем глубже исследователь проникает в сущность материального и духовного мира, тем сложнее и многостороннее становится процесс познания. Поэтому поиск правильных методов научного познания, определение способов и правил приобретения истинных знаний приобретает важное научное и методологическое значение. Современный уровень научного познания показывает, что должны быть верным не только результат исследования, но и пути, ведущие к нему. [5]

В науке отчетливо просматриваются два взаимосвязанных, но, тем не менее, достаточно самостоятельных процесса. Первый направлен на получение новых фактов, обнаружение закономерностей и законов развития тех или иных явлений. Эту сторону науки обычно связывают с методом (способом) получения новых знаний. Второй процесс направлен не столько на саму процедуру получения новых знаний, сколько на задачу максимального приближения этих знаний к истине. Его принято называть методологией. Методология науки - это совокупность положений (целей, идей, принципов и методов), помогающая исследователю получать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности. Образно говоря, методология - это логика подбора методов и последовательности их применения, которая позволяет выбрать более прямой путь к истине. [1]