Смекни!
smekni.com

Курс лекций по философской пропедевтике (стр. 4 из 14)

Идеалы Свободы, Равенства, и Братства (Liberte, Egalite, Fraternite) выдвинуты деятелями Французской буржуазной революции 1789 года. А постулаты Гуманизма, Альтруизма и Коллективизма записаны в последней Программе КПСС (1982 года).

1.5. Функции мировоззрения.

1.5.а. В духовном мире человека существует много разнообразных представлений, понятий и концепций. На уровне мировоззрения они обобщаются и сводятся воедино, создавая собой то, что мы называем духовной основой личности человека. В духовном плане человек есть таким, каким есть его мировоззрение. Смена, улучшение, ухудшение мировоззрения есть сменой, улучшением, ухудшением личности человека. Биологически и юридически человек остаётся (продолжает оставаться) тем существом-индивидом, которым он пришел в этот мир, в человеческое общество. Но в личностном, духовном, плане он изменяется. Скажу, для примера, лично о себе. Я был верующим человеком. В 17 лет решил принести на алтарь служения Богу всю свою жизнь. Поступил в духовную семинарию. Окончил духовную академию, стал кандидатом богословия и год работал старшим преподавателем и помощником инспектора Саратовской духовной семинарии. От служения Богу испытывал огромное удовлетворение. Жил в Боге. Но, глубоко изучая религию, православную веру, наблюдая жизнь церкви, поведение священников и реальную советскую жизнь, постепенно - по крохе, по ломтику - терял доверие к священникам, к святости Библии, к церкви, к православному Богу и стал не верующим в Бога человеком. Порвал с религией. Вернулся работать в колхоз родного села. Заочно окончил 10 классов, потом - два вуза (бухгалтерский факультет Одесского кредитно-экономического института и философский факультет Киевского Университета), аспирантуру. Стал кандидатом и доктором философских наук, профессором. По паспорту и по рождению я остался тем же человеком, каким был при рождении, каким был в церковном мире и каким являюсь сейчас. Но в духовном плане, как личность, я стал совершенно другим человеком. И главное в этом новом/старом - мировоззрение. Я был верующим, а сейчас являюсь атеистом. У меня сейчас совершенно другое видение мира и себя в этом мире. Сейчас мировоззрение, которое несовместимо с моим же мировоззрением 45-50 лет тому назад. И причина этой несовместимости заключается не во временном отличии между старостью и молодостью (хотя и здесь кроме возрастных изменений наблюдаются и личностные, духовные изменения), а в принципиальной несовместимости моего тогдашнего мировоззрения и мировоззрения настоящего.

Неповторимость личности человека заключается в неповторимости его уникального духовного мира, в уникальности его личности. Можно, например, путем клонирования продублировать биологический индивид человека, например Льва Николаевича Толстого. Но в духовном, личностном, плане это будет совершенно другой, уникальный человек. И напрасно было бы ожидать от биологически продублированного Льва Николаевича написания новых романов в духе "Война и мир", "Анна Каренина". Или ждать, что этот двойник начнёт непримиримую борьбу против православной церкви да будет создавать своё безалкогольное, вегетарианское и непротивленское толстовство. Или ещё один подобный пример. На Туринской плащанице, кроме красок, обнаружены также остатки засохшей крови. Учёные утверждают, что если остатки крови принадлежали, в самом деле, Иисусу Христу, то они могут выделить их этой крови ген и воссоздать человека, который был завёрнут в эту плащаницу. Допустим, воссоздадут. Но это ни в коем случае не будет воссозданием личности Иисуса Христа, того человека, который называл себя Сыном божьим, выступил основателем новой религии. Это будет человек 21 столетия и вполне возможно, что из этого Биологически продублированного Иисуса Христа в современных условиях ничего путного и не получится.

В мировоззрении каждого человека существует свой неповторимый мир, вся Вселенная. Не напрасно современные философы-эксистенциалисты говорят, что со смертью каждого человека погибает и Вселённая, которая существовала в нём.

1.5.б. Поскольку, как мы уже знаем, мировоззренческие обобщения возносят элементы нашей духовной жизни на качественно новый и высший уровень, то из этого следует вывод, что мировоззрение - это синтез и высший уровень духовной жизни человека. Об уровне духовного величия человека достоверно можно судить только по уровню его мировоззрения, потому что выше мировоззренческих проблем бывают только мировоззренческие проблемы. Человек духовно растёт в меру роста его мировоззрения.

1.5.в. Мировоззрение - это основа духовных мотивов поведения человека. Стихийное поведение человека, как и животного, диктуется инстинктами. Инстинкты - объективные побудительные мотивы поведения. Но поведения человека от поведения животного отличается тем, что у нас кроме объективных (инстинктивных) есть ещё и субъективные мотивы поведения. Мы по-человечески свободно действует только тогда, когда мотивируем своё поведение (поступок, деятельность) ещё и субъективно, то есть - когда знаем, на что идём. В этом случае человек не только действует, а и несёт ответственность за своё поведение. Субъективные мотивы не являются чем-то самодостаточным, - ни от кого и ни от чего независящими.3) Они своими корнями уходят в почву мировоззрения, произрастают из мировоззрения. Каково мировоззрение человека, каковы и мотивы его поведения, поступков, деятельности. Изменение мировоззрения неизбежно ведёт до изменения мотивов поведения, поступков и деятельности человека. Вот почему и в международном масштабе, и в плане политическом так бескомпромиссно идёт борьба, прежде всего за мировоззрение масс. Эти акции получили название "промывание мозгов" (Brainwashing). Всучив массам опредёленное мировоззренческие штампы, международные кланы и политические деятели милостиво предоставляют массам "свободно" вести себя в угоду вполне определённым интересам, жестко запрограммировать их "свободное волеизъявление". Человек же, будучи единственной и неповторимой личностью кровно заинтересован иметь своё собственное мировоззрение, которое и определить его собственное поведения в тех или иных ситуациях. Без собственного, выстраданного самим, мировоззрения человек превращается в бессознательного участника толпы, винтиком; используется для достижения чуждых, навязанных ему целей.

1.5.г. Мировоззрение - источник культурного творчества и сердцевина культуры. Все произведения культуры: искусства, науки, изобретений и прочее, - отражали и выходили из мировидения выдающихся людей, талантов и гениев. Они смотрели и видели далее, шире и глубже остальных людей. Своё видение мира они воплотили в своих произведениях, подтвердили экспериментально, изложили в виде законов. Творчество великих людей демонстрирует нам их мировоззрение. Они увидели в своём мировоззрении мир - и нам показали свое видение, которое стало видением всего человечества.

Сердцевиной культуры вообще и каждого произведения культуры в частности - и по её происхождению и по её содержанию - есть мировоззрение. Мировоззрение стало источником культурного творчества, в произведении культуры отражено мировоззренческого содержание творца культуры. Приобщаясь к произведениям культуры, мы обогащаем свое мировоззрение мировоззрением великих людей. Все существующие элементы человеческой жизни, которые не содержат в себе мировоззренческого содержания (игра "в дурачка", чтение пустых деФективов, "соображение на троих", бульварные развлечения и времяпровождения), - не имеют и культурного значения.

Здесь же следует сказать, что все произведения культуры того или иного вида (научного, музыкального, живописного, литературного и тому подобное) доходят до нас только через логику слова, а из всего произведения культуры нами усваивается только его мировоззренческое содержание. Без словесного обозначения мы не знаём: что это такое? какова его особенность? Если же до нашего сознания в чётко выраженной форме не доходит мировоззренческое содержание произведения культуры, то оно, вообще, никак не доходит до нас.

Конечно, содержание произведения культуры не исчерпывается словами. Слова только сопровождают прохождение произведение культуры в наше сознание. Произведение культуры выборочно или в комплексе воздействуют на все стороны психики человека: на ум, на чувства и на волю. Но для понимания мировоззренческого значения нужны слова, концептуальная информация. Только в этом случае мы обогащаем себя культурно, только в этом случае видение великого человека стало и моим собственно видением. Только в этом случая я начинаю видеть мир так, как его видел Эйнштейн и Ньютон, Шекспир и Пушкин, Моцарт и Чайковский, Леонардо да Винчи и Илья Репин, Фидий и Вучетич, Исидора Дункан и Майя Плесецкая.

1.6. Основные этапы исторического развития мировоззрения.

1.6.а. Выйдя из животного состояния, человек, как и животные, познавал мир органами чувствами. Разница между человеком и животным в то время заключалась только в том, что человек осознавал мир, воспринимаемый его восприятиями и чувствами. Человек того времени считал мир таким, каким он его видел, слышал, обнял, вкушал, чувствовал. Тип мировоззрение, которые изображает мир таким, каким он даётся нам в чувствах, называется наивным реализмом. "Наивным" - потому что по-детски, наивно, воспринимает мир, который ему кажется; "Реализм" - потому что наши чувства ещё в животном мире прошли проверку практикой и оказались эффективными. Если бы чувства во всём искажали действительность (реальность) и кардинальным образом вводили нас в заблуждения, то ни животные, ни человек не могли бы приспособиться к окружающей среде и неизбежно бы погибли.