Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Античной философии (стр. 6 из 15)

Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. Задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.

Вопрос 16. Мировоззрение. Особенности философского мировоззрения.

Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интере­сующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этими проблемами занима­ются не только философы. Еще задолго до возникновения философиилюди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто фило­софскими, а мировоззренческими. У философии свой, специфиче­ский подход к решению таких проблем. Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Суще­ственное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, веро­ваний, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.

В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообще­ства, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценно­сти, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. 3. Эмоционально-волевой компонент.

Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение.

Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. мировоззре­ние как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, опреде­ляющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя на­выки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно ска­зать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии.

Вопрос 17. Категории материи и сознания.

Данная тема дает обобщающее представление обо всем материальном мире. Показывается место материального мира в бытие в целом. Категория материи не является тождественной категории бытию, а также понятию природы. Материя является частью бытия. В Марксистской ф-фии материя отождествляется с бытием и поэтому категория материи была центральной, исходной. Из этого следует Марксистская ф-фия — грубая форма материализма. Понятие материи шире, чем понятие природы, т.е. в это понятие включается и сам человек и биотехнические системы созданные им. Т.о. базовыми ф-кими категориями, составляющими основу всей системы ф-ких категорий являются 3 категории:1) бытие. 2) материя. 3) дух. Т.о. бытие прежде всего представляется как соединение (единство) двух противоположных начал: материального и духовного. Связь между ними является сквозной проблемой всей ф-фии, ее основным вопросом. Отсюда: материализм и идеализм являются естественными составными частями ф-фии. Идеализм в ф-фии доминирует. Это связано с тем, что ведущим началом человеческого бытия является не материя, а дух (всеобщий дух), сознание, выраженное в морали, религии, образовании, …) Он первичен применительно к человеческому бытию. Понятие материи является понятием не физическим, а ф-ким. Понятие материи есть результат обобщения всех понятий о материальном мире, начиная с обыденных понятий, так же понятий научных (естественных, технич, гуманит.наук). Понятие материи есть синтез всех понятий о материальном мире, поэтому в каждом материальном объекте существует несколько уровней информации: обыденной, естественно-научно., технической, гуманитарной и ф-кой. Философский уровень – самый обобщающая информация о материальном объекте: 1) каждый материальный объект объективен, т.е. находится в бесконечных связях со всеми материальными объектами в мире. 2) находится в «прогрессивном» (релятивном) состоянии, т.е. находится в постоянной изменчивости. Каждый материальный объект течет. Нельзя говорить № все течет все изменяется» (Гераклит). Это справедливо только для материальных объектов. 3) воспринимается человеком прежде всего через чувства: естественные и искусственные и только после этого через сознание. Через чувство матер. Объект воспринимается односторонне, поверхностно, через сознание всесторонне и на уровне сущности. Т.о. матер. Объекты даны человеку прежде всего через чувства, а категорию материи только через сознание, т.е. это есть абстракция, т.е. обобщение матер. Мира.

Вопрос 18. Движение. Формы движения материи.

Материя является частью бытия. Понятие материи шире, чем понятие природы, т.е. в это понятие включается и сам человек и биотехнические системы созданные им. Понятие материи есть синтез всех понятий о материальном мире, поэтому в каждом материальном объекте существует несколько уровней информации: обыденной, естественно-научно., технической, гуманитарной и ф-кой. Философский уровень – самый обобщающая информация о материальном объекте: 1) каждый материальный объект объективен, т.е. находится в бесконечных связях со всеми материальными объектами в мире. 2) находится в «прогрессивном» (релятивном) состоянии, т.е. находится в постоянной изменчивости. 3) воспринимается человеком прежде всего через чувства: естественные и искусственные и только после этого через сознание.

Строение и формы материального мира.

Существует 3 основных типа организации материального мира: Неживой, живой, социально-организованный. Социально-организованный тип материи – живые люди и биотехнические системы. В то же время неживая и живая материя определенным образом представлена в социально-организованной материи. 2 основных уровня организации материального мира: 1) макроуровень. В неживой системе это – тела, планеты, звезды, галактики, метагалактики), в живой – макро организмы, популяции. В социальной Орг. Материи – макроэкономика, этнос, тех. Системы,…2) Микро уровень: клетки, микроорганизмы, экономика (микро).

Основные формы, виды движения в материальном мире.

Вся совокупность матер. Взаимодействия. В науке классифицируется по основным формам и видам движения. Виды движения являются составными частями определенной формы. Виды движения: тепловые, электрические, электромагнитные, световые. Традиционно классификация основных форм движения рассматривается в рамках работы Энгельса «Диалектика природы»., где дана классификация основных форм движения матер. От простейших к сложным. Это: механическая форма, физическая, химическая, биологическая, соц. Организованная. Каждая из после-дующих форм движения включает в себя все предыдущие и базируется на них. Выделяется новая форма движения материи: психическая как особый случай движения на уровне соц. Организованной материи. Возникла самостоятельная наука психология, т.е. каждая относительно самостоятельная наука изучает определенную форму движения материи или определенный ее вид. Встал вопрос об особых формах движения в материальном мире – синтетических, формах движения, на основе изучения которых и возникли науки: биохимия, биофизика, соц. Механика. Синтетические орг. Движения самые сложные на сегодняшний день формы. Стык всех форм движения в матер. Мире реализован на 2-х уровнях: 1) Человеческие индивиды, как материальные существа. 2) Уровень постоянной массы. Здесь происходит особый, уникальный синтез всех ф. Форм движения осуществляется на человеческих индивидах. Поэтому человек определяется в современной науке как микрокосмос. Микрокосмос всех форм движения осуществляется на уровне постоянной людской массы т.е. людная масса есть сосредоточение космоса.