Смекни!
smekni.com

Понятие и сущность мировоззрения. Основные типы мировоззренческих систем (стр. 5 из 127)

Что касается методов, с помощью которых философия изучает свой предмет, то они сводятся к средствам получения знания. Вопрос о методе философского познания – это и вопрос о самой возможности решать философские проблемы научно.

Как известно, проблема метода философского познания возникла в Новое время, когда была осознана неэффективность применения специально-научных методов к решению традиционных философских проблем. "До сих пор, - писал Гегель, - философия еще не нашла своего метода. Она смотрит с завистью на систему построения математики, заимствуя у нее ее метод или методы тех наук, которые представляли собой лишь смешение исходя из опыта положений... или выходили из затруднения тем, что просто отбрасывали этот метод"

Поиски философского метода во второй половине XIX века происходили в форме требования отказа философии от традиционных мировоззренческих проблем. Это была реакция на реальные противоречия философского познания при абстрагировании от социально-практической природы его основания. Действительная задача заключалась в осознании связи метода философского познания с его социальным назначением.

Безотносительно к конкретно-исторической форме проявления философского метода и его осознания общим для него является то, что он представляет собой особую теоретическую деятельность по обобщению и осмыслению всего наличного опыта познания и практики. Это то, что называется философской рефлексией (рефлексия (от поздне лат. reflexion – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок) конкретно-историческое содержание которой определяется уровнем развития общественно исторической практики. Исторически сложившимися формами философской рефлексии является диалектика и метафизика, которые в своем конкретном историческом содержании определяют методологическую направленность философского знания.

4. Философии и наука: единство и отличие познавательных функций.

Сама постановка вопроса о взаимодействии философии и науки исходит из того, что философия и наука представляют собой специфические культурные феномены, не тождественные друг другу. Это важно подчеркнуть, поскольку позитивистское понимание филосо­фии еще дает о себе знать. Ученый каждый раз вынужден обращаться к философии, когда сталкивается с задачами, которые он не может решить парадигмальными средствами. Философия обнаруживает себя там, где наука еще невозможна, где не отработаны системы понятий, где нет четко очерченной сферы предметной деятельности.

Характерная черта современного этапа развития науки - постоян­ное увеличение в ней слоя философской рефлексии, т.е. последова­тельного стремления к осознанию оснований самой научной деятель­ности. Философия по отношению к науке выступает в трех основных функциях: 1) функции донаучного познания (попытки рационального ис­толкования аномальных с позиции парадигмальной науки феноменов), 2) методологической функции (обеспечение поиска средств решения воз­никающих непарадигмалъных задач), 3) мировоззренческой функции (впи­сывание полученных научных данных в систему знаний, картину мира). Именно эти функции и определяют формы взаимодействияфилософии и науки.Первая форма: философское мышление предшествует научному исторически и логически. Вторая форма: философское мышление взаимодействет с научным в процессе научного исследования. Третья фо­рма: философское мышление осуществляет посленаучную работу. В ра­мках этих форм взаимодействия философии и науки удельный вес фи­лософских усилий имеет четко прослеживаемую тенденцию к увеличе­нию.

Философская культура предполагает умение разде­лять собственно философские вопросы и конкретно-науч­ные. В этой связи важно четко демаркировать область философии и частных наук, выявить специфику филосо­фии как особой формы общественного сознания. Это позволит лучше уяснить, какие вопросы можно ставить пе­ред философией, а какие нельзя, за что именно она отве­чает, а за что нет. Это особенно важно в связи с тем, что до сих пор можно встретить, с одной стороны, неоправ­данные претензии к философии, объявление ее ответст­венной за те недостатки и упущения, за которые она не может нести ответственности, а с другой стороны, столь же неоправданные притязания натурфилософского ха­рактера со стороны ряда философов.

В данной связи важно сопоставить философское и на­учное мышление, что позволит выявить их специфику.

– Если научное мышление предметно, встроено в четкие рамки предмета науки, то философское мышление осу­ществляется на базе сопоставлений, сравнений, перехо­дов из одной предметной области в другую.

– Научное мышление осуществляется в рамках норм соответствую­щей науки, строго запрограммировано правилами науч­ного исследования (правилами работы в оперативных системах математики, правилами обращения с разного рода символикой, моделями, чертежами и т. д.), фило­софское мышление подчинено правилам логики и здра­вому смыслу, т. е. запрограммировано не столь строго, как научное.

– Научное мышление осуществляется на базе научных понятий, философское — исходя из философских категорий, которые имеют иной объем, чем научные. Но эта всеобщность, широта философских категорий позво­ляет с их помощью определять какие-то пути, направле­ния научного поиска в тех ситуациях, когда научные понятия «не срабатывают». При этом, конечно, важно иметь в виду, что философские категории, выступая сред­ством ассимиляции неизвестного, не могут использовать­ся абсолютно произвольно — они употребляются лишь в определенном поле семантических значений.

– Философское мышление связано с целеполаганием и формированием ценностей, научное реализует уже по­ставленную задачу, цель или систему ценностей. Наука отвечает на вопрос «почему», а философия — на вопрос «для чего, с какой целью».

– Научное мышление отвлека­ется от любых проявлений, характеризующих отношение человека к миру, т. е. в рамках науки познаваемая дейст­вительность берется в форме объекта. Философское мыш­ление рефлексивно, оно обращено не только на объект, но и на процесс его изучения, т. е. отражает определен­ные аспекты отношения субъекта к объекту. Рефлектируя, мы воспринимаем действительность не саму по себе, а так, как она выступает относительно нашего сознания, как представлена в формах мышления. Философия высту­пает специфической формой общественного сознания, фиксирующей особый вид освоения действительности. Специфичность ее как формы теоретического освоения действительности в том и заключается, что она выступает как приобретшая вид традиции рефлексия.

В силу отмеченных особенностей философское рас­суждение в принципе является неспециализированным, непарадигмальным. Именно поэтому философия и высту­пает интегратором культуры эпохи, ее саморефлексией. Только в ее рамках и можно зафиксировать само суще­ствование различных способов освоения мира, выявить их суть, природу (что такое истина вообще, благо вооб­ще, красота вообще и т. д.). Все они выступают как некие основания жизни. Их и фиксирует философская рефлек­сия. Игнорирование специфичности философии приводит к натурфилософским поползновениям некоторых филосо­фов. Но философия не имеет средств для решения частнонаучных задач. Значение философии для развития нау­ки проявляется в мировоззренческом и методологическом плане.

5. Социокультурные предпосылки возникновения философии (Греция, Индия, Китай)

Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее само­бытности и специфичности имеет ряд общих закономернос­тей. Философская мысль, во-первых, и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как первой формы обществен­ного сознания. Для мифологии свойственна неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть, и другие.

Во-вторых, философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. Так, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тысячелетию до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие госу­дарства. В Китае философия возникает в VI—V вв. до н.э., когда там начался процесс классового расслоения общества: разорение общинников и рост экономической и политической мощи I новых земельных собственников и городских богачей.