Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Философии 6 (стр. 3 из 4)

Общая характеристика философии: установление христианской религии, монотеизма, т.е. бог один. Он вне мира, первичен, это мир это его творение.

22. Схоластика средних веков. Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.

Схоластика - тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением предмету теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Западной Европе в средние века. 1. Средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического обоснования догматов церкви. 2. Знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

Ансельм Кентерберийский: веру чтобы понимать. Веру и знания можно совместить.

Фома Аквинский: разработал доказательство существования бога, а онтологическое – мы мыслим богом значит он существует. Космологическое доказательство у каждой вещи есть причина – этои есть бог. Физиологическое – т.е. божественное. Весь мир гармоничен и имеет свои запасы, все повторяется и создал эти законы бог.

23. Спор об универсалиях номиналисты и реалисты.

Универсалия (от лат. universalis — общий) — термин средневековой философии, обозначающий общие понятия.

В споре об универсалиях (X—XIV вв.), выясняющем онтологический статус общих понятий (то есть вопрос об их реальном, объективном существовании), определились три направления:

Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский полагали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. С точки зрения реализма только общее, идея существует; предмет науки есть общее в предметах, которые различаются не по существу, а лишь по своим акциденциям, случайным признакам. Познать общее - значит познать все.

Иоанн Росцелин видел в универсалиях общее имя, доступное только разуму. Номинализм защищает частное, отдельные предметы, утверждая, что общее знание есть отвлечение, нисколько не охватывающее природы предметов.

24. Философия эпохи Возрождения. Идеи антропоцентризма. Гуманистов.

Возрождение – возвращение к некоторым идеалам античности, итог развития.

В эпоху возрождения воспевается не только душа человека, но и его тело. Возрождение – гуманизм эпохи. Антропоцентризм: человек не просто природное существо, он изменяет себя и окружающий мир. Формирование и понятие личности и индивидуальности. Свобода судьбы человека: он сам ищет место в жизни, прославляя творца. Разносторонность увлечениям, осознав собственные силы и таланта создание красоты с помощью труда. Эстетическое отношение к природе: природа не несет угрозы, она прекрасна. Наука не греховное занятие, мы познаем окружающий мир. Антропоцентризм — неотъемлемая человеческая черта, и он проявляет себя во всем, чем бы человек не занимался. Его менталитет, система восприятия и интерпретации всего окружающего, мотивировки действий, как в практической, так и в «духовной» деятельности — все базируется на антропоцентризме.

Гуманисты провозгласили: человек совершенное существо, наделенное безграничными способностями; вера в разум, земная жизнь высшая ценность. Гуманисты выступали против: социальной – сословной иерархии, сословных привлечений, религиозного аскетизма.

Н.Коперник: он впервые выдвинул теорию о том, что солнце центр вселенной. Недостатки: солнце считалось неподвижным. Предел мироздания – это видимые звезды.

Д.Бруно: считал что, вселенная бесконечна. Солнце только для нас. Звезды это не границы мироздания. Все духовное материзовано и все материальное одухотворено. В каждой материи, вещи есть душа. Считал, что есть другие планеты, которые населены и обитаемы.

Н.Кузанский: основные мысли: все предметы, только не различны – одно и тоже. Окружность, квадрат, треугольник – это одно и тоже это прямая.

25. Философия нового времени. Эмпиризм. В Европе и Северной Америке возрождение из рационализма, возникло новое просветительское мировоззрение: отказ от религиозного миропонимания; обращение к разуму как к единству критерии, в науку, в прогресс. О господстве человека. На основе мировоззрения повлияли капиталистические отношения и революционизм. Бог был центром изучения, а уже говорили о том, что бога нет, складывалась не политическая картина мира.

Ф. Бэкон: английский учитель. Считал, что старая философия должна быть пересмотрена и старые методы. Раньше методом считалось дедукция - от общего к частному. Он придумал новый метод индуктивный. Индуктивный метод представляет собой наращивание путем экспериментов, опытов об этом мире. Все что, проводится через опыт называется эмпирия и метод познания предлож. Бекон имеет название Эмпиризм.

Т. Гоббс, Д.Локк : они считали что окружающий мир можно познать через чувства. Познание происходит в результате воздействия на наши органы чувств. В результате в душе возникают разные идеи. Эмпиризм—направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания. Противостоит рационализму и мистицизму. Для эмпиризма характерна абсолютизация опыта, чувственного познания, принижение роли рационального познания (понятий, теории). Как целостная гносеологическая концепция эмпиризм сформировался в XVII—XVIII вв. (Френсис, Томас Гоббс, Джон Локк, Джордж Беркли); элементы эмпиризма присущи позитивизму, неопозитивизму (логический эмпиризм).

26. Рационализм.

Рационализм (от лат. rationalisразумный) — философское направление, признающее разум основного познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.

Рене Декарт – величайший мыслитель философии. Декарт доказывает существование бога так: если мы мыслим бога, значит, он есть, рационализм у каждого разный. Мышление – это достоверная реальность, оно наполнено врожденными идеями. Сознание автономно, знание присутствует с самого рождения и не зависит от жизненного опыта.

Г.Лейбница: утверждал, что в сознании существенны возрожденные идеи, но не в готовом виде, а лишь наброски будущего знания. Мы должны обнаружить в себе чего раньше не было.

27. Субъективизм Д. Беркли и Д. Юма.

Считали, что окружающая действительность – это объективные знания и люди отличаются от … благодаря своим искусством. Мы, не знаем, похож ли мир сам по себе, каждый из нас воспринимает по своему. Весь мир – это совокупность наших ощущений. Весь мир – это наши чувства и ощущения, познать мир до конца мы не сможем. Мы бессознательно надеемся, что мир устроит, что - то помимо нас.

Субъективизм — введенное Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, то есть взгляд на сознание как на первично данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. Идеализм Беркли является самой крайней формой такого субъективизма. Кантианство может рассматриваться как умеренный субъективизм того же сорта. Многие разновидности неопозитивизма также склоняются отчасти к такому субъективизму.

28. Философия эпохи просвещения.

Эпоха Просвещения— эпоха религиозного упадка европейского общества, отказ от религиозного миропонимания XVII—XVIII веков (см. История философии), основой для которой стал рационализм. Начавшись во Франции, Нидерландах, Германии и Англии, это движение распространилось на всю Европу, включая Россию. Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Как синоним Просвещения иногда употребляется выражение «философия XVIII века»

Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, призывая к политической централизации, превращению феодальных государств в национальные и расширению прав их граждан. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние государственной церкви в социальной и политической жизни, рассматривая их как силы реакционные, репрессивные и основанные на предрассудках. Собственно термин просвещение пришел в русский язык, как и в английский и немецкий из французского и преимущественно относится к философскому течению XVIII века. Вместе с тем, он не является названием некой философской школы, поскольку взгляды философов Просвещения нередко существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому просвещение считают не столько комплексом идей, сколько определенным направлением философской мысли. В основе философии Просвещения лежала критика существовавших в то время традиционных институтов, обычаев и морали.

Относительно датировки этого направления единого мнения не существует. Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие — к середине XVIII в.[3]. В XVII в. основы рационализма закладывал Декарт в своей работе «Рассуждение о методе» (1637 г.). Конец эпохи Просвещения нередко связывают со смертью Вольтера (1778 г.) или с началом Наполеоновских войн (1800—1815 гг.)[4]. В то же время есть мнение о привязке границ эпохи Просвещения к двум революциям: «Славной революции» в Англии (1688 г.) и Великой французской революции (1789 г.)

30. реальный мир Л.Фейербаха

Людвиг Андреас фон Фейербах (нем.Ludwig Andreas von Feuerbach; 28 июля1804, Ландсхут — 13 сентября1872, Рехенберг) — выдающийся немецкий философ, сын криминолога, специалиста по уголовному правуПауля Йохана Ансельма фон Фейербаха.

Философское развитие Фейербаха лучше всего описано им самим: «Бог был моей первой мыслью, разум — второй, человек — третьей и последней». От изучения теологии он перешёл к увлечению гегелевской философией, а от неё — к сенсуализму в теории познания и к антропологической точке зрения в религии.