Смекни!
smekni.com

Понятие Мировоззрения и его исторические типы (стр. 2 из 7)

Аксиологическая функция (от греч. «ценный»), предполагает оценку существующего с точки зрения различных ценностей (социальный, нравственных, идеологических). Особенно важна эта функция в переломные периоды развития общества, когда решается проблема пути и системы ценностей.

Критическая функция философии связана с аксиологической, т.к. утверждая определенные ценности, любая философская система подвергает Критике существующие ценности, господствующие порядки. Принцип «подвергай все сомнению» был характерен для всей истории философии.

Прогностическая функция формулирует гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира, материи и сознания.

Философия, как часть общей культуры человечества, выполняет и интеллектуальную функцию, развивая способности человека к теоретическому мышлению, формируя интеллект, способствует становлению собственного мировоззрения.

7.Первые философские школы древней Греции

Античная Греция, где возникновения рабовладельческого общества, а одновременно первых философских школ, относится к VII-Vi вв. до н.э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.

Мифология—это способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних Греков до рабовладельческого общества (VII-VI вв. до н.э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа (мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением родовой общественно-экономической практики.). С другой стороны, фетишация природных явлений была вызвана слабым развитием производительных сил и бессилием человека перед природой.

В основе мифологического мировоззрения лежал космологизм. Космос понимался как абсолют, божество, но античные боги— это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в космосе, т.е. законы природы, управляющие им. Представление сводилось к представлению о театральной сцене, где люди—актеры, а все вместе (мир и люди)— порождение космоса. С уничтожением родового и возникновением рабовладельческого строя начался переход от образного мышления к понятийному. Космогония (наука, изучающая происхождение космических объектов и систем) все чаще вступала в противоречие с мифологическим истолкованием природы.

Первыми представителями прогрессирующего отмежевания от мифологии стали сторонники ранней философской школы Греции— милетской школы, основанной Фалесом в Милете (крупный торговый центр и порт на греческом побережье полу острова Малая Азия). Взгляд на природу, развитый Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом заключались в том, что общую первопричину всего существующего они искали в реальной действительности. Фалес говорил, что это вода, Анаксимандр объявил в качестве «архе» (первоначало) нечто средне между воздухом и водой, а Анаксимен—воздух, который, разряжаясь, переходит в огонь, а по мере сгущения—в воду и землю. Здесь впервые возникает проблема начала, которое они ищут не за пределами материальной действительности, а в ней самой.

Продолжателем милетской школы является великий диалектик Гераклит. Его учение—это первый сознательный переход от чувственного воззрения на мир к понятийно-категорическому его восприятию. Введенное им понятие «логоса» как мировой закономерности--- ведущая категория его философии. Он считал, что «мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим».

Противовес материализму милетцев и Гераклита выступила математическая школа Пифагора. Пифагорейцы говорили, что все вещи обладают количественной характеристикой. Однако, чрезмерно абсолютизировав это положение, они пришли к выводу, что вещи и цифры— это одно и тоже.

Особое место занимают софисты (Протагор и Горгий), которые считали, что всякое знание относительно, подвергая его как искусному опровержению, так и защите. Основа взглядов этой школы— представление об отсутствии абсолютных истин и объективных истинностей. Отсюда вывод: благо—то, что доставляет чел-ку удовольствие, а зло—то, что причиняет страдания.

Влияние ранних фил школ и Гераклита оказалось двояким, что нашло свое проявление в школе элеатской метафизики. Они развивали по сути идеализм и субъективную диалектику. «Архе» они искали в мышлении. Акцентируя внимание на вечной и неизменной стороне бытия, они низвели множественность движ. Тел до степени кажущегося. Вывод из апорий Зенона: движение не может ни начаться, ни закончиться—это видимость а не сущее.

