Смекни!
smekni.com

Понятие Мировоззрения и его исторические типы (стр. 7 из 7)

34.Предмет философского познания Э. Гусселя

В XVIII–XIX вв. происходит все более четкое выделение собственно философии в отдельную профессию и особую среду духовной деятельности. Именно в этот период русская философская мысль стала испытывать влияние западной философии.

35.Основная проблема в философской антропологии.

Под философией человека или философской антропологией понимают учение о природе человека. Что есть человек? В чем конкретно "философские антропологии" усматривают сущность человека? В решении этого вопроса их взгляды расходятся. М.Шеллер, полагает, что такой сущностной идеей человека является антропологический дуализм духа и жизни. Сущностное определение человека, с точки зрения немецкого, есть одновременное определение его особого положения в порядке бытия.

36.Проблема личности в философии экзистенциализма.

Личность, как ее видят экзистенциалисты, является самоцелью, а коллектив при этом выступает лишь как средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. Главная проблема экзистенциализма - отчуждение индивида от общества. Согласно экзистенциализму человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Философская концепция экзистенциализма Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя.

37.Герменевтика – методика истолкования текстов.

Герменевтика как особое философское направление выдвинулось на первый план на рубеже 70–80-х годов. появление герменевтики, ее различных ветвей было исторически подготовлено и выражало определенные культурные и познавательные потребности своего времени. В герменевтике большое внимание уделяется методологическим проблемам познания вообще, социального познания в особенности. Она обратила внимание на такие важные вопросы, как проблема понимания в гуманитарных науках. Герменевтика как метод познания выделяет следующие этапы:

1) выдвижение некоторой гипотезы, в которой содержится предчувствие смысла текста как целого;

2) интерпретация исходя из этого смысла отдельных его фрагментов (движение от целого к частям);

3) корректировка целостного смысла исходя из анализа отдельных фрагментов текста (движение от частей к целому).

Завершая краткий анализ герменевтики, важно отметить ее роль в изучении субъективной стороны человеческой деятельности.

38.Неопозитивизм и его место в философии ХХ века

неопозитивизм, возникший в 20-е годы XX в. представителями которого являются Р. Карнап (1891–1970), М. Шлик (1882–1936) и др., предметом исследований сделал методы установления истинности научных теорий, их сравнительной ценности. Оставаясь верным основным положениям позитивизма, считая вне научными понятия традиционной философии, неопозитивизм сформулировал принцип верификации для проверки ценности современных научных знаний. Согласно ему научные положения имеют смысл, если они подтверждаются фактами чувственного опыта. С этой точки зрения основные понятия традиционной философии являются неверифицируемыми, ложными. Не случайно принцип верификации был преобразован в принцип фальсификации, автором которого является английский философ и логик К. Поппер. Неопозитивизм как философское направление в исследовании науки с конца 60-х годов теряет свое влияние, многие из его представителей отказываются от основных положений неопозитивизма, выдвигая новые идеи, характерные для «четвертого позитивизма», или постпозитивизма.

39.Понятие истины в постмодернизме

Одной из новейших форм современной философии, в которой отражается как содержание всей современной культуры, так и новый стиль мышления, является постмодернизм.

отрицание всех форм философии монизма, присущих классической и современной философии (экзистенциализм, позитивизм, марксизм, неофрейдизм и др.), каждое из которых претендовало на универсальность. Во-вторых, отказ от фундаментальных принципов и оснований традиционной западно-европейской философии – веры в линейный прогресс, абсолютную истину, рациональное планирование идеальных социальных порядков. В-третьих, утверждение философии плюрализма, обоснование идеи вариативности, многообразия.

40.Философские понятия бытия, его основные формы, их специфика.

Общественное бытие – это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу и существенное содержание которого составляет производство материальных благ. Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом:

• общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него не существует, являясь его отражением;

• общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание;

• источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия. Первичность общественного бытия и вторичность общественного сознания как коренной принцип материалистического понимания общества обнаруживает возможности исследования духовной жизни людей.

41.Материя как философская категория

Разрабатывая научное определение материи, К. Маркс и Ф. Энгельс имели в виду объективный миp в целом, всю совокупность составляющих его тел. От философского понятия материи нужно отличать естественные и социальные представления о ее видах, стpуктуpе и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность миpа, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства. Материя - это объективный миp в целом, а не то, из чего он состоит. Отдельные предметы, явления не состоят из материи, выступают конкретными видами ее существования, как, напpимеp, неживая, живая и социально организованная материя. Всеобщими атрибутами движущейся материи являются пpостpанство и время. Но не смотря на индивидуальные свойства, отличающие друг от друга пpостpанство и время, в миpе нет материи, которая бы не обладала пpостpанственно-вpеменными свойствами, так же, как время и пpостpанство не существуют сами по себе, вне материи или независимо от нее. 3 формы существования материи: время пространство, движение.

42.Проблема истины в философии, подходы к ее решению в различных философских направлениях.

Истина - теория подтвержденная практикой. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Истина, по определению, - в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъективна. Когда мы говорим, что истина "субъективна", это значит, что она не существует помимо человека и человечества; истина объективна - это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества. Существуют разные формы истины. Они подразделяются по характеру отражаемого (познаваемого) объекта, по видам предметной реальности, по степени полноты освоения объекта и т.п. Обратимся сначала к характеру отражаемого объекта.