Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 6 (стр. 2 из 4)

Анаксимен ( 2-я пол. VI в. до н. э.). Достигший зрелости ко времени завоевания Милета персами, развил новые представления о мире. Приняв в качестве первовещества «воздух», Анаксимен ввёл новую и важную идею о процессе разрежения и сгущения, посредством которого из воздуха образуются все вещества: вода, земля, камни, огонь. «Воздух» для Анаксимена — дыхание, обнимающее весь мир, подобно тому, как наша душа, будучи дыханием, держит нас. По своей природе пневма — род пара или тёмного облака и сродни пустоте. Земля — плоский диск, поддерживаемый воздухом, так же как парящие в нём плоские, состоящие из огня, диски светил. Анаксимен исправил учение Фалеса и Анаксимандра о порядке расположения в мировом пространстве Луны, Солнца и звезд.

9. Учение Пифагора: «Основа мира – число»

Пифагор Самосский (570—490 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Изучая числа, они разработали числовые отношения, и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Числа и пропорции изучались с тем, чтобы познать и описать душу человека, а познав, управлять процессом переселения душ с конечной целью отправить душу в некое высшее божественное состояние. Пифагор считал, что все можно посчитать. Пифагор выделял землю, воду, огонь, воздух.

10. Учение Элейской школы: Ксенофан: «Бог один», Парменид: «Бытие - есть», Зенон – его апории.

Ксенофан - древнегреческий странствующий поэт и философ. Бог должен быть один - высшее.

Недостижимое начало – едино.

Парменид (540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э.) — древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:

Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.

Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму сферы.

Зенон (ок. 490 до н. э. — ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, ученик Парменида. Родился в Элее. Знаменит своими апориями (парадоксами), доказывающими невозможность движения, пространства и множества. Современники упоминали 40 апорий Зенона, до нас дошли 9, из них наиболее известны 4, обсуждаемые у Аристотеля.

Ахиллес и черепаха

Дихотомия (апория)

Стрела

Стадион

Апории «Дихотомия» и «Стрела» напоминают следующие парадоксальные афоризмы, приписываемые ведущему представителю древнекитайской «школы имен» (мин цзя) Гунсунь Луну (середина IV в. до н. э. — середина III в. до н. э.): «В стремительном [полете] стрелы есть момент отсутствия и движения, и остановки»; «Если от палки [длиной] в один чи ежедневно отнимать половину, это не завершится и через 10000 поколений».

11.Философия Гераклита. Начало диалектического учения.

Гераклит(ок.530–470 дон.э.) был великим диалектиком, пытался понять сущность мира и его единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака выделил свойство–изменчивость(его фраза:“В одну реку нельзя войти дважды”). Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его познать?( Основа всего–огонь, это и образ вечного движения).Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного. Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все–едино. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность. А ведь разум обладает властной силой управления всем сущим: он все направляет и всему дает форму. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объективная ценность человечес­кого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку.

12. Атомизм Демокрита.

Предположил, что все делится, но до определенного предела. И этот предел называется атом. Атом – это недвижимая частица. Атомов – множество, они движутся в пустоте, сталкиваются, образуя предметы, вещи, а потом разъединяются и гибнут. Все возникает и уничтожается.

13. Софизм в древней Греции. Агностицизм софистов.

Класс софистов в середине 5 века до нашей эры – это философы берущие плату за обучение. Они учили красноречию, умели вести спор, убеждать, разубеждать. Софисты считали, что мир не познаваем, поэтому назвали себя агностиками. Агностицизм софистов возникал из релятивизма – все в мире относительно. Истина у каждого своя. Известный софист Протагор говорил – «Человек есть вера всех вещей».

14. Философия Сократа. Метод Сократа.

Считал, что истина может быть только одна, независимо от наших желаний, но нельзя считать, что истина найдена. Сократ считал, что человек существо разумное и нравственное. Душа человека бессмертно нуждается в постоянном развитии. Человек находится в поиске, и идти к истине нужно самостоятельно. Помочь в этом может метод Майевтикой – нахождение истины. Когда человек обрел истину он говорит «эврика».

17. Философия Платона: «Мир идей – реальный мир». Теория врожденных идей. Учение об идеальном государстве.

Платон известный ученик Сократа. Основные мысли: «Человек существо духовное, обладает смертным телом, но бессмертной душой». Он считал, что существуют субстанции в космосе. Это единое, ум, душа. Основой для всякого бытия было «единое».

Платон. Мир идей, вещей, материя – ничто. Платон делил мир на мир идей высший реальный мир; мир вещей – который мы воспринимаем, мир идей порождает мир вещей, сначала рождаются изделия, как будет эта вещь выглядеть и из материи рождается вещь. Человек должен припомнить все знания об этом удивительном мире. Со смертью, которого они исчезли (теория возрождения идей). Несмотря на усилия мы не можем постичь идеальный мир, и хорошо было бы понять, что находясь в мире вещей есть другой более красивый мир «мир идей»

18. Аристотель (384 до н. э., Стагир — 322 до н. э., Халкидики) — древнегреческийфилософ и учёный. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. Изменил теорию Платона.

Мир идей

Форма+++++ Материя вещи

Вещей

Считал что, все знания выводятся из «опыта». И делятся на 7 групп: О первой философии, физические, биологические, логические, этические, социально – политические, работы по исскуству, поэтике и риторике.

19. Эпикурейцы. Причина появления новой философии.

Главная проблема как найти свое счастье или людям мешает страх. Перед богами эпикурейцы учили – богов бояться не надо, они сделать плохо людям не могут, они безмятежны и мстить не должны.

Страх перед смертью – все, что лучшее в жизни у человека происходит просвещение. Когда мы есть смерти нет. Когда смерть есть нас уже нет. Каждый человек должен понять, что судьба в наших руках. Применения в удовольствии должны быть разумными.

Удовольствие может быть: естественным, необходимым, естественным. Но необходимым, не естественным и не обходимым.

20. Стоики. Зенон Китионский.

Основная идея: законы бытия не подвластны человеку, а подвержен року и судьбе. Существо в рамках в космических законах. Смысл мира и человека – это значимость слова, лектон который осуществляется и во внутреннем мире человека. Зенон предполагал, что человек частица мироздания и он «маленькая пылинка» в руках мирового целого. Желающего судьба идет, а не желающего тащит. Свобода человека в том, чтобы понять этот замысел предначерченный и человек не должен никому в этой жизни. Не надо плыть против течения, надо просто хранить невозмутимость смотреть на мир по философски, так человек может быть только встретить удары судьбы и смерти.

21. Философия средних веков. Патристика. Мистика. (А. Августин, Тертуллиан).

Патристика— философия и теологияотцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Мистика— сверхъестественные явления и религиозная практика, направленная на связь с потусторонним миром и сверхъестественными силами. Если целью мистической практики является непосредственная связь (единение) с Богом и божественными силами, то говорят о религиозной мистике. Оккультизм, гадание и тому подобное относят к нерелигиозной мистике.