Отрицательной реакцией на это явились идеи Эмпедокла и Алексагора, которые считали, что вещи образуются из смеси 4-ёх начал: земли, воды, воздуха и огня. Они и открыли путь атомистической теории Демокрита и Эпикура. Они считали ,что весь мир состоит из совокупности атомов—мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся атомы. Они отличаются размерами; они вечны и неуничтожимы. Мир согласно Демокриту— не хаос случайных явлений, все в нем обусловлено.

8.Классический период древнегреческой философии

Важную роль в философии Древней Греции сыграла атомистическая теория Демокрита и Эпикура,которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомов (атом – неделимый) – мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся эти атомы. Они отличаются друг от друга количественно: размером, формой, весом и положением в пространстве. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи.Мир, согласно Демокриту, – не хаос случайных явлений, все в нем причинно обусловлено.

В формировании философских взглядов Платона огромную роль играл его учитель Сократ (ок. 470–399 гг. до н. э.), который не оставил после себя письменных трудов, а сведения о его воззрениях почерпнуты, главным образом, из «сократических сочинений» Платона.Сократовское учение заключало в себе обоснование необходимости понятийного знания.

Сократ совершил поворот от космоса к человеку, считая главными проблемами вопросы человеческой жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, справедливость, мужество и другие нравственные добродетели. Он начинает свою философию с фиксации этического момента, отождествляя понятия добра и мудрости (если данный человек мудр, то он, как правило, добр и наоборот).

Диалектика- искусство ведения такого рода беседы, диалога, при котором собеседники достигают истины, обнаруживая противоречия в рассуждениях друг друга, сталкивая противоположные мнения и преодолевая соответствующие противоречия.

Основные философские положения Сократа нашли логическое продолжение в трудах Платона (427–347 гг. до н. э.), учение которого – первая в истории философии форма объективного идеализма.

Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных сущностей – миру идей. Частичкой вечного является душа человека -она составляет главную суть человеческого существа. Платон считал что всё что нас окружает, существует, выделяет 3 момента:существует вечно(нерождено, не создано),Космос, невечное(изменчивые явления). С учением о чел-ке и душе связ. Учен. Об идеальн. гос-ве, кот. Сост. Из людей выполняющих соц ф-ии, без учета личных интересов. Типы гос-в: «-» тимократия(власть честолюбия),олигархия(богатых),демократия, тирания, «+» монархия, аристократия, республика.

С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик – Аристотель (384–322 гг. до н. э.). По мнению Аристотеля, едва ли может существовать что-либо помимо единичных вещей. Признание существования объективного мат. Мира, конкретная вещь-единство материи(основы),и формы(сущности).В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, признавал законность и необходимость рабовладения, изначального природного неравенства людей, а также стремление к справедливому государству с соблюдением хороших, совершенствующих человека законов; ибо человек, по мнению Аристотеля, по самой своей природе предназначен к жизни сообща, будучи общественным существом, способным только в общежитии формироваться и воспитываться как нравственная личность, обладающая такими добродетелями, как благоразумие, благожелательность, великодушие, самоограничение, храбрость, щедрость, правдивость. Венчает же все добродетели, согласно Аристотелю, справедливость. Отсюда и стремление его к справедливому государству.

9.Философские идеи Платона

Для Платона подлинное бытие принадлежит вечному миру духовных существований— миру идей. Земные, материальные предметы— лишь тусклый отблеск, тень мира идей. Материальная действительность является отражением мира идей, а не наоборот. Частичкой такого вечного является и душа человека, которая и составляет главную суть человеческого существования.

Теория вечных идей и бессмертной души лежит в основе платоновского понимания процесса познания. Он делает вывод, что истина заключена только в разуме, а совершенное знание свойственно лишь Богу (чувственное знание— низший вид, а интеллектуальное мышление и рассудок—высший).

С учением о человеке и душе тесно связана теория государства. Его этика было ориентирована не на формирование совершенной личности, а на совершенствование всего человеческого рода, совершенного общества, а отсюда—и на создание совершенного государства. Платон делил людей на 3 типа, в зависимости от преобладающей в них части души:

1.разумной (свойственно мудрецам или философам, стремящимся к красоте и высшему благу